Методическая разработка "Физическое развитие в формировании познавательного интереса к устному народному творчеству"


Почему именно была выбрана такая тема

Одним из важнейших средств всестороннего развития ребенка является движение, которое служит обязательным условием формирования всех систем и функций организма, познания окружающего мира и ориентировки в нем. От степени удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности зависит его физическое здоровье и умственная работоспособность. А резкий переход детей в социальную среду и пребывание в ней способствует возникновению трудностей в речи, нерешительности, зажатости, плаксивости, замкнутости. Все это мешает полноценному развитию малыша.

Как педагог, понимаю, что малышам эмоционально раскрепоститься поможет игра, которая научит ребят навыкам общения.

На основе авторской программы: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князевой, М.Д. Маханевой разработала методику знакомства ребят с фольклором – «от фольклора к театрализованным играм».

Прежде всего, потому, что русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Меня всегда волновало и волнует проблема психофизического здоровья ребят во время адаптации. При поступлении в детский сад дети часто переживают адаптационный стресс, поэтому в первые дни жизни малыша в детском саду особое место в образовательном процессе я отвожу фольклору, так как считаю, что правильно подобранный фольклорный материал помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Ведь ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, напевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает «ладушки», притопывает, приплясывает. Это забавляет, радует его, а самые стеснительные дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт – взрослыми и сверстниками.

Особенно малыши очень скучают по дому, маме, они не способны к общению с другими детьми, так как находятся в угнетенном состоянии, поэтому главной фигурой и центром внимания в период адаптации является взрослый.

Решение этой проблемы зависит от многих показателей: психологического комфорта в группе и дома, режима дня и так далее. В связи с этим делаю акцент на психологическом аспекте здоровья ребят. Уделяю большое внимание формированию эмоционального контакта на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы и любви к каждому малышу. Дети – самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Трудно представить ребячью жизнь без весёлых, шумных игр, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками, дразнилками. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а игра способствует снятию эмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных интересов.

В своей работе я использую следующие игры.

Фольклорные игры

Эти игры развивают физические качества, творческие и логические способности ребят, внимание, настойчивость в достижении цели, умение сосредоточиться, предвидеть, находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Игры с речевым сопровождением

Это игры, где дети выполняют различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек – это и массаж, и мелкая моторика, и образные движения, которые неразрывно связаны с умственным развитием детей, развитием речи.

Игры на развитие речи

Эти игры направлены на совершенствование навыков в плавной речи, чувства ритма в движении, согласованности действий; способствуют точно и выразительно передавать мысли и движения героев, расширяют словарный запас.

Стихотворные диалоги

Диалог – это разговор двоих. Диалоги предполагают распределение ролей, поэтому и методика работы иная. В диалоге дети учатся задавать вопросы, отвечать на них. Так как идет процесс усвоение диалогической речи, то в дальнейшем ребятам легче овладевать монологической речью, которая лежит в основе школьного обучения.

Мини-спектакли

Считаю, что совместная деятельность родителей, воспитателя и детей позволяет ребятам накопить большой опыт в навыках выразительной речи, выразительности движений. Такие спектакли помогают сделать жизнь детей интересной, радостной, где дети получают хороший настрой, бодрость, радость от общения с взрослыми, что в дальнейшем усилит его способность радоваться жизни и приведет к укреплению здоровья и духовному развитию.

Практическая значимость разработки заключается в том, что она позволяет повысить эффективность педагогической деятельности и качество образования детей не только в области фольклора и театрализованной деятельности, но и в социальном, познавательном, художественно-эстетическом и физическом развитии.

В данный момент набрала новую группу малышей, на основе прошлого опыта и с учетом новых современных требований, мною были подобраны игры, в результате чего адаптация в группе прошла в легкой степени.

Музыкально-ритмические игры

Эти игры способствуют развитию мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии.

Жестово-образные игры

По содержанию это игры сенсорно-двигательные, где образ передается не столько словами, сколько жестами. Такие игры способствуют развитию моторной координации, речи, памяти, внимания, помогают робким и замкнутым детям раскрепоститься, а невнимательным и агрессивным – овладеть собой.

Данная методическая разработка апробирована мною в течение нескольких лет. Успешность ее применения подтверждается следующими результатами.

Качество усвоения программы

Мониторинг детского развития показал положительную динамику в развитии интегративных качеств. Дети физически развиты, эмоциональны и отзывчивы, любознательны и активны, они умело сотрудничают друг с другом и взрослыми; способны решать интеллектуальные и личностные задачи; у них сформирован мотив на успешность.