Метод наглядного моделирования в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста


В современной системе дошкольного образования одной из самых серьезных проблем является – развитие речи детей. Ведь речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности.

На сегодняшний день существуют различные научно-методические подходы к решению данной проблемы. Однако вопрос о поиске новых эффективных методов и приемов, используемых в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, до сих пор остается открытым.

Мы считаем, что каждому педагогическому коллективу, с учетом индивидуальных особенностей детей, необходимо найти методы, которые бы повысили качество образовательного процесса. В ходе практической деятельности мы пришли к выводу, что одним из таких является метод наглядного моделирования, представляющий собой продукт сложной познавательной деятельности, включающий прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).

Работая с моделью у ребенка развивается пространственное мышление, воображение, дошкольник учится сравнивать, обобщать, классифицировать; у него совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

Данный метод позволяет зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними.

Вашему вниманию предлагаются некоторый дидактический материал, разработанный педагогами нашего дошкольного учреждения. Надеемся, предложенные разработки помогут учителям-логопедам, воспитателям, специалистам дошкольных образовательных учреждений в коррекции речевых нарушений детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Дидактический материал для развития лексико-грамматического строя речи.

Дидактическая игра “Слова-малыши”.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
  2. Научить понимать пространственное значение предлогов. Пример: под, в, и т.д.
  3. Научить составлять предложения с предлогами, а затем небольшие рассказы по картинкам.
  4. Научить составлять предложения с предлогами без опоры на предметные картинки.
  5. Развивать связную речь.
  6. Развивать внимание, память, логическое мышление (умение анализировать, обобщать).
  7. Воспитывать культуру общения со сверстниками во время совместной деятельности.

Материал: диски с символами, обозначающими различные предлоги, предметные картинки.

Ход игры

1 вариант. Перед ребенком или группой детей выкладываются диски-схемы. Воспитатель говори предложение, например: “В сумке лежит блокнот”. Дети должны определить, к какой схеме подходит “слово-малыш” - предлог.

2 вариант. Перед ребенком или группой детей выкладываются диск-схема. Воспитатель предлагает придумать как можно больше предложений, в которых встречается данный предлог.

3 вариант. Для этой игры понадобятся диски с символами (предлогами) и диски с предметными картинками.

Ребятам раздаются диски с рисунками. Ведущий показывает диск с предлогом и называют его (позже игра усложняется тем, что дети самостоятельно должны расшифровать символ), тот, кому подходит этот символ, берет ее себе. Составляет предложение и произносит его; говорит, сколько в этом предложении слов и называет “слово-малыш”.

Дидактическая игра “Составь предложение”.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей со структурой предложения.
  2. Научить составлять предложение с опорой на зрительные символы.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление простых и сложных предлогов).
  4. Расширять словарный запас.
  5. Развивать психические процессы (память, логическое мышление).
  6. Развивать зрительное внимание и восприятие.
  7. Воспитывать культуру общения со сверстниками во время совместной деятельности.

Материал: предметные картинки, карточки-символы.

Ход игры

1 вариант. Детям предлагается составить предложение по комбинированной схеме (карточки-символы и предметные картинки).

2 вариант. Детям предлагается составить предложение по предложенной схеме, которая состоит лишь из символов.

Дидактический материал для развития связной речи.

Дидактическое пособие “Составь предложение”.

Программное содержание

  1. Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на обобщенные символы.
  2. Расширять словарный запас (названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также усвоение подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построение описательных предложений.)

Материал: демонстрационное полотно, карточки-символы (цвет, величина, форма и т.д.), карточки с изображением описываемого предмета.

Ход

1 вариант. Педагог вместе с детьми обсуждает выбранные символы. После рассматривания предмета детям предлагается рассказать о нем опираясь на образец педагога.

2 вариант. Ребенок самостоятельно подбирает символы, составляет наглядный план, затем описывает предмет

Дидактическое пособие “Расскажи стихотворение”

Программное содержание:

  1. Упражнять детей в заучивании стихотворения с опорой на мнемотаблицы.
  2. Учить детей с помощью символов выстраивать последовательность стихотворения.
  3. Развивать логическое мышление.

Материал: магнитная доска, символы к содержанию стихотворения.

Ход игры

1 вариант. Педагог читает стихотворение, обсуждает с детьми символическое изображение определенной фразы. Затем последовательно выкладывает символы на магнитной доске. Опираясь на символы дети воспроизводят стихотворение.

2 вариант. Детям предлагается, используя знакомые символы, воспроизвести последовательность стихотворения, затем повторить стихотворение без опоры на наглядный материал.

Дидактический материал по обучению грамоте.

Дидактическая игра “Забор”

Программное содержание:

    1. Учить детей соотносить звук с определённым обозначением – цветом
    2. Закрепить звуковой анализ слова по схеме
    3. Совершенствовать навык чтения
    4. Развивать внимание, логическое мышление

Материал: панно-основа, “штакетник” цветной, разной длины с буквами русского алфавита.

Ход игры

Взрослый выставляет хаотично “штакетник” с буквами. Затем предлагает детям расставить последовательно, чтобы получилось задуманное слово.

На первом этапе детям даётся подсказка, что первая буква в слове расположена на самой длинной (короткой) полоске (штакетнике).

На втором этапе дети самостоятельно отгадывают слово, и объясняют, почему они так решили.

Дидактический материал по формированию фонетико-фонематического восприятия.

Дидактическая игра “Забор”

Программное содержание:

    1. Учить выделять определённый звук из ряда звуков; определять звук в слоге, слове.
    2. Формировать умение соотносить характеристику звука с определённым символом (гласный-согласный, синий - красный; твёрдый – мягкий, синий – зелёный; звонкий – звонок).
    3. Совершенствовать умения фонематического анализа и синтеза.
    4. Развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание, логическое мышление

Материал: панно с изображением Звуковичка; элементы “одежды” - символическое обозначение звука:

Ход игры

1 вариант. На первом этапе детям объясняются условные обозначения и правила игры:

Рубашка: гласный обозначается красным цветом, согласный – синим.

Обувь: согласный твёрдый - синяя обувь, согласный мягкий – зелёная.

Шапочка: согласный звонкий – шапочка звоночек.

Далее детям называют звук, и они одевают Звуковичка в соответствующую одежду.

На втором этапе предлагаются слоги и слова.

2 вариант. Один ребёнок одевает Звуковичка и загадывает звук, а другой даёт характеристику звуку. Затем меняются.

Используя в своей практике, предложенные дидактические материалы, мы отметили, что это интересно детям и вызывает у них положительные эмоции, а значит, позволяют добиться значительных результатов в коррекции речевых нарушений дошкольников. Данные пособия можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.