Литературная гостиная "Поэт, писатель, сказочник" (К.И. Чуковский)


Цель: познакомиться с творчеством писателя, расширить читательский кругозор, создать условия для творческой самореализации учащихся.

Оформление сцены: портрет писателя (1882-1969 гг), плакаты с надписями "сказочник", "критик", "переводчик", "литературовед", рисунки доктора Айболита, Бармалея, Бибигона, слона, мухи-цокотухи, слова И. Андроникова о Чуковском: "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный".

Ход праздника

Праздник ведут мальчик и девочка, желательно одетые в костюмы 30-х годов.

Группа детей читает стихи

Чтец №1:

Вот и начнутся каникулы вскоре,
Много за год прочитали мы в школе-
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
Повести, сказки, рассказы, стихи-
Все это сами мы в школе прочли.

Чтец №2:

В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.

Чтец №3:

Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.

Чтец №4:

К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №5:

Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей

Чтец №6:

Жалко нам стало деда Корнея-
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №7:

По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею-
Слушаться надо того, кто умнее.

Чтец №8:

Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

Ведущий мальчик: Итак, дорогие гости! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдет о Корнее Ивановиче Чуковском.

Ведущая девочка: У-у-у-у Чуковский, - скажете вы! О нем с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем своим детям, потом внукам, потом правнукам и так далее. Да, наизусть все знаем! А вот мы сейчас и проверим, действительно ли все? Вот попробуйте, угадайте из каких сказок Чуковского пришли к нам эти гости?

Выходят дети, одетые в костюмы Крокодила, Медведя, Бармалея, Лисы, а зрители должны назвать произведения Чуковского, где эти герои участвуют.

Ведущий мальчик: Хорошо! Но это еще не все. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял, и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежала эта вещь, но и прочитать строчку из произведения, в котором о ней говорится.

Ведущий из мешка достает:

телефон (У меня зазвонил телефон),

воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним, комарики на воздушном шарике)

мыло (Тут и мыло подскочило),

блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля),

калоша (Пришлите мне дюжину новых калош),

термометр (И ставит, и ставит им градусники).

Ну, вы, конечно, молодцы! Но все же убедились, что помните и знаете не совсем все! Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского и его замечательные книги.

Ведущая девочка: Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Всю его жизнь вокруг ни на миг не смолкая слышалась звонкая детская речь. "Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться! "- писал Чуковский. Свою книгу " От двух до пяти" он посвятил детям.

Ведущий мальчик: Вот здорово! Правда? Не меньшую радость приносят нам стихи Корнея Ивановича . Давайте их сейчас вспомним! Но перед тем, как ребята прочитают нам несколько стихотворений Чуковского, попробуйте вспомнить названия хотя бы некоторых стихотворений. Что трудно? Ну, ничего. Сейчас маленькие дети нам помогут.

Читаются стихи Чуковского про Обжору, про Бутерброд, про Свинку.

Ведущая девочка: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей".

Сейчас мы с вами будем вместе их угадывать.

Группа детей загадывает загадки

Ведущий мальчик: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил:" Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Ученик читает отрывок из "Крокодила"

Ведущая девочка: К.И. Чуковский рассказывает:"У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.

Один такой день я особенно помню - 29 августа 1923 года.

Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую песенку о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба". Так давайте сейчас вместе с героями сказки отметим эти события.

Дети в костюмах инсценируют сказку "Муха-цокотуха"

Звучит музыка. На сцену выбегают участники с праздничным столом.

Чтец:

Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Прибегали Светляки -
Зажигали огоньки...
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов
Будем танцевать!!!

Муха с Комаром танцуют бальный танец.

Ведущий мальчик: Нужно отметить, что сказки Чуковского очень просты и понятны детям. Давайте послушаем маленький отрывок из сказки Чуковского "Телефон".

Ведущая девочка: А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по произведениям Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны. Отвечайте быстро и четко.

1. На чем ехали зайчики в сказке "Тараканище"? (На трамвае)

2. Что упало на слониху в сказке "Тараканище"? (Луна)

3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении"Телефон"? (Они объелись лягушками)

4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

5. Зачем свинья из стихотворения "Телефон" просила по телефону прислать к ней соловья? (Чтоб спеть с ним вместе)

6. Какое грозное слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)

7. Продолжите фразу из сказки "Мойдодыр": "Да здравствует мыло душистое..." (и полотенце пушистое)

8. Закончите последнюю фразу из сказки "Мойдодыр": "Всегда и везде..." (вечная слава воде)

9. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

10. Что нес отважный комарик, который спас муху-цокотуху? (Может выть два ответа - фонарик и саблю)

Вопросы командам:

1. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? ("Муха-цокотуха")

2. В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? ("Бармалей")

3. Как звали мальчика-обжору в стихотворении, где он съел лошадь, корову и массу других предметов? (Робин Бобин Барабек)

4. Кто нашел туфельку, которую потеряла девочка Дженни? (мельник)

5. Кого испугались храбрецы-портные? (улитку)

6. В сказке "Доктор Айболит" есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (бегемот)

7. Какую сказку Чуковский написал дважды: сначала в стихах, затем в прозе? ("Доктор Айболит")

8. Как звали злую сестру доктора Айболита? (Варвара)

Ведущий мальчик: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи.

Это было "Федорино горе".

(На сцене ставится самовар, чашки, блюдца и показывается сцена из сказки, в которой принимают участие утюги, ножи, кастрюли, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, стол.)

Чтец:

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга,
И помчались по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!.."

Ведущая девочка: Вспоминая Черное море, Корней Иванович писал: "А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станет с ними, с больными,
С моими зверями лесными?"

Ведущий мальчик: Любимым героем детей сказок Чуковского является доктор Айболит, добрый, отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больных зверей.

Чтец:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Ведущий мальчик: Однажды к доктору прилетела ласточка. Она сказала, чтобы доктор немедленно ехал в Африку, потому что там заболели обезьяны. Доктор сразу собрался и поехал в Африку со своими зверями.

Посмотрите, ребята, что произошло с ними, когда они приехали в Африку.

(Инсценировка по книге К. И. Чуковского "Доктор Айболит")

Пока убирают декорации, можно задать ребятам несколько вопросов по произведениям Чуковского К.И.

Героем многих сказок К.И.Чуковского является Крокодил. Вспомните эти сказки. (Дети называют сказку и читают наизусть из нее отрывок)

Ведущая девочка: А вот и другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: "однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться, я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

"Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Стыд и срам!"

(Показывается инсценировка Мойдодыра с завершающим танцем, который славит воду.)

Ведущая девочка: Да, Корней Иванович был настолько трудолюбивым человеком, что самостоятельно изучил английский язык и затем перевел с этого языка много забавных детских песенок, стихов и потешек.

(Наизусть читаются стихи, переведенные с английского языка)

На сцену выходят все артисты.

Чтец № 1; Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Житкове, с которым он учился в одном классе, прочитаем в старших классах повесть "Серебряный герб".

Чтец № 2: В ней Чуковский рассказывает о своем детстве. Оно было не такое радостное и счастливое, как у вас, но, несмотря на это, Корней Иванович сумел выучиться и стать детским писателем не только российских детей, но и детей всего земного шара. Его книги издаются на многих языках мира.

Чтец № 3: И всегда Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Гекльберри Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки-Тикки-Тави и другими.

Чтец№ 4: Произведения Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек - не человек.

Ираклий Андроников писал, что талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!

Чтец № 5:

Сказки вы не забывайте,
С интересом их читайте,
В гости ждем мы вас, друзья,
Вам будут рады здесь всегда!

Список использованной литературы:

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. 30 литературных вечеров, конкурсов, викторин для начальной школы. - М.: "Аквариум ЛТД", К.: ГИППВ, 2002. - 224 с.
  2. Загурская Е. Л., Неборская Т. А. "О сказках в шутку и всерьез". - Минск: ООО "Новое знание", 2007.
  3. Кузнецова Э. Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. /М.: "Аквариум", К., ГИППВ. 1999, 240 с.
  4. Хрестоматия для маленьких /сост. Л. Н. Елисеева. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста /сост. З. Я. Рез., Л. М. Гурович и др. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Чуковский К. И. Сказки. - М.:"Детская литература", 1984.
  7. Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя. - М., издательство "Первое сентября", 2000. - 256 с., ил.
  8. Яценко И. Ф. "Поурочные разработки по внеклассному чтению". 1 класс. - М.: "Вако", 2007.