Край наш Бурятский. Встреча с интересными людьми


Программные задачи:

  1. Познакомить с бурятским национальным инструментом чанза, его историей, с музыкой бурятского народа.
  2. Продолжать воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям которые в нем живут, к традициям бурятского народа.
  3. Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение детей, память, мышление.
  4. Доставить детям удовольствие и радость от общения с интересным человеком.

Обогащение словаря:

Чанза, звучание, фольклор, Хадак (шелковое полотенце), знакомство с новой профессией – преподаватель игры на народном инструменте.

Предварительная работа:

Выставка детских работ, заучивание стихотворений, беседа о бурятской национальной музыке; рассматривание картин, открыток, иллюстраций, национального костюма, элементов орнамента, пошив костюмов, прослушивание песен бурятского народа, проведение праздников: “Сагаалган”; посещение музеев: этнографического, истории города; природа Бурятии.

Оборудование:

Бурятский орнамент, сувениры, фотографии, бурятские национальные костюмы для детей, ведущей, выступающей, альбомы, буклеты: “Бурятия”, “Край родной Забайкалье”, “Картины Бурятии”; художественный буклет “Люблю тебя Бурятия”, чанза, статуэтки, пиала, Хадак (шелковое голубое полотенце).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла преподаватель по классу чанза музыкального колледжа имени П.И. Чайковского Будаева Светлана Николаевна.
Друзья, каждый народ, в зависимости от того, где он живет, занимается своим трудом, имеет национальный язык, свои песни, сказки, стихи, обычаи и обряды. Нам с вами посчастливилось жить в живописном крае, где бок о бок проживают люди разных национальностей.
В каком краю мы живем?
Ребята скажите мне, пожалуйста, люди каких народностей проживают рядом с нами?

Ответы детей.

У. Да, все мы дружно живем на бурятской земле, люди у нас радушные, поэтичные, доброжелательные. Каждый народ имеет свои давние традиции, культуру, искусство. Познакомиться с искусством бурятского народа мы можем посещая Бурятский драматический театр, Бурятский оперный театр, кукольный театр “Ульгэр”, художественный музей имени Сампилова.
Ни одно событие в жизни каждого народа не обходится без музыки, в которую он вкладывает душу, любовь к Родине, к окружающей природе. Бурятский народ, он, как бы сливается со своей землей, которая вдохновляет его на создание прекрасной музыки, ее мы с вами сейчас услышим.
Вы готовы?

Ответ детей.

У. Слушаем.

Включается аудиозапись.

У. Предоставляем слово гостье – Будаевой Светлане Николаевне. Ее рассказ об инструменте, его истории, из чего он изготовлен и исполнение музыкальных произведений.

Репертуар:

  1. Чойдок “Жалам Хар”, “Вороной Конь”.
  2. Ёхор.
  3. Вариация на украинскую народную песню “Ты ж мене пидманула”.
  4. Баяртуева О. “Чебурашка”.

У. Ребята вы прослушали выступление, а теперь скажите пожалуйста:

- Что за инструмент звучал?
- Из чего он изготовлен?
- Какую музыку мы слушали?
- А как зовут нашего уважаемого гостя?

Светлана Николаевна, и мы для вас приготовили небольшой подарок.

Дети читают стихи.

1 ученик.

Необъятны просторы республики нашей,
Стали степи и горы светлее и краше.
Оттого и живут в счастье юный и старый,
Что в колхозах растут табуны и отары.

2 ученик.

И воздух какой-то особенный тут
Прохладой и свежестью веет.
И грудь очищается, силы растут,
А солнце как ласково греет
Куда ни посмотришь – повсюду простор,
Поля с вызревающим хлебом.
Люблю говорить я о крае своем,
О нашей любимой отчизне.
О том, как мы трудимся, любим,
Поем о светлой и радостной жизни.

Д. Намсараев

3 ученик.

А там, где Уды слиянье
С серебряной Селенгой,-
Гордость народа окрепшего-
Город стоит вековой
Там, под родными реками,
В неутомимом труде
Молодеет моя столица
Процветает Улан-Удэ.

В. Абидуев

4  ученик.

Зимой здесь все кругом скрывает снег и лед,
Здесь льдины, как хрусталь, в степи метель метет.
А летом степь – полней не сыщешь красоты,
Алеют яркие пахучие цветы.
Мне так мила и сердцу так нужна
Бурятия – прекрасная страна!

5 ученик.

Есть тут и пастбища у нас,
Где круглый год
Еду обильную отыскивает скот,
Да и распахивать легко у нас поля,
Для урожая здесь удобная земля!
Мне так мила и сердцу так нужна
Бурятия – прекрасная страна!

6  ученик.

Знакомый мой язык,
Земля любимая к которой так привык.
Везде твою я вижу новую зарю,
Во имя Родины живу я и творю!
Мне так мила и сердцу так нужна
Бурятия – прекрасная страна!

Затем все вместе под музыкальное сопровождение гостьи исполняют гимн Бурятии.

У. Уважаемая Светлана Николаевна, большое спасибо за Ваше внимание, мы очень гордимся, что наша встреча и наша с Вами дружба будут продолжаться.
Эта встреча не последняя. Светлана Николаевна обещала приехать к нам со своими учениками. Ученики Светланы Николаевны в настоящее время сами являются преподавателями в музыкальных школах в разных уголках нашей республики. Работают артистами Государственного театра танца и песни “Байкал”. Наша гостья многократно участвовала в международных фестивалях народных коллективов, которые проходят ежегодно в таких странах, как Франция, Польша, Германия.

В конце встречи Светлана Николаевна   предлагает посмотреть ученикам фотографии, альбомы о пребывании оркестра бурятских народных инструментов с концертами в других городах и странах.