Мероприятие по формированию навыков сотрудничества и социальной компетентности у детей среднего возраста. Тема: "Посмотрите на меня, вот что умею делать я"


Задачи.

  1. Способствовать формированию умения сотрудничать друг с другом.
  2. Побуждать детей выбирать себе интересное занятие и создавать “продукты” своей деятельности.
  3. Активизировать знания и умения детей, побуждать использовать в самостоятельной работе известные способы продуктивной деятельности.
  4. Развивать умение демонстрировать свои достижения перед другими детьми. Воспитывать уверенность в своих силах, стремление быть самостоятельными и умелыми.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры для составления снеговика; игрушка снеговик с механизмом; материалы для детского творчества: для лепки пластилином, рисования карандашами и красками, открытки для вырезания ножницами; мозаика; деревянный конструктор “архитектор” и киндер игрушки.

Ход урока

1. Упражнение “Сближающий круг(автор И.Ю. Запорожец)

Встаньте, ребята, в круг и возьмитесь за руки мы с вами поиграем. Повторяйте вместе со мной.

Держим мы друг друга за руки
И стоим в одном кругу!
Вместе мы большая сила!
Можем быть и маленькими! (Педагог приседает.)
Можем и большими! (Руки поднимает вверх.)
Отлично!

2. Ситуативный разговор.

Давайте присядем на стульчики в круг.

- Скажите, ребята, а каких детей называют большими? (Воспитатель может дать образец начала фразы:Начать отвечать можно так. Большими называют детей, которые …”. Дети повторяют фразу и заканчивают высказывание.)

- Есть в нашей группе такие большие дети? Конечно, есть. А еще, ребята, большие дети умеют друг с другом дружно играть, договариваться, уступать друг другу, самостоятельно заниматься интересными делами и вместе делать одно дело.

Сообщение цели

Сегодня я предлагаю показать всем кто пришел к нам в гости, какие мы большие, что и как умеем делать. Вы согласны?

3. Упражнение “Составь снеговика

Постановка учебной задачи. Создание мотивации.

Посмотрите, ребята, здесь разные геометрические фигуры. (Воспитатель показывает детям, лежащие на столе белые круги большой, средний, маленький, синюю трапецию, маленький оранжевый треугольник, силуэты веточек коричневого цвета, два черных кружочка. А также в зависимости от количества детей могут быть маленькие кружки – для пуговиц, овалы – для ног. Наличие разных деталей должно соответствовать количеству детей.) Я думаю, что из них можно кого-то сделать. Догадайтесь кого? (Ответы детей.)

Конечно, вы легко отгадали, потому что, на прошлой неделе каждый из нас: рисовал и лепил своего снеговика. А сегодня я вам хочу предложить, как большим ребятам, всем вместе выложить одного снеговика из этих деталей.

Вы сможете? Тогда возьмите каждый себе по одной. (Дети осуществляют выбор деталей.) Подумайте и расскажите, как мы будем выкладывать снеговика. Что мы сделаем сначала, что мы сделаем потом, чем закончим работу. (Ответы детей.)

Давайте сделаем, как вы рассказали.

Руководство выполнением задания

- Итак, с чего мы начнем, …Арина? (Внизу положим самый большой кружок.)

- У кого самый большой кружок, ребята? (У Полины.)

- Клади Полина самый большой кружок вниз.

- Что сделаем дальше …Давид? (Положим кружок поменьше.)

- У кого он, ребята? (У Светы.)

- Куда Света положишь ты свой кружок? (На большой кружок.)

Получилось туловище.

- Что сделаем теперь …Катя? (Поставим маленький кружок.)

Получилась голова.

- Что сделаем дальше…Ярослав? (Положим маленькие кружочки вместо глаз и треугольник вместо носа, как будто это морковка.)

- Чего не хватает на лице? (Нет рта.)

- Как можно сделать рот? (Нарисовать фломастером.)

- Кто хочет это сделать? Пожалуйста, Вика нарисуй рот. (Ребенок рисует.)

Получилось лицо.

- Куда положим силуэты веточек, которые у …. Полины? (С разных сторон от среднего кружка.)

Получились руки.

- Мы закончили выкладывать снеговика Саша? (Нет, у него нет шапки.)

- Коля, куда ты можешь положить свою фигуру? (Педагог показывает на трапецию.) (Положу на голову, как будто ведро, вместо шапки.) и т.п.

Подведение итогов

Посмотрите, ребята, какого замечательного снеговика мы сделали все вместе. Расскажите, как мы выкладывали снеговика. Кто, что делал? (Ответы детей.) Понравилось вам выполнять работу всем вместе? (Ответы детей.)

4. Сюрпризный момент (появление игрушки снеговика).

Вы знаете, ребята, когда люди делают вместе одно дело, происходят чудеса. И сейчас тоже случится волшебство. Вы хотите его увидеть?

Тогда закройте глазки. (Педагог достает из коробочки игрушку, а бумажного снеговика убирает. При этом произносит слова: “Раз, два, три смотри”.)

Смотрите, ребята, вместо нашего бумажного снеговика появился игрушечный снеговик. Нравится он вам? Потрогайте его. (Педагог предоставляет возможность каждому ребенку произвести тактильные действия: ощупать, потрогать, погладить снеговика.)

Открою вам секрет! Этот снеговик не обыкновенный. Он умеет радоваться. А когда радуется, весело сверкает. Вот так. (Педагог незаметно включает механизм игрушки.)

5. Продуктивная деятельность детей по интересам.

Постановка учебной задачи. Создание мотивации

Порадовать снеговика очень легко. Надо просто показать ему, что вы умеете делать: нарисовать картинку, или вырезать ее из открытки, построить что-нибудь из кубиков, выложить мозаику или слепить поделку. Сделать то, что вы захотите.

Ребята, вы хотели бы еще раз посмотреть, как весело сверкает снеговик? Тогда пойдемте со мной. (Воспитатель подводит детей к столикам, на которых разложены материалы и оборудование для продуктивной деятельности. 1-ый стол – для рисования, 2-ой стол для лепки, 3-ий стол – для вырезания, 4-ый для конструирования. На каждом столе приготовлено оборудование для трех детей. Но воспитатель должен предвидеть, что один и тот же вид деятельности может выбрать большее количество детей и тогда оборудование должно быть быстро добавлено. Чтобы не загромождать рабочее пространство детей, оно может быть расположено на верхней полке шкафа или открытого стеллажа выше уровня головы ребенка, сидящего за столом.)

Выберите себе какое-нибудь интересное занятие за одним из этих столов и что-нибудь вылепите, вырежете, нарисуйте, сконструируйте, или выложите из мозаики. Когда закончите, положите свои работы на этом столе, чтобы все могли посмотреть и снеговик, и ребята, и наши гости, какие вы умелые. То, что сконструируете приносить не надо. Мы сами подойдем посмотреть работу.

Работать вы можете по одному или с кем-нибудь вместе. Если вы будете работать вместе, то уступайте друг другу и договаривайтесь.

Итак, выберете, чем бы вы хотели заняться. Подумайте, что бы вы хотели всем показать.

Приступайте к работе. (Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно. Тем детям, которые выберут работать вместе, нужно сообщить: “Сначала вместе решите, что будете делать, а потом договоритесь, кто и что будет делать”.)

Самостоятельная работа детей

(Если в ходе работы, деятельность детей слишком затянется можно использовать такой прием. Раздается звонок мобильного телефона. Воспитатель берет трубку и громко произносит слова: “Здравствуйте, да, это детский сад “Василек”. Снеговику пора возвращаться в сказку? Не волнуйтесь, он скоро будет. До свидания”. Воспитатель сообщает детям, что только что позвонили из сказки и попросили снеговика туда вернуться. Нам надо успеть показать снеговику свои работы. Просит детей заканчивать, то, что начали.

В случае если дети будут заканчивать работу не одновременно, можно предложить убрать рабочие места. А когда большая часть детей освободиться поиграть в игру “Радио” <Приложение 1>, дожидаясь остальных детей. Игра поможет переключить внимание, но не рассеять, а сохранить для важной, заключительной части мероприятия.

Оценка и контроль

Итак, ребята, расскажите, и покажите всем: и нам и снеговику, что вы сделали. (Дети по одному подходят к столу берут свою работу и рассказывают.)

Молодцы, ребята, сегодня самостоятельно вы сделали такие разные, и красивые работы. Давайте сделаем выставку.

Подведение итогов

Скажите, ребята, получилось у нас сегодня быть большими. Что мы для этого делали? (Воспитатель обобщает ответы детей.) Дружно играли, самостоятельно занимались интересными делами, все вместе выкладывали снеговика. А вот Давид и Ярослав вместе строили из кубиков домик для гномиков. Он получился очень большой двухэтажный с перекрытиями. Давид и Ярослав вам понравилось выполнять это задание? Чем? Расскажи Ярослав, что делал ты и что делал Давид? (Я подавал кирпичики и кубики, говорил, как строить, а Давид их устанавливал.) А можно ли было по-другому, иначе организовать эту работу? Расскажите как? Умение договариваться друг с другом помогло мальчикам сделать такую красивую, интересную постройку.

Посмотрите, ребята, на снеговика, нравятся ли ему наши работы? (Снеговик сверкает.)

P.S.

Решать задачу формирования социальной компетентности детей необходимо совместно с родителями. Вечером в уголке для родителей желательно поместить объявление такого содержания.

Уважаемые родители! Мы предлагаем вам прекрасный способ позволить ребенку испытать чувство гордости за свои маленькие шажки на пути к взрослению. Заведите дома лист достижений.

Лист достижений (автор Фред Роджерс) <Приложение 2>

Литература

  1. Солодянкина О.Б. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ. 2006 г.
  2. И.Ю. Запорожец Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2010 г.
  3. Л.С.Римашевская Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.
  4. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Роджерс. Ф. 80 веселых игр для вашего малыша/ Ф. Роджерс; пер. с англ. .В.Ушакова. – Минск: “Попури”, 2009.