Культурно-досуговая программа "Красная Шапочка"


Пояснительная записка

Дошкольный период – короткий период в жизни человека, но он имеет важное значение. В это время происходит становление всех составляющих психики ребёнка, интенсивно идёт познавательное развитие. Достижение полноценного и всестороннего развития дошкольника тесно связано с включением его в различные виды деятельности, приобретние ребёнком опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Педагогический процесс в целом ориентирован на приобщение детей к миру искусства через реализацию их творческого потенциала. Именно в творческом процессе рождается самостоятельность в действиях, мыслях, поступках ребёнка, а кропотливая работа при выполнении заданий педагога помогает воспитывать в себе терпение, выдержку, умение достичь цели.

Одним из разновидностей творческой деятельности в системе дополнительного образования детей являются разные типы культурно-досуговых программ, в частности, праздники.

Что такое праздник? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но, скорее всего, праздник – это когда все друзья собираются вместе, когда царят дружба, веселье и взаимопонимание, когда звучат песни, танцы, шутки... На наш взгляд, потребность в празднике – это потребность любого человека в разделенной с другими людьми радости. Собственно говоря, превращение «своей» радости в «общую» и создаёт праздник, умножает радостное переживание за счёт сопереживанию других, делает его общим. И чем больше в нашей жизни праздников, тем веселее и интереснее жить.

В течение учебного года, а также во время пребывания детей дошкольного возраста в летнем лагере (возможно, и на летних оздоровительных площадках, если позволяет длительность пребывания детей) одной из форм проведения досугово-развлекательных мероприятий является подготовка и показ музыкальной сказки «Красная Шапочка».

На этот праздник приглашаются родители, педагоги, воспитанники студий Центра внешкольной работы.

Процесс подготовки праздника делится на несколько этапов.

1. Предварительная подготовка педагога

Эта стадия организаторской деятельности предполагает обдумывание и выдвижение целей и задач, продумывание содержания и формы мероприятия, ожидаемого результата.

Цели и задачи:

  • развитие творческих способностей и эмоционального мира детей;
  • приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
  • формирование умений работать в группе, воспитание чувства взаимной ответственности, взаимной поддержки, сплочение детского коллектива;
  • расширение сферы неформального общения между педагогами и детьми различных студий младшего возраста;
  • привлечение новых воспитанников в дошкольную студию эстетического развития.

Праздник планируется проводить как итог деятельности одного из этапов работы воспитанников студии в течение учебного года, а также в летнем оздоровительном лагере и на летних детских площадках для детей младшего возраста.

Время проведения праздника 30–40 минут.

Ожидаемые результаты: развитие творческих способностей воспитанников, развитие интереса к познанию, расширение сферы неформального общения между педагогами и детьми различных студий младшего возраста, повышенный интерес родителей к деятельности дошкольной студии эстетического развития детей.

2. Планирование

На этом этапе проводится работа по созданию сценария, написание песен, подборка музыкальных фрагментов для пролога и хореографических номеров в сцене «Лес».

За основу театрализованного представления взят авторизованный сценарий сказки «Красная Шапочка», разработанный мною. Для того чтобы занять в спектакле как можно больше детей, были введены новые персонажи, которые танцуют и поют, – это «деревья», «цветы», «ягодки», «пчёлки».

В сценарии много песен, так как почти все действующие лица поют, музыка песен – авторская, написанная мною.

3. Текущая организаторская деятельность (подготовка)

На первом этапе педагоги распределяют роли среди воспитанников. На главные роли желательно подобрать детей с артистическими задатками, выразительной мимикой, громким голосом и чёткой дикцией. Желательно, чтобы дети, исполняющие главные роли, имели хорошие вокальные данные и способность двигаться под музыку, выполняя определённые танцевальные движения.

На втором этапе педагог вокала совместно с концертмейстером на занятиях вокала разучивают песни с каждым действующим лицом индивидуально (Красная Шапочка, Волк, Бабушка), песни для вокальных групп («Подружки», «Дровосеки», «Пчёлки»), после чего все герои разучивают финальную песню спектакля.

Следующий этап – разучивание хореографом на занятиях хореографией движений, поставленных под музыку песен, исполняемых каждым из персонажей, а также массовых танцев.

Параллельно с работой педагогов по вокалу и хореографии и деятельностью концертмейстера проводится подготовительная работа педагогом –режиссёром. Он разучивает текст персонажей с воспитанниками, осуществляет режиссуру спектакля.

На завершающем этапе подготовки, после того как черновая работа закончена, педагоги и концертмейстер совместно со звукорежиссёром приступают к аранжировке всех песен и записи их на фонограмму (сначала в минусовом варианте, а затем в плюсовом, где каждый из действующих лиц озвучивает своего персонажа).

4. Проведение мероприятия

Проведение театрализованного представления осуществляется как один из этапов работы с воспитанниками детской дошкольной студии эстетического развития, а также как итоговое мероприятие деятельности педагогов и детей младшего возраста в летнем оздоровительном лагере и на летних детских площадках.

Сценарий «Красная Шапочка»

Действующие лица:

Красная Шапочка.
Волк.
Бабушка.
Пчёлки, цветочки.
Деревья.
Ягодки.
Подружки.
Дровосеки.

Ход праздника

(Занавес закрыт. Звучит музыка. На фоне музыки идёт текст, записанный на фонограмму).

Сейчас мы покажем вам сказку об одной удивительной девочке, которая помогла злому Волку стать добрым и вежливым. Звали её Красная Шапочка.

(Звучит «Песня Подружек») <Рисунок 1>

Мы весёлые подружки,
Озорные хохотушки,
Пляшем, скачем без забот,
С песней водим хоровод.
Каждый видит, каждый знает –
Песня дружбе помогает.
Не спеши бежать домой,
Снами вместе песню пой.
Выходи на пляску смело,
Топай, чтоб земля звенела,
Не стесняйся, не робей,
Быстрых ножек не жалей.

Первая подружка: Девочки, а где же Красная Шапочка? Давайте её позовём!

Все: Красная Шапочка! Красная Шапочка!

Вторая (самая маленькая): А почему её так зовут – Красная Шапочка

Третья: Подарила ей Бабушка ко дню рождения красивую красную шапочку

Четвёртая: С тех пор девочка всюду ходит в своей новой, нарядной красной шапочке.

Пятая: Все про неё так и говорят: «Вот Красная Шапочка идёт!»

Все: Вот Красная Шапочка идёт!

Красная Шапочка: Здравствуйте, подружки! Вы меня звали?

Все: Здравствуй, Красная Шапочка!

Шестая: Хочешь с нами поиграть?

Седьмая: Давай песню споём!

Восьмая: Потанцуем вместе! (Танец Подружек и Кр.Ш.)

Мама Красной Шапочки (жестом подзывает к себе Кр. Ш., подаёт ей корзинку): Я испекла пирожок. Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к Бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она.

Красная Шапочка: Хорошо, Мамочка! (Оборачивается к подружкам.) Девочки. Я иду навестить свою Бабушку. Она живёт в другой деревне. А когда вернусь, мы ещё поиграем.

(Занавес открывается. Звучит музыка. Танец Цветов и Пчёлок, танец Ягодок, танец Деревьев. Между деревьями проходят Дровосеки. Они поют «Песню Дровосеков» и под неё танцуют.) <Рисунок 1>

Пилим, рубим там, где нужно,
И работаем мы дружно.
Топоры в руках поют –
Славят дровосеков труд.
Мы в густом лесу, как дома,
Та тропинка нам знакома,
По которой Волк бежал
И куда он путь держал.
Дровосеки, лесорубы.
Пусть не скалят волки зубы.
Не боимся мы волков –
Топоры острей клыков.

Серый Волк: А-А-А! Вот я вас! (Выбегает из– за кулис, пытается поймать кого-нибудь из обитателей леса. Все в страхе разбегаются.)

(Волк поёт и танцует. Звучит «Песня Волка») <Рисунок 2>

Я – кусачий Серый Волк, Серый Волк, Серый Волк!
Рассержусь – зубами щёлк, щёлк, щёлк!
Пообедать захочу, захочу, захочу –
Загрызу и проглочу, проглочу, проглочу.
Волку в зубы попадёшь, попадёшь, попадёшь –
Никуда ты не уйдёшь, не уйдёшь, не уйдёшь!

Ах! Как я голоден! Какой же я бедный и несчастный! Я не ел уже целых три дня! У меня уже (хватается за голову) даже... кружится голова и дрожат коленки... от истощения. Скоро у меня станет вылезать моя прекрасная шелковистая шерсть, и (жалобно) выпадут мои кусачие зубы! Какой же я бедный и несчастный! (мечтательно.) Встретить бы мне... овечку... одну или две... а лучше теленочка. Я бы с ним поговорил... по душам! Ах, какой же я... (Прислушивается, затем прячется.)

(Выходит Красная Шапочка. В руках у неё корзинка и букет полевых цветов. Она поёт и танцует. Звучит «Песня Красной Шапочки») <Рисунок 2>

Солнышко светит, птички поют.
Красную Шапочку все узнают.
Вот я иду по тропинке в лесу,
Старенькой бабушке завтрак несу.
Бабушка скажет: «Спасибо, дружок,
Сладкий ты мне принесла пирожок,
Самая близкая ты мне родня!»
И поцелует тихонько меня.

(Занавес закрывается.)

Красная Шапочка: Здесь можно немного и отдохнуть. (Садится на пенёк.) Как хорошо в лесу! Птички поют, бабочки порхают. ( Увлечённо рассматривает цветы.)

Серый Волк: (подкрадывается угрожающе, но сразу же галантно кланяется и улыбается, когда Красная Шапочка оборачивается) Здравствуй, милая Красная Шапочка!

Красная Шапочка: Здравствуйте, Серый Волк.

Серый Волк: Куда ты идёшь?

Красная Шапочка: Я иду к Бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.

Серый Волк: А это что, милая Красная Шапочка?

Красная Шапочка: Цветы. Я нарвала их на той поляне. Понюхайте, Серый Волк, они пахнут солнышком и полем.

Серый Волк: (отходит, закрываясь букетом.) С каким бы удовольствием я сейчас съел бы Красную Шапочку, но боюсь, Дровосеки где– то близко! (Нюхает цветы, громко чихает.) Приятный аромат! (Возвращает букет.) А далеко ли живёт твоя Бабушка?

Красная Шапочка: Вон в той деревне, за мельницей. В первом домике с краю.

Серый Волк: Ладно, я тоже хочу проведать твою Бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придёт. (Волк убегает.)

(Открывается занавес. Декорации домика Бабушки. Бабушка накрывает стол к чаю.)

Бабушка: Что-то я немного устала. Всё хлопотала по дому. Теперь можно и отдохнуть, все дела сделала. Посижу немного. (Садится в кресло– качалку, берёт в руки вязание.) Скоро, наверное, придёт моя внучка Красная Шапочка. Я её очень люблю. Она такая послушная, добрая девочка, и часто навещает меня.

(Звучит «Песня Бабушки») <Рисунок 3>

В небе бродит тучка.
Где ты, моя внучка?
Торопись же, лапочка,
Красненькая Шапочка.
Не устали б ножки
На лесной дорожке.
Торопись же, лапочка,
Красненькая Шапочка.
Да в лесу недолго
Повстречать и Волка.
Торопись же, лапочка,
Красненькая Шапочка,

Серый Волк: (Запыхавшись, подбегает, прислушивается, стоя у двери.) Торопись же,

лапочка... Нет!.. Надо так: не торопись же, лапушка, съем пока я Бабушку! (откашливается и тихонько говорит). Тук– тук!

Бабушка: Кто там?

Серый Волк: Это я, внучка Ваша, Красная Шапочка. Я к Вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

Бабушка: Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется!

Серый Волк: О! как я голоден! (Вбегает в дом. Бабушка, увидев Волка, падает в

обморок за стол. Звучит тема «Песни Красной Шапочки». Волк быстро накрывает Бабушку покрывалом, надевает её чепец, накидывает на плечи шаль и садится к столу.) Прекрасно! Будет чем полакомится и на первое и на второе.

Красная Шапочка: (подходит к двери) Вот я и пришла, сейчас Бабушка так обрадуется, когда меня увидит, угостит чем-нибудь вкусненьким! А если она захворала,

то я подам ей лекарство и посижу около неё... (стучит в дверь)

Серый Волк: (хрипло) Кто там?

Красная Шапочка: (подходит к двери). Вот, что я говорила?! Конечно, Бабушка простудилась! Слышали, какой у неё голос? Это я, внучка Ваша, Красная Шапочка. Принесла Вам пирожок и горшочек масла.

Серый Волк: Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется. Положи-ка ты, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама присядь рядом со мной. Ты, верно, очень устала. (Берёт чайник, наливает чай в чашки)

Красная Шапочка: Бабушка. А почему у Вас такие большие руки?

Серый Волк: Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.

Красная Шапочка: Бабушка, а почему у Вас такие большие уши?

Серый Волк: Чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.

Красная Шапочка: Бабушка, а почему у Вас такие большие зубы?

Серый Волк: (вскакивает). А это что бы скорее съесть тебя!

(Красная Шапочка, бегая от Волка вокруг стола, задевает Бабушку. Они вместе надевают Волку Корзину на голову, скручивают ему руки, крепко держат)

Серый Волк: Помогите! (Вбегают Дровосеки, хватают Волка, снимают с головы корзину, уводят)

Красная Шапочка: Стойте! Я поняла, почему Волк такой злой! Он просто голодный. Его надо накормить! (Подаёт Волку большую миску и ложку. Волк садится за стол и ест.)

Серый Волк: Спасибо. Очень вкусно. Теперь обещаю вам никого не обижать!

Бабушка: Вот и хорошо! Вот и молодец!

(Звучит финальная песня) <Рисунок 3>

Хорошо, когда все вместе собираются друзья,
И тогда уже без песни расставаться нам нельзя.
До свиданья, до свиданья, до свиданья, в добрый час!
Обещаем в этом зданье новой сказкой встретить вас!
Мы хотим, чтобы на свете было много ясных дней,
Чтобы только в сказках дети страшных видели зверей.
До свиданья, до свиданья, до свиданья, в добрый час!
Обещаем в этом зданье новой сказкой встретить вас!

5. Анализ

Анализ осуществляется на этапе подведения итогов проведённого мероприятия.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н., Кленов Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор. Пособие для учителя. Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Сергеева Л.Л. Либретто музыкальной сказки «Красная шапочка».
  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Гринго. 1996.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков. Фолио. 1997.