Логопедическая ритмика


Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания.

Логопедическая ритмика стала неотъемлемой часть логопедической методики.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Но поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, необходима реализация программы массового детского сада. Однако нельзя одновременно заниматься всесторонней коррекцией нарушений речи, подготовкой к школьному обучению, а также выполнением возрастной программы массового детского сада в полном объеме. Механическое соединение всех необходимых занятий привело бы к превышению допустимой учебной нагрузки. Поэтому, не перегружая детей количеством занятий, решили, утреннюю гимнастику по средам заменить на комплекс логоритмической разминки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного комплекса, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

  1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение различные виды двигательных упражнений: ходьбу спокойного характера, маршировку и бег с изменением направления .
  2. Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
  3. Заключительная часть – это упражнения на восстановление и развитие дыхания.

Комплекс логоритмической разминки проводится в течение одного месяца, затем меняется на новый. Длительность логоритмической разминки 10- 12 минут. Ее проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. Воспитатель на логоритмической разминке выполняет вместе с детьми двигательные и танцевальные упражнения, следит за осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Перед провидением нового Комплекса логоритмической разминки воспитатель с детьми разучивает тексты песен, словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм.

Таким образом, на логоритмической разминке обеспечивается преемственность в работе всех педагогов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.

Комплекс № 1.
Логоритмическая разминка.
Средняя группа.

Тема: “Прогулка в осенний лес”.

1. Вводная часть.

Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Под ногами шуршат листочки.

Звучит музыка Штейбельт “Адажио”, дети выполняют  скользящий шаг и произносят звук Ш-Ш - Ш.

Педагог. Ой, ребята, поднялся сильный ветер. Срывает ветер с деревьев листочки, и они летят по воздуху.

Звучит музыка, дети переходят на легкий бег.

2.Основная часть.

Хороводная игра “Здравствуй, осень!”

Дети.

Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Внутри круга противоходом движется педагог в осеннем венке – Осень.

Осень.

Принесла я вам муки! Дети останавливаются. Осень стоит в центре круга.

Дети.

Значит, будут пироги! “Пекут пирожки” (то одна ладошка  сверху, то другая).

Осень.

Принесла вам гречку!

Дети.

Каша будет в печке! “Варят кашу”, водя указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Осень.

Принесла вам овощей!

Дети.

Для салата и для щей! Отводят в сторону сначала одну руку потом другую, раскрыв ладони кверху.

Осень.

Принесла и меду!

Дети.

Полную колоду! Поднимают руки вверх и через стороны опускают вниз.
Ты и яблок, ты и меду, Дети идут по кругу вокруг Осени.
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?

Осень.

Дождику вы рады? Хоровод останавливается.

Дети.

Не хотим не надо! Дети отрицательно машут руками

Попевка “Кап-кап-кап”.

Педагог.

Какая же осень без дождя.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Будет травка гуще.

Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”.

Ход игры

На полу лежат три обруча. Внутри каждого обруча – четыре гриба. Вокруг каждого обруча стоит по пять детей. Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы идем,идем,идем,
Мы грибы сейчас найдем Идут по кругу.
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай, Выпрямляют руки вперед;
И быстрей его хватай. Хлопают в ладоши.

По окончанию слов дети должны быстро взять гриб из круга.

3. Заключительная часть.

Упражнение “Дуем, дуем, задуваем”.

Цель: закрепление навыка выдувания длительной, плавной и целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: осенние листики.

Перед началом упражнения педагог сам показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно, не надувая щек.

Дети берут в правую руку по листочку и на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох, дуя на листок спокойно и длительно.

Педагог. Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу.

Логоритмическая разминка.
Старшая, подготовительная группа.

Тема: “Прогулка в осеннем лесу”

1.Вводная часть.

Ребята, представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Давайте погуляем по осеннему лесу.

Большие ноги Ходят в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу.

Шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ, топ- топ.

Маленькие ножки Бегут на носках с остановкой на последнее слово.

Бежали по дорожке:
Топа - топа-топа - топ,
Топа-топа-топа-топ.

По узенькой дорожке Ходят по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги.

Шагают наши ножки,
По камешкам по камешкам. Делают подскоки с ноги на ноги в медленном темпе.
И в ямку…бух! Усаживаются на пол, на последнем слове.

2. Основная часть.

Осенний хоровод.

Мы пляшем, и поем,
Осенними деньками
Широкий хоровод
Открыт для всех друзей.
Кто хочет песни петь,
Пусть станет вместе с нами.
Кто пляске нашей рад.
Пусть к нам спешит скорей.
И желтый клен
Шумит листвой над нами,
И солнце нам
Свою улыбку шлет.
Танцуем мы,
Осенними деньками.
Кружится наш,
Широкий хоровод.
Дети становятся в круг, чередуясь (мальчик
- девочка), и идут, взявшись за руки, вправо.
Девочки делают3 шага в центр круга,
Возвращаются на свои места3 шагами.

Те же движения выполняют мальчики.
Девочки и мальчики поворачиваются лицом 
друг другу и, держа руки ладонями вверх,
ударяют ими по ладоням партнера (по одному
хлопку на сильную долю каждого такта)
Мальчик опускается на одно колено и
И поднимает правую руку вверх, девочка,
держась правой рукой за руку мальчика,
Обходит вокруг него. На последний такт
Переходит к другому партнеру.

Хоровод повторятся с другими партнерами.

Попевка “Кап, кап, кап”.

Педагог.

Какая же осень без дождя.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Будет травка гуще.

Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”.

Ход игры

На полу лежат три обруча. Внутри каждого обруча – четыре гриба. Вокруг каждого обруча стоит по пять детей. Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай,
И быстрей его хватай.
Идут по кругу вправо
Идут по кругу влево
Выпрямляют руки вперед;
хлопают в ладоши.

По окончанию слов дети должны быстро взять гриб из круга.

3.Заключительная часть.

Упражнение “Дуем, дуем, задуваем”.

Цель: закрепление навыка выдувания длительной, плавной и целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: осенние листики.

Перед началом упражнения педагог сам показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно, не надувая щек.

Дети берут в правую руку по листочку и на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох, дуя на листок спокойно и длительно.

Педагог. Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу.

Литература

  1. Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет.- М.,2007.
  2. ОвчинниковаТ.С.Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.
  3. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М.,2007.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика. КОРОНА. - 2005.
  5. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ак. Развития. - 2006.
  6. Микляева Н.В.,Полозова О.А.,Родионова Ю.Н.Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М , 2006.
  7. Дедюхина Г.В.Работа над ритмом в логопедической практик. - М., 2006.