Маленькой семье – большие возможности


Проблема улучшения положения детей-инвалидов требует комплексного подхода, который заключается в более эффективной реализации взаимодействия различных учреждений. Сложилась парадоксальная ситуация, казалось бы, все мы, и государственные и общественные организации должны помогать и знать друг друга, а на самом деле мы работаем совершенно разрозненно и порой случайно узнаем о существовании той или иной организации. Что тут можно сказать о родителях, которые находятся в информационном вакууме. Необходимость проекта “Маленькой семье – большие возможности” возникла в процессе опроса родителей, которые не знают, куда можно обратиться в различных жизненных ситуациях.

Обращение за помощью по детским проблемам в многочисленные структуры органов власти чаще всего не дают положительного результата: все эти организации работают разрозненно, и в большинстве своем владеют узконаправленной информацией. Именно эти обстоятельства побудили нас к созданию целевой программы по вопросам общественной и государственной поддержки детей-инвалидов и их родителей. Многолетняя практика нашей работы показала, что данная программа актуальна и чрезвычайна необходима детям и родителям.

Защищенность в детстве закладывает основу для всей последующей жизни человека. От того, как мы сегодня сумеем обеспечить условия для наилучшего выполнения семей своих основных функций: экономической, репродуктивной, воспитательной, зависит, сможем ли мы изменить к лучшему собственную жизнь и жизнь наших детей. Совместными усилиями будет создан механизм взаимодействия между различными структурами по изменению реальной ситуации в отношении семей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Цель проектаусовершенствование методов и организационных подходов в разработки целевой программы реабилитации и поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида на основе сотрудничества дошкольных учреждений с общественными организациями.

Задачи:

  1. Вовлечение различных учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу, разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями.
  2. Создание системы учета и контроля государственных и общественных организаций, занимающихся проблемой детей с разным социальным статусом г. Краснодара – составление и ведение картотеки с паспортизацией.
  3. Организация информационного пункта для родителей.
  4. Создание для детей-инвалидов условий для нормального развития и коррекции его нарушений без отрыва от социума.
  5. Обобщение и распространение опыта работы по проекту, выпуск информационного буклета.

Методы реализации проекта

Вся работа по проекту проходит в 4 этапа:

1. Подготовительный этап

Мероприятия Результаты
Составление картотеки о семьях, которые воспитывают ребенка-инвалида Сбор списков из поликлиник, медицинских центров, дошкольных учреждений.
Подготовка анкет для первоначального опроса семей, которые примут участие в проекте Для изучения потребностей родителей в услугах образования и оздоровления.
Рассылка информационных писем Родителям и организациям, которые заинтересованы в проекте.

2. Предварительный этап

Исследование проблематики и обработка анкет Выявление наиболее распространенных вопросов и запросов родителей
Составление картотеки с паспортизацией государственных и общественных учреждений Позволит быстро и точно в информировании родителей.
Составление информационного буклета для родителей Куда войдут адреса учреждений, которые занимаются вопросами образования и оздоровления детей-инвалидов с краткой информацией о своей работе.
Подбор специалистов для работы в информационном пункте Специалисты дошкольного учреждения – социальный педагог, психолог.
Создание методического комплекса, сбор информационного материала для учреждений, заинтересованных в реализации совместных проектов. Информация о проектах, мероприятиях, где можно принимать участие.

3. Основной этап

Выпуск информационного буклета для родителей. Планируемый тираж – 1000 экземпляров.
Подготовка опыта работы по проекту. Для дальнейшего распространения программы среди различных учреждений.

Работа с детьми

Организация обучающих занятий для детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Создать условия приобретения опыта интеграции детей-инвалидов, в среду других детей.
Дать возможность самореализации детей с особыми потребностями.
Проведение совместных праздников для детей с различным уровнем развития.

Работа с родителями

Обеспечение родителей информационным материалом (буклеты, картотека и т. д.)
Оповещение родителей о новых услугах и организациях
Работа консультационного пункта
Подбор методического материала по обучению своего ребенка

Работа с различными организациями

Информация о родителях, которые нуждаются в помощи
Подбор методического материала о деятельности организаций (Грантовые проекты, благотворительные мероприятия и т. д.)
Сбор банка данных для привлечения к совместным проектам и акциям. За счет собранной информации будет легко найти партнера для реализации совместных проектов.

4. Итоговый этап

Обобщение и распространения опыта работы по программе. Статьи в СМИ, информационные буклеты.
Вовлечение различных органов власти и учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу Разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями
Привлечение к реализации проекта других организаций. Проведение ознакомительных встреч с представителями государственных учреждений.
Развитие и распространение данной программы. Налаживание работы с городским методическим кабинетом.

Ожидаемые результаты

  • Благодаря целевой программе были сформулированы основные принципы многоуровневой социальной работы, при участии различных организаций.
  • Услугами консультационного пункта смогли воспользоваться не только родители, но и других общественные и государственные организации.
  • Благодаря созданию информационного пункта у родителей повысился уровень осведомленности о деятельности различных организациях, которые оказывают помощь в различных вопросах воспитания и обучения “особого” ребенка.
  • Создание картотеки позволило родителям быстро и точно находить нужную информацию.
  • Отработка различных методов взаимодействия государственных учреждений с общественными организациями, помогло развить и укрепить взаимодействие более 3 организаций, обменяться накопленным опытом и практическими приемами работы.
  • Выпуск информационного буклета (тираж 1000 экземпляров), будет распространяться среди государственных учреждений и общественных организаций города и края.
  • Були созданы условия для интеграции более 20 детей-инвалидов в общество. Опыт, приобретенный на совместных занятиях, поможет им преодолеть психологический дискомфорт в отношениях со сверстниками.
  • Увеличилось численность детей, охваченных образованием.

Методы оценки результатов

  1. Создание информационной базы, на основе которой будет проводиться постоянный анализ проблем семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
  2. Качество работы пункта будет контролироваться путем анкетирования семей.
  3. К концу первого года существования пункта ее услугами должно воспользоваться более 50 семей, воспитывающих ребенка-инвалида, и знания по воспитанию и обучению “особого” ребенка должны применить не менее 30 семей.
  4. Использование положительного опыта государственными структурами.
  5. Повышение доступности для родителей информационных услуг.
  6. Факты сотрудничества между различными организациями.

Управление проектом

Управление проектом осуществляет Административное подразделение, в которое входят:

  • Руководитель проекта,
  • Бухгалтер,
  • Администрация дошкольного учреждения,
  • Внешние консультанты.

Административное подразделение координирует работу основного и вспомогательного подразделения. В каждом подразделении есть ответственный, который координирует работу в подразделениях.

  • Административная группа будет собирать ежеквартальные собрания участников проекта, где будет проверяться соответствие проведенных работ намеченному расписанию, планируемым качественным и количественным показателям его выполнения.
  • Участники проекта составляют промежуточные отчеты, на основании которых руководитель будет корректировать план работ и анализировать текущие результаты и проблемы.
  • К окончанию проекта руководитель и основные участники составляют:
  • Полный отчет о проведенной работе;
  • Подборку методических рекомендаций.