Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному


"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь." Э.Межелайтис

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, бедаони удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.

“ Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература – все это в меньшей или большей мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках!

Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Для этого Очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.

Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает – и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.

Задача воспитателя – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.

Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование.[1,с.9]

УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К

ПРЕКРАСНОМУ

Создавая условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия должны соответствовать следующим требованиям:

  • Внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, (игрушками, произведениями искусства, детского творчества);
  • Все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;
  • Очень продуманно в детские помещения должны подбираться произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному;
  • В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками. На участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту;
  • Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.

Итак, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома, помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.

КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОГРАММ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ К ПРЕКРАСНОМУ.

В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  1. Программа “Детство” под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой;
  2. Программа “Семицветик” – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова;
  3. Программа “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” – авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева;
  4. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость. Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина;
  5. Программа экологического образования детей “Мы” под редакцией Н. Н. Кондратьевой.

ПРОГРАММА “ДЕТСТВО” ставит задачу развития детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости и гуманности через усвоение детьми идеи единства всего живого. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В программе “Детство” ставятся задачи, решение которых позволяет:

  • сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям художественных произведений;
  • научить детей соотносить увиденное с собственным опытом;
  • дать представления о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • развить умения и навыки изобразительной деятельности;
  • учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками;
  • знакомить с видами искусства: архитектурой, скульптурой, дизайном, народными промыслами, декоративным изображением;
  • знакомить с различными стилями художников, графиков, скульпторов.

Эти задачи решаются не только в процессе занятий, но и через совместную деятельность воспитателя с детьми. Нужно подводить детей к тому, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в “большое искусство, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное и яркое душой ребенка”.

Существуют дети с высокой и низкой степенью эмоциональной отзывчивости. Замечено, что эмоциональная отзывчивость – качество в дошкольном возрасте еще неустойчивое. Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит социальным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок и практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. В этот опыт входят отношения со стороны близких взрослых, особенности взаимоотношений между членами семьи, ценностные ориентации окружающих взрослых, их практические дела и поступки.

Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Приоритеты программы

“ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ”.

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа:
  • Шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее;
  • Большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;
  • Ознакомление с декоративной народной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством;
  • Выставки декоративно-прикладного искусства.

В нашей группе проводятся занятия по ознакомлению детей с русской народной культурой именно по этой программе. Организованы уголки “ Русская изба” с предметами народного быта (русская печь, колыбелька с младенцем, домотканые коврики, лоскутное одеяло, сундучок, лапти, самовар, икона и т.д.) и “Золотые узоры Хохломы”, есть куклы в национальном русском костюме, организована выставка дымковской игрушки, постоянно проводится ознакомление с предметами народного быта. Нашим детям очень интересно рассматривать эти уголки, узнавать новое о предметах быта русского народа.

Девиз программы “СЕМИЦВЕТИК” – воспитание через культуру и Красоту. Главная цель этой программы – способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.

Основные задачи программы:

  • раскрытие и развитие восприятия Красоты;
  • заложение этических и нравственных основ;
  • расширение сознания и кругозора;
  • раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;
  • заложить основу культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры.

В процессе решения поставленных задач самому воспитателю необходимо быть живым примером устремления ко всему, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит. “Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя”,  – так писал А. Острогорский, русский писатель и педагог. Для того чтобы эффективно решать поставленные задачи, нужно окружить ребенка красивыми образами, обратить его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук, учить слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, легенды, сказания, создающие одухотворенный высокохудожественный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков, смотреть красочные музыкальные слайд фильмы и, конечно, предоставлять возможность детям высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, чувства, мысли. При этом надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и творчества с детьми. Эта атмосфера будет во многом способствовать раскрытию и развитию ребенка. Главными составляющими этой атмосферы будут: Красота, Добро, Радость, Терпение и Терпимость, Свобода, Организация, Стремление понять ребенка и Уважение его личности, его прав.

Программа “Семицветик” рассчитана на детей от 3 до 7лет. Для удобства темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки, которые составлены из двух базовых частей: “Природа” и “Человек”.

ПРОГРАММА “КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО” предназначена для эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет. Эта программа является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного – как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной. Программа нацелена на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых  невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие исследователи отмечают, что способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.

Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у детей разнообразных способностей – как художественных (художественный вкус, эстетическая оценка, эстетическое суждение и положительное отношение к окружающему искусству, к художественной деятельности), так и интеллектуальных. Разные виды художественной деятельности играют в этом важную роль. Все названные психические процессы и качества личности необходимы не только для успешного творчества, но и для познавательной, трудовой, учебной деятельности.

Программа “Красота. Радость. Творчество” содержит следующие разделы: “Искусство в жизни ребенка”, “Эстетическая развивающая среда”, “Красота природы”, “Знакомство с архитектурой”, “Литература”, “Изобразительная деятельность”, “Музыкальная деятельность”, “Досуг и творчество”, “Творчество”, а также Приложения.

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ “МЫ” под редакцией Н. Н. Кондратьевой. При отборе содержания программы авторы руководствовались идеей гуманизации, т.е. развитием у ребенка гуманистической направленности отношения к миру. Содержание этой программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения, правильного отношения к ней. В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.

Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для жизни условия.

Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Настоящая программа дополняет содержание раздела “ Ребенок открывает мир природы” программы “ Детство”.

Программа “Мы” может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения дошкольного учреждения, географических условий местности, края.

Таким образом, для того чтобы воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному, можно использовать в своей работе любую из выше рассмотренных программ, как полностью, так и частично.

Для более полного освещения темы моей статьи я провела анкетирование среди родителей группы “Родничок”. Тема анкеты совпадает с темой моего доклада “Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному”. Анкетирование проходило с 6 по 11 июня 2004 г. В нем приняли участие 15 человек, в основном мамы наших воспитанников. Родителям была предложена анкета, которая состояла из 22 вопросов.< Приложение 1>. Я проанализировала анкеты и отметила следующее. Уровень образования родителей достаточно высок, высшее образование имеют 16 человек, незаконченное высшее – 3 человека, среднеспециальное – 4 человека, среднее – 6 человек. В основном все семьи имеют по 1 ребенку, двоих детей воспитывают Лунганы, самые многодетные – Шемяковы (у них 4 детей). Хочется отметить, что родители предпочитают регулярно водить детей в цирк, в кукольный театр, совсем не посещают ТЮЗ (объясняя это возрастом детей), практически не посещают кинотеатры (т. к. имеют дома видеомагнитофоны, на которых дети могут просмотреть мультфильмы и сказки). Выставки и музеи со своими детьми посещают 6 человек, т. е. 30% опрошенных. Хочу отметить, что все родители вместе со своими детьми любят провести время на природе (это может быть дача, пикник в лесу, поездки в отпуск на море, озеро). Многие родители отметили, что водят детей на экскурсии по родному городу (ипподром, церкви, походы в парки, экскурсии на праздничный салют, экскурсии к фонтанам). На вопрос: “Какие мультфильмы любит Ваш ребенок?” – родители назвали “Том и Джерри”, сказки Уолта Диснея и советские мультики (“Простоквашино”, “Ну, погоди!”). В ответе на этот вопрос им активно помогали дети. А вот как дети выражают свои эмоции и чувства после посещения спектакля, детского праздника, прогулки на природу, наши родители написали, что дети только делятся своими впечатлениями с близкими людьми, друзьями и сверстниками. Никто из родителей, которые приняли участие в анкетировании, не отметил, чтобы их ребенок выразил свои впечатления в рисунке.

В течение года мы предлагали для заучивания 10 стихотворений, которые выставляли в приемной, часто напоминали о том, что надо тренировать память детей. В итоге: 9 стихотворений выучили только 2 ребенка (Плотникова Оля и Кныш Саша), 4-5стихотворений заучили 6детей, а остальные дети (их около 50%) выучили 1-3 стихотворения. Все родители группы “Родничок” единодушно отметили, что у наших детей обязательно нужно воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, беседуя с детьми, рассказывая им о прекрасном, чаще посещать культурно-развлекательные мероприятия. Итак, итоги анкетирования среди родителей группы “Родничок” показали, что родители стараются воспитывать у своих детей эмоциональную отзывчивость к прекрасному, но уделяют недостаточное внимание посещению театров, недостаточно закрепляют впечатления детей о прекрасном. Можно порекомендовать им приобрести альбом, в котором их ребенок зарисовывать свои впечатления о спектакле, экскурсии, прогулке на природу и т.д.

Во время летних каникул дети нашего детского сада посетили цирковое представление в ДК им. Малунцева и спектакль “Кошкин дом” в театре Л. Ермолаевой. Я предложила детям поделиться своими впечатлениями с мамами и папами, рассказать им о понравившихся героях и нарисовать эти персонажи. Дети нашей группы с удовольствием откликнулись на мою просьбу. Они нарисовали замечательные рисунки, а Кузнецов Юра вместе со своей мамой сделали аппликацию. Я считаю, что в такой форме дети наиболее полно выразили свое эмоциональное отношение к номерам циркового представления и к героям спектакля. На рисунках детей можно наглядно увидеть те персонажи, которые наиболее понравились и запомнились детям.

Итак, наши дети растут быстро. Не успеем мы оглянуться, как наши воспитанники станут взрослыми. Какими они станут? Что доброго вынесут из своего детства и сохранят в себе? Быстро летит время. Поэтому медлить нельзя!

Литература.

1.Ашиков В. Воспитание Культурой и Красотой.//Дошкольное воспитание №6,2002


Приложение 1.

Анкета для родителей

«Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»

(группа «Родничок»)

 

1.Образование мамы (среднее, средне специальное, высшее) _________________________.

2.Образование папы (среднее, средне специальное, высшее) _________________________.

3.Количество детей в семье __________________________.

4.Как часто Вы с ребенком посещаете кукольный театр (ежемесячно, один раз в пол года, каждую премьеру, не посещаем)_________________________________________________

5.Как называется последний спектакль, который Вы посмотрели со своим ребенком? _____________________________________________________________________________

6. Как часто Вы с ребенком посещаете ТЮЗ? (ежемесячно, один раз в пол года, каждую премьеру, не посещаем)_________________________________________________________

7. Как называется последний спектакль, который Вы посмотрели со своим ребенком? _____________________________________________________________________________

8.Как часто Вы с ребенком ходите в цирк? (ежемесячно, один раз в пол года, каждую новую программу, не посещаем)_________________________________________________

9. Как часто Вы с ребенком посещаете кинотеатр (ежемесячно, один раз в пол года, каждый новый фильм, не посещаем)______________________________________________

10.Как называется последний фильм, которые Вы посмотрели с ребенком?____________________________________________________________________

11.Как Вы празднуете день рождения своего ребенка? (застолье взрослых, детское чаепитие с играми, сюрпризами, подарками)_______________________________________

12.В какое время года и как часто Вы с ребенком выезжаете на природу? _____________________________________________________________________________

13.Водите ли Вы ребенка на экскурсии по родному городу?__________________________

14.Посещаете ли Вы с ребенком музеи и выставки? (да, нет)__________________________

15.Какую музыку нравится слушать Вашему ребенку? (современную, классическую, другую)______________________________________________________________________

16.Какие сказки любит слушать или смотреть Ваш ребенок? (название и автор)__________

_____________________________________________________________________________

17.Какие передачи любит смотреть Ваш ребенок по телевизору? ______________________

_____________________________________________________________________________

18.Назовите любимые мультфильмы Вашего ребенка._______________________________

_____________________________________________________________________________

19.В этом году в нашей группе детям было предложено десять стихотворений для заучивания. Сколько стихотворений выучил Ваш ребенок? __________________________

20.Как Ваш ребенок выражает свои эмоции и чувства после посещения спектакля, детского праздника, прогулки на природу? (рисует, рассказывает своим близким, делится впечатлениями со своими сверстниками, друзьями, рассказывает в детском саду, ни как не выражает свои эмоции)_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

21.Как эмоционально отзывается ребенок на праздники в детском саду? (рисует, рассказывает своим близким, делится впечатлениями со своими сверстниками, друзьями, ни как не выражает свои эмоции)_________________________________________________

22.На Ваш взгляд, нужно ли воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному? (да, нет) _______________________ . Какими способами ___________________________________________________________________________________________