Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников


«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением правительства РФ от 11. 07. 2005г., определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время». Для решения этих задач, разработала программу «Люби и знай родной край». программа предусматривает комплексный подход в развитии дошкольником средствами ознакомления с родным краем – Якутией.

Программа состоит из 5-ти разделов и рассчитана на 2 года обучения:

Работа по разделу «Якутск – любимый город» начинается с знакомства детским садом, с улицей на которой расположен детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

Формами работы по этому разделу являются:

Одним из основных методов работы являются экскурсии.

Особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.

Для того чтобы все это решалось успешно, мы решили действовать в нескольких направлениях:

  • Провели устное анкетирование родителей. Задали три вопроса:
  • Беседуете ли вы со своим ребенком о Якутске?
  • В каких местах города вы любите бывать со своим ребенком?
  • Какие книги есть в вашем доме о Якутске и Якутии?
  • Провели диагностику знаний детей по теме «Родной край и наш город».
  • Ознакомились с книгами справочного характера о Якутске с целью повышения своих знаний.

Из бесед с родителями выяснили, что многие из них сами родились не в Якутске и мало где бывают с детьми, в основном посещают цирк.
Мы пришли к следующим выводам:

  • Теснее работать с родителями.
  • Организовывать экскурсии по городу, в музеи, на выставки.

Экскурсии по историческим и культурным достопримечательностям Якутска

Цели и задачи:

  • Пополнить знания дошкольников об отдельных страницах истории и культуры Якутска, людях, оставивших след в памяти народа;
  • Стимулировать интерес к изучению родного города, стремление к сохранению его красоты, памятных мест;
  • Познакомить детей с планом Якутска;
  • Вызвать чувство гордости за защитников Родины, благодарности им;
  • Закрепить правила поведения в общественных местах, городском транспорте;
  • Отдохнуть в красивейших местах Якутска, вблизи памятных мест.

Приложение 1