Методика оценки уровня общей физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подхода


Физическая подготовленность ребёнка (ФП) отражает степень овладения двигательными навыками и развитие их физических качеств. (Осокина Т. И.)

Ребенок способен на многое. Надо только правильно оценить его реальные возможности. Как это сделать? В общем-то, дело это несложное. Надо только правильно сочетать знание общих закономерностей с индивидуальным подходом. Каждый из нас, наверно, замечал разницу между одногодками. Одна девочка выше и полнее другой, один мальчик среднего роста, но крепко “сбитый”, а другой –  высокий и худенький. Вариантов телосложения и физического развития множество. Столь же многовариантны и их физические качества – скорость, прыгучесть, сила, выносливость.

В данной методике - проанализированы и обобщены многие разработки по оценке двигательной и физической подготовленности детей, и на основе их разработана данная. Вам предлагается методика проведения обследования, протоколы диагностирования детей по выявлению уровня общей физической подготовленности (УОФП).

Результаты обследования оформляются в виде протоколов. Такой вид помогает неоднократно возвращаться к начальным результатам, сравнивать и анализировать их. Также анализ данных этих обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств детей и помогает определить успешность освоения программного материала. В том числе оценивает степень эффективности совместной работы специалистов -педагогов и инструктора по физической культуре в отдельно взятой возрастной группе и по учреждению в целом.

Данная методика обследования (УОФП) имеет самое главное преимущество перед всеми остальными, а именно, она основана на индивидуальном подходе, т.е. подходит для обследования любого ребенка: будь то “условно норма”, или ребенок, имеющий проблемы в развитии: нарушение речи, ЗПР, нарушения зрения, слуха и т.д. Она основана на собственных достижениях ребенка и не зависит от средних показателей. Инструктор по физической культуре, учитель физкультуры, тренер спортивной школы, преподаватель вуза, воспитатель любого массового или специализированного дошкольного учреждения может использовать тесты по своему усмотрению, но для этого ему необходимо разработать методику работы с новым тестом, а инструмент всех расчётов остается тем же. То есть данная методика своего рода “ИГРА-ЛЕГО”

Разработанная методика обследования (УОФП) может быть применима не только для детей дошкольного и школьного возраста, но оценки УОФП студентов профессиональных училищ, студентов высших учебных заведений, воспитанников спортивных школ.

Ещё один плюс данной методики –  это объем оформления протоколов, он минимальный, но дает довольно объективную и полную информацию о динамике изменения результатов каждого отдельного ребенка в течение времени посещения им учреждения.

Более 10 лет я, как инструктор по физической культуре совместно с администрацией нашего учреждения в лице директора Федько Тамары Васильевны, воспитателей пытались найти объективную диагностику (УОФП) для ребенка и только анализ, практика, отбор лучшего из различных методик диагностирования (УОФП) и соединение всех элементов воедино дало свои плоды. Мы предлагаем минимальную систематизированную, универсальную, индивидуальную диагностику (УОФП) ребенка с обширной и полной базой данных. Данная методика имеет компьютерный аналог –   компьютерную программу на СD-ROM под общим названием “ДИАГНОСТИКА”, разработанную на базе нашего учреждения, со всеми вытекающими последствиями (рис 1.).

Рис.1

За основу нашей методики взят “Экспресс–анализ”(авт. Сафонова О. А.)

Для получения объективных данных, обследование (УОФП) проводится в одинаковых условиях. Если тест проводится в первый раз в сентябре-октябре на улице, то и вторичное обследование (УОФП) проводится в тех же условиях (на улице). Если какой-то из тестов проводится в зале, то и вторичное обследование по данному тесту проводится в зале.

Целесообразно проводить обследование в первой половине дня с 9.00 до 11.00, так как в это время у детей максимальная активность.

При повторном обследовании может произойти следующая ситуация: ребенок длительное время болел и следовательно он показывает результат ниже его первоначального. В этом случае необходимо провести обследование через две недели, которые даются на адаптацию ребенка. Если по каким то причинам ребенок, постоянно посещающий учреждение, показывает при повторном обследовании результат меньше первоначального, то необходимо этому ребенку дать дополнительную попытку, после тестирования всех детей в этот же день.

В соответствии с исследованиями Е. Г. Леви-Гориневской, динамика развития движений должна изучаться как в отношении количественных показателей (скорость бега, длина прыжка, дальность метание и т.д.), так и качественных (правильная техника выполнения данных тестов).

Данная методика обследования (УОФП) имеет 3 блока: 1 блок –  физическая подготовленность (количественный результат), 2 –   двигательная подготовленность (техника выполнения движения), 3 –  культура движения (самостоятельная творческая деятельность) и знание и творчество в подвижных играх. Все блоки взаимосвязаны между собой. Таким образом, каждый из блоков дополняется, позволяя сделать полный анализ уровня общей физической подготовленности (УФОП) ребенка.

Проводя любой тест, предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, а младшим –  показать, как нужно выполнять. При этом инструктор по физической культуре нацеливает на качественное и результативное выполнение движений.

Ранее было сказано, что обследование (УОФП) рассчитано, что вся диагностика в нашем учреждении проводится на улице. Для того, чтобы избежать длительного ожидания ребенком своей очереди выполнения задания, инструктор по физической культуре на прогулке берет по очереди 2-х ребят и проводит с ними один из тестов. В тоже время воспитатель проводит с остальными детьми группы подготовительные и игровые упражнения для проведения данного теста.

Условно уровень общей физической подготовленности ребенка-дошкольника (УОФП) производится по 4-х бальной системе (соответственно: низкий, средний, оптимальный (норма), высокий).

Описание методики обследования детей среднего дошкольного, старшего дошкольного и 1 класса, а также 2-4-х классов начальной школы можно посмотреть в приложении.

Условные сравнительные данные по уровню общей физической подготовленности детей (по Сафоновой О. А.)

Если СР (средний бал) больше 3,5 но меньше или равно 4 баллов –  высокий уровень общей физической подготовленности (как двигательной подготовленности, так и физической подготовленности, так и самостоятельной деятельности). (Для школьников оценка 5 или зачёт)

Если СР больше 2,4 но меньше или равно 3,5 балла –  оптимальный уровень (норма), характеризующийся незначительными недостатками в развитии отдельных компонентов одного из 3 блоков. (Для школьников оценка 5 или зачет)

Если СР больше 1,3 но меньше или равно 2,4 балла –  средний уровень, характеризующийся недостаточным развитием составных компонентов 3 блоков. (Для школьников оценка 4 или зачёт)

Если СР больше 0 но меньше или равно 1,3 балла – низкий уровень, характеризующийся серьезными проблемами в развитии составных компонентов всех блоков. (Для школьников оценка 3 или зачёт)

Если СР равен 0 баллов –   нулевой уровень, характеризующий, что ребенок не владеет умениями и навыками для своего возраста. (Для школьников оценка 2 или незачёт)

Для оценки темпов прироста количественных показателей используем формулу, предложенную В. И. Усаковым:

Условные обозначения:

Р1 –  количественный результат теста, полученный в начале года сентябре-октябре (в средней группе первоначальный результат и является точкой отсчета, измеряется в секундах, метрах и т.д.);

Р2 –  количественный результат теста, проводимый в апреле-мае (измеряется в секундах, метрах и т.д.). При переводе ребенка на следующий учебный год данный результат автоматически переводится в графу Р1. При каждом последующем тестировании последний результат количественных показателей, качественной оценки проведения теста, самостоятельной деятельности и знания подвижных игр переходит автоматически на место первичных результатов;

К1 –  качественная оценка проведенного теста в начале года сентябре-октябре, (измеряется в по 4 бальной шкале)

К2 –  качественная оценка теста, проводимого в апреле-мае (измеряется по 4 бальной шкале), этот результат автоматически переносится на следующий учебный год, как и Р2 в графу К1;

Д1 –  оценка самостоятельной деятельности в начале года (сентябре-октябре) - протокол № 1;

Д2 –  оценка самостоятельной деятельности в конце года (апреле-мае) - протокол № 1, автоматически переходит на следующий год в графу Д1;

И1 –  оценка знания подвижных игр в начале года (сентябре-октябре) - протокол № 1;

И2 –  оценка знания подвижных игр в конце года (апреле-мае) - протокол № 1, автоматически переходит в графу И1;

W –  прирост количественного результата ребенка. (измеряется в %), записывается в протокол № 2;

Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, –  перевод W(%) в баллы (измеряется по 4 бальной шкале), записывается в протокол № 2;

С1, С2, С3, С4, С5, С6, СД, СИ –  среднее значение качественных оценок 2 и 3 блоков проведенных тестов (измеряется по 4 бальной шкале), записывается в протокол № 2;

СР –  среднее значение баллов количественных результатов и качественных значений проведенных тестов, записывается в протокол № 2.

ШКАЛА
оценки темпа прироста физической подготовленности (количественных показателей) и перевода их в 4 бальную систему (на основе разработки Дмитриева А. А.)

Темпы роста W (%)

Уровень
Баллы

За счет чего достигнут прирост

Р1 < Р2
W = 0%

Регресс
0 баллов

У ребенка есть проблемы на данный момент

Р1 = 0, Р2 = 0
W = 0%

Нулевой
0 баллов

Ребенок не владеет данным навыком выполнения упражнения.

Р1 = Р2
W = 0%

Застойный
0 баллов

Отсутствие темпа прироста количественного результата

0% < W <= 8%

Низкий
1 балл

За счет естественного роста

8% <W<= 10%

Средний
2 балла

За счет естественного роста и естественной двигательной активности

10% < W <= 15%

Оптимальный
3 балла

За счет естественного роста и программной системы физического воспитания

15% < W

Высокий
4 балла

За счет естественного роста, оптимизации дополнительной двигательной активности и программной системы физического воспитания.

Пример:

Игорь К. выполнил челночный бег в сентябре-октябрь (начале года) за 11 с.: Р1 = 11 с., а в конце года (апрель-май) пробежал за 10,2 с.:
Р2 = 10,2 с. качественная оценка выполняемого теста в начале года 3 балла: К1 = 3 балла, в конце года: К2 = 4 балла, это единственный случай когда мы вычитаем (Р1-Р2) или можно взять данные значения по модулю, подставляя эти значения в формулу, получаем:

Игорь К. прыгнул в длину с места в сентябре-октябре (начале года) на 42 см: Р1 = 42, а в конце года (апреле-мае) на 46 см: Р2 = 46,
К1 = 2 балла, К2 = 3 балла. Подставляя эти значения в формулу, получаем:

Игорь К. метнул правой рукой в начале года сентябре-октябре на 4,5 м.: Р1 = 4,5 м, К1 = 4 балла, К2 = 4 балла, в конце года (апреле-мае) метнул на расстояние 8 м: Р2 = 8 м., левой рукой Р1 = 3 м., Р2 = 5 м., К1 = 3 балла, К2 = 4 балла, подставляя в формулу получаем:

Игорь К. метнул мяч весом 1 кг в начале года (сентябре-октябре) на 1 м. 80 см.:

Р1 = 1,8 м., К1 = 3 балла, а в конце года (апреле-мае) метнул на 2 м. 30 см.: Р2 = 2,3 м, К2 – 3 балла, подставляя в формулу получаем:

Игорь К. пробежал на выносливость в начале года (сентябрь – октябрь) 900 м.: Р1=900 м, К1 =4 балла, а в конце года (апрель – май) пробежал 1100 м.: Р2=1100 м, К2 =4 балла, подставляя в формулу получаем:

Игорь К. в самостоятельной деятельности показал в начале года Д1 = 3 балла, а в конце года Д2 = 4 балла. СД = (3 + 4)/2 = 3,5 балла.
Игорь К. в знаниях подвижных игр в начале года показал И1 = 1 баллу, а в конце года И2 = 4 баллам. СИ = (1 + 4)/2 = 2,5 балла.
Найдем среднее значение:

СР = (Б1 + Б2 + Б3 + Б4 + Б5 = Б6 + С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + СД + СИ)/14 = (1 + 2 + 4 + 4 + 4 + 4 + 3,5 + 2,5 + 4 + 3,5 + 3 + 4 + 3,5 + 2,5)/14 = 3,25 балла, протокол № 2.

Следовательно: Игорь К имеет уровень общей физической подготовленности (УОФП) оптимальный (норма), так как 2,4<3,25<3,4

Данная методика –  программа-минимум рекомендуется инструкторам по физической культуре, учителям физкультуры, тренерам спортивных школ, преподавателям средних и высших учебных заведений, воспитателям массовых и специализированных ДОУ, также студентам педагогических вузов, родителям.

Приложение

Вариант диагностирования детей, используемый в МОУ НШ-ДС № 48 “Малыш” г. Орла.

Методика оценки уровня общей физической подготовленности детей среднего и старшего дошкольного возраста

Скорость –  это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Систематические упражнения развивают быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость.

Методика обследования челночного бега 3*10 м.

Проводится на дорожке, расстояние которой 10 м. На одной из сторон дорожки кладется два кубика, на другой – ставится куб, стул и т.п. Ребенок стоит на линии старта с одним кубиком в руках. Ребенку предлагается (бегом) перенести этот кубик на другую сторону, положить его на куб, вернуться обратно (бегом), взять 2-ой кубик, и бегом отнести его и положить рядом с первым. Таким образом, ребенок пробегает 30 метров.
Инструктор по физической культуре дает установку: “Перенести как можно быстрее кубики”. Отмечается количественный результат - время в секундах и даётся качественная оценка техники бега. Результат записывается в протокол № 1.

Качественная оценка (средний дошкольный возраст)

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты в локтевых суставах.
  3. Выраженный вынос бедра маховой ноги (под углом 40-50 градусов).
  4. Ритмичность бега.

Качественная оценка (старший дошкольный возраст)

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед -внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом 60-70 градусов).
  4. Опускание толчковой ноги с носка с выраженным выпрямлением в суставах.
  5. Прямолинейность, ритмичность бега.

Прыгучесть –  это способ координировать свои движения, владеть своим телом и сознанием в полёте, начиная с разбега и толчка, до полного приземления. Развивает чувство самостраховки, ловкость, быстроту реакции, смелость и решительность – качества, необходимые для обеспечения безопасности жизни ребенка в движении и экстремальной ситуации.

Методика обследования прыжка в длину с места.

Для проведения обследования детей необходимо иметь на участке яму с песком 4х4 м. Глубина ямы 40-50 см., на расстоянии 40 см перед ямой вкапывается доска для отталкивания.
Ребенку предлагается встать на опорную доску (к обозначенной черте) и прыгнуть как можно дальше. Каждый ребенок имеет три попытки. Лучший результат записывается в протокол № 1. Количественный результат - расстояние измеряется в см., также проводится качественная оценка техники прыжка в длину с места.

Качественная оценка (средний дошкольный возраст)

  1. И. п.: узкая стойка, ноги врозь.
  2. Замах: руки вперед, затем полуприсед с наклоном туловища и отведением рук назад.
  3. Толчок: двумя ногами одновременно с махом руками вперед вверх.
  4. Полёт: руки вперёд – вверх, туловище и ноги выпрямлены.
  5. Приземление: одновременно на обе ноги, мягко, с пятки на носок, положение рук свободное.

Качественная оценка (старший дошкольный возраст)

  1. И. п.: узкая стойка, ноги врозь.
  2. Замах: руки вперед, подъем на носки, затем – назад с активным полуприседанием и опусканием на всю стопу.
  3. Толчок: двумя ногами одновременно с резким махом руками вперед – вверх.
  4. Полёт: туловище согнуто, вынос ног вперед.
  5. Приземление: одновременно на пятки обеих ног с перекатом на всю стопу, колени полусогнуты, руки выносятся вперед – в стороны, равновесие сохранено.

Меткость –  это способность посылать предмет в намеченную цель или даль. Систематические упражнения на разные виды метания развивают в ребенке умение сочетать волевое усилие с собранностью внимания, сосредоточенностью, целенаправленностью и координацией движения при обязательном глазомерной оценки расстояния; развивают все группы мышц, особенно плечевого пояса, а также ловкость, гибкость, быстроту реакции, быстроту мышления, чувство равновесия.

Методика обследования метания вдаль.

Проводится на участке. Выбирается дорожка, длина которой 15-20 м, ширина 4-5 м; дорожка размечена на метры или 0,5 м флажками. Отмечается начальная черта, к которой встает метающий ребенок. Для метания берутся мячи (мешочки) весом 150 г для детей средней группы, 200-250 г для детей старшей и подготовительной к школе групп. Инструктор предлагает ребенку встать у черты и бросить мешочек с песком как можно дальше правой и левой рукой способом “из-за спины через плечо”. Ребенок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Лучший результат записывается в протокол № 1. Количественный результат записывается в метрах и сантиметрах, проводится качественная оценка техники метания. (Для метания правой рукой используются мешочки красного цвета, а для метания левой мешочки зеленого цвета).

Качественная оценка (средний дошкольный возраст)

  1. И.п.: при метании правой рукой стойка ноги врозь левая, туловище повёрнуто в сторону броска, мешочек в опущенной руке.
  2. Прицеливание: наклон туловища вперед, правая рука поднимается вперед – вверх.
  3. замах: рука с мешочком проносится вниз – назад около колена и отводится в крайнее заднее положение, туловище слегка отклоняется назад.
  4. Бросок: рука с мешочком резко выпрямляется.
  5. Сохранение равновесия.

Качественная оценка (старший дошкольный возраст)

  1. И.п.: при метании правой рукой стойка ноги врозь левая, тяжесть тела равномерно распределена, рука с мешочком внизу, туловище повернуто в сторону броска.
  2. Прицеливание: туловище немного подается вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, правая рука поднимается вперед – вверх, ребенок совмещает видимый ориентир и конец мешочка.
  3. Замах: рука проносится вниз – назад около колена и отводится в крайнее заднее положение, туловище отклоняется назад, правая нога сгибается в колене и на нее переносится тяжесть тела, левая ставится на пятку, левая рука выносится вперед – “положение натянутого лука”.
  4. Бросок: правая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, туловище наклоняется вперед, рука проносится около головы резким маховым движением кистью совершает бросок.
  5. Сохранение равновесия, правая нога приставляется к левой.

Мышечная сила – это способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Постепенное развитие мышечной силы влияет на выработку правильной осанки, что положительно отражается на состоянии всего здоровья.

Методика обследования метания мяча весом 1 кг.

Проводится на участке. Выбирается дорожка, длина которой 1-10 м, ширина 4-5 м; дорожка размечена на метры или 0,5 м флажками. Отмечается начальная черта, к которой встает метающий ребенок. Для метания берётся мяч весом 1 кг. Инструктор предлагает ребенку встать у черты и бросить мяч с места двумя руками из-за головы как можно дальше. Ребенок производит три броска, замер осуществляется после каждого броска. Лучший результат фиксируется. Количественный результат записывается в метрах, также проводится качественная оценка техники метания. Результаты записываются в протокол № 1.

Качественная оценка (средний дошкольный возраст)

  1. И. п. Стоит лицом в направлении броска. Ноги слегка расставлены. Держит мяч за головой.
  2. Бросок: резкое движение руки вдоль вверх.
  3. Бросая, руки идут вниз – вперед, затем вверх-вперед.
  4. Сохранение заданного направления полета предмета. Сохранение равновесия.

Качественная оценка (старший дошкольный возраст)

  1. Ноги на ширине плеч. Руки с мячом за головой.
  2. Прогибает спину – “положение натянутого лука”.
  3. Бросок: выпрямляет резко руки, бросает мяч вперед – вверх.
  4. Сохранение равновесия.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Воспитывает силу воли, терпение, упорство; максимально мобилизует защитные силы в экстремальных ситуациях.

Методика обследования бега.

Бег на выносливость проводится с группой детей из 4-5 человек. Ребенок бежит в удобном для себя темпе (умеренном). Он бежит до тех пор, пока не отказывается бежать дальше и не переходит на ходьбу. Фиксируется расстояние в метрах (количественный результат), а также дается качественная оценка бега. Дети среднего возраста бегут за лидером (инструктор по физкультуре), а дети старшего дошкольного возраста самостоятельно. Желательно чтобы старт и финиш находились в одном и том же месте. Результаты записываются в протокол № 1.

Качественная оценка (средний дошкольный возраст)

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты в локтевых суставах.
  3. Выраженный вынос бедра маховой ноги (под углом 40-50градусов).
  4. Ритмичность бега.

Качественная оценка (старший дошкольный возраст)

  1. Туловище почти вертикально.
  2. Сгибание ног небольшое.
  3. Шаг короткий.
  4. Движение рук, согнутых в локтях и находящиеся на уровне пояса, спокойные, плечи слегка расслаблены..

Методика обследования знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в них.

  • Инструктор спрашивает у двух ребят, какие подвижные игры они знают, в которые они играли на физкультуре, прогулке.
  • Каждый рассказывает какую-нибудь считалочку для выбора водящего.
  • Каждый ребенок рассказывает правила одной игры, по выбору инструктора.
  • Может ли данный ребенок организовать подвижную игру со сверстниками, определяет воспитатель.

Оценка:

  • 4 балла. Ребенок знает название не менее 5 подвижных игр (знания выбора водящего – не менее 3 различных считалочек), может рассказать правила игры, которую предлагает инструктор и умеет организовать их со сверстниками (определяет воспитатель).
  • 3 балла. Знает 2-3 подвижные игры, (знания выбора водящего – считалочка), но затрудняется в самостоятельной организации их.
  • 2 балла. Знает не более одной подвижной игры, (не имеет знаний выбора водящего), но организует ее только с частичной помощью взрослого.
  • 1 балл. Все выполняет по подсказке взрослого.
  • 0 баллов. Полное отсутствие знаний игр и умений их организовать.

Результаты записываются в протокол № 1.

Методика оценки культуры движений детей среднего дошкольного возраста (самостоятельно действовать с предметами).

Используется преодоление полосы препятствий: пройти 10 метров обычным шагом, пройти по наклонной доске высотой 30-35 см; перепрыгнуть на двух ногах через 3-4 предмета (высота 4-5 см); влезть на гимнастическую стенку; прокатить мяч в ворота или между предметами (ширина 50 см), пробежать змейкой, подбросить и поймать 3 раза без зарона мяч, пролезть на четвереньках под дугой, подпрыгнуть достать предмет на небольшой высоте.

Оценка:

  • 4 балла. Выполняет все действия самостоятельно и правильно.
  • 3 балла. Выполняет все действия правильно, но с небольшой помощью инструктора.
  • 2 балла. Выполняет самостоятельно и правильно менее 50% действий, с значительной помощью взрослого.
  • 1 балл. Практически все действия выполняет с помощью инструктора.
  • 0 баллов. Отсутствие умений и навыков.

Результаты записываются в протокол № 1.

Методика оценки культуры движений детей старшего дошкольного возраста (самостоятельно действовать с предметами).

Группе детей (5-8 человек) в течение 10-15 минут предлагается самостоятельно позаниматься, используя физкультурный инвентарь и пособия, находящиеся в зале: (мячи разных размеров, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, гимнастическая палка, длинная веревка, короткая скакалка, дуги, и т.п.)

Оценка:

  • 4 балла. Выполняет действия на высоком техническом уровне, действует разнообразно, умеет объединяться с партнерами, вносит в выполняемые действия элементы новизны (объединение действий, внесение дополнительных двигательных элементов).
  • 3 балла. Выполняет действия в полном соответствии с “программой” на высоком уровне, умеет объединяться.
  • 2 балла. Выполняет действия в соответствии с “программой”на 60%, владеет техникой. Характерна однотипность (шаблонность) в выполняемых действиях.
  • 1 балл. Выполняет действия не в полном объеме “программы”, техника движений не соответствует возрастному уровню. Действия однотипны.
  • 0 баллов. Ребенок не выполняет никаких действий с предметами.

Результаты записываются в протокол № 1.

Методика оценки результатов “Президентские тесты” для учащихся 2-4 классов

Используется положение о “Президентских состязаниях” от 11 августа 2003 г. Указ президента Российской Федерации № 823 от 7 июня 1996 года.

Методика обследования сгибания и разгибания рук в упоре лежа

Выполняется из исходного положения: упор лёжа, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола или предмета высотой не более 3 см, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии – голова, туловище, ноги. Темп выполнения упражнения – произвольный. Дается одна попытка, пауза между повторениями не должна превышать 3-х секунд. Фиксируется количество сгибаний–разгибаний рук от пола при условии правильного выполнения теста. При выполнении теста положение согнутых рук произвольно.

Методика обследования прыжка в длину с места на гимнастический мат (в яму с песком)

Выполняется толчком двух ног от стартовой линии из положения стоя на носках, руки вверх, затем быстрое опускание на стопу и принятие положения “старт пловца” с последующем махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касания мата (песка) ногами испытуемого. Выполняется три попытки. Лучший результат заносится в протокол.

Методика обследования поднимания туловища из положения лежа на спине

Испытуемый лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов. Партнёр держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см от таза, спина плотно прижата к полу. Руки за головой. Фиксируется количество выполненных сгибаний до касания локтями коленей в одной попытке за 30 сек. Упражнение выполняется на гимнастическом мате, полу или другой поверхности.

Методика обследования подтягивания на перекладине

Испытуемый с помощью учителя (судьи) принимает положение виса хватом сверху. Подтянуться непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опуститься в вис. Самостоятельно остановить раскачивание и зафиксировать на 0,5 сек видимое для судьи положение виса. Не допускается сгибать руки поочередно, делать рывки ногами и туловищем, опускать хват раскрыв ладонь, останавливаться при выполнении очередного подтягивания. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек.

Методика обследования наклона вперед из положения сидя

На полу обозначить центральную перпендикулярную линии. Испытуемый (без обуви) садится со стороны “-“ так, чтобы его пятки находились рядом с нулевой линией, но её не касались. Расстояние между пятками 20-30 см. ступни вертикально. Руки вперед -внутрь, ладони вниз. Партнеры прижимают колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона (ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон – зачетный с фиксацией результата на перпендикулярной линии по кончикам пальцев при фиксировании этого результата не менее 2-х секунд (может быть отрицательный или положительный).

Методика обследования бега на 1000 метров

Проводится на беговой дорожке (шоссе с асфальтовым или грунтовым покрытием). Бег выполняется с высокого старта. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 1 сек. Перед забегом необходима разминка и инструктаж по правилам бега на данную дистанцию. На дистанции разрешается при необходимости переходить на шаг, но испытуемому дается установка закончить дистанцию как можно быстрее.

Методика обследования бега на 30 метров

Проводится на беговой дорожке (шоссе с асфальтовым или грунтовым покрытием). Результат фиксируется с помощью секундомера до 0,1 секунды. Старт выполняется произвольно (низкий, высокий).

Желаем Вам успеха!

Информационная справка
Группа (класс)
Учебный год

Фамилия, имя

Год рождения

Рост

Вес

Группа здоровья

Физкультурная группа

Комментарий

                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    

 Литература

  1. Бондаревский Е. Я. Структура физической подготовленности дошкольников сб. научных трудов. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. –  М. 1988.
  2. Губа Б. П. Что может ваш ребенок. –  М.: Советский спорт, 1991.
  3. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М., 1991.
  4. Диагностика развития дошкольника Методическое пособие. – Орёл.: ОГУ,1999.
  5. Здоровый дошкольник (учебно-методическое пособие) СПб., 2000.
  6. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М., 1955.
  7. Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника.//Дошкольное воспитание, 1989, № 10.
  8. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М.: “Просвещение”, 1973.
  9. Сафонова О. А. Экспресс-анализ. – Н-Новгород., 1995.
  10. Семёнова Л. М. Диагностические методики оценки физического и двигательного развития ребенка в норме и с проблемами в развитии (методическое пособие) Орёл, 2003.
  11. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1982.
  12. Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак К. И. Физическое воспитание дошкольников (Практикум). – М., 1996.
  13. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1978.

Протокол контрольных нормативов № 1
Группа учебный год
Инструктор по физической культуре (________________ )

Уровень общей физической подготовленности дошкольника (Протокол № 2)
Группа учебный год
Инструктор по физической культуре ( _______________ )

  

Протокол контрольных нормативов (№ 1)
Класс учебный год

Уровень общей физической подготовленности школьника (Протокол № 2)
Класс учебный год
Учитель по физической культуре (________________ )

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА – СРЕДНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

  ГРУППА
(КЛАСС)

Челночный бег 3х10 м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Метание на дальность (правая рука) (м)

Метание на дальность (левая рука) (м)

Метание мяча весом
1 кг (м)

Бег на выносливость (м)

Самостоятельная деятельность

Знание подвижных игр

Уров.

Ср.б.

Уров.

Ср.б.

Уров.

Ср.б.

Уров.

Ср. б.

Уров.

Ср.б.

Уров.

Ср. б.

Ср. б.

Ср. б.

Средняя группа                                          
Средняя логопедическая группа                                          
Старшая группа                                          
Старшая логопедическая группа                                          
Подготовительная группа                                          
Подготовительная логопедическая группа