Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников


Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
К. Д. Ушинский

Проблема вытекает из специфики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре разнообразными средствами в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пения, танца, игры на народных инструментах, народного театра.

В своей разработке представили практические и действенные методы совершенствования нравственно-патриотического воспитания детей, разнообразные приемы, которые могут быть использованы в детских дошкольных учреждениях для формирования патриотизма у детей дошкольного возраста.

Предлагаемая разработка поможет педагогам дошкольный учреждений, учителям начальных классов и родителям сформировать и развить у детей интерес и любовь к своей малой Родине, к русским традициям и промыслам, элементарные знания о правах человека.

Целью разработки является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

Ожидаемые результаты от внедрения разработки:

  1. Повышение уровня знаний детей по разделу программы Васильевой М.А. “Ознакомление с окружающим”
  2. Повышение уровня знаний детей по направлению “Развитие представлений о человеке в истории и культуре”
  3. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

Актуальность разработки на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в условиях села, поселка, города слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, и поэтому возникает целый ряд противоречий:

возросшее внимание общества к традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается современными городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста;

возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются недостаточные, бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников, отсутствие системных знаний у детей вызывает необходимость по их усилению, систематизации, правильной интерпретации фактов, событий, явлений.

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

Новизна состоит в том, что:

педагогически обосновано значение подлинных видов музыкального фольклора в формировании духовного мира детей старшего дошкольного возраста;

Разработаны педагогические условия эффективного приобщения детей к традиционной культуре, представленные в педагогическом процессе взаимосвязью компонентов: духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического; ознакомлением детей с региональными народными традициями; воссозданием элементов традиционного уклада жизни: атмосферы большой семьи, уютного дома, сотворчества детей и взрослых;

Методика приобщения детей к народной культуре являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.

Для решения проблемы формирования патриотизма у детей дошкольного возраста используем программу “Приобщение к истокам русской народной культуры” (Князева), теорию индивидуального подхода Амоношвили Ш.; используем также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для нравственного и патриотического развития человека, труды многих педагогов, научных деятелей, среди которых Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Э. К. Суслова.

Принципы, используемые в работе:

  1. Принцип целенаправленности.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип наглядности.
  5. Принцип интегрированного подхода.
  6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
  7. Принцип прочности.

Методы и приемы:

  • Теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических, источников по теме, анализ, синтез, обобщение;
  • Практический метод,
  • Словесный метод: педагогическое наблюдение, опрос, беседа и др;
  • Сравнительный анализ результатов.

Агрессивные

Дети неуравновешенные, что проявляется в аффективном поведении, направленном на сверстников

1-я группа
Эмоционально расторможенные

Дети обладают высокой реактивностью. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию.

2 группа
Эмоционально заторможенные

Дети замкнутые, переживающие свои эмоциональные проблемы в одиночестве. Их характеризует невыраженность эмоциональных реакций, тревожность.

3 группа

Период дошкольного детства можно назвать периодом эффективных переживаний. При планировании воспитательно-образовательного процесса используем разноуровневый подход. Условно выделили (совместно с педагогом-психологом) следующие группы детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет с раннего детства детям понять, что они часть великого русского народа. Стремимся широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Всю исследовательскую работу проводим на основе мини-музея “Предметы народной старины”.

Мини-музей “Предметы народной старины” представляет собой воспроизведение деревенского быта. Здесь, благодаря помощи родителей воспитанников, сотрудников ДОУ, бывших воспитанников детского сада, жителей поселка собраны предметы деревенской утвари, одежды, народно – прикладного искусства.

Мини-музей – особое место. Все предметы в нем доступны детям. Само место музея способствует интересным занятиям: можно узнать об экспонатах новое, сделать похожее, поиграть с ними.

Работу с детьми планируем на основе следующих разделов и направлений в работе:

  1. Ознакомление с окружающим, предметный мир;
  2. Изобразительная деятельность;
  3. Я, моя семья, мой домашний адрес;
  4. Труд взрослых вчера и сегодня;
  5. Игра – ведущее направление работы;
  6. Праздники и развлечения совместно с родителями;
  7. Вторая половина дня, совместная деятельность педагога с детьми.

Педагог Н.Волков писал: “Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации”.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по разделам и направлениям программы.

Ознакомление с окружающим, предметный мир.

Организовываем занятия, проводим наблюдения, эксперименты; формируем конкретные представления о предметах быта, их назначении. Начинаем со знакомства с различными материалами – бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом.

Учим понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбираем существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений: одежда, обувь. Даём представления о национальном женском и мужском костюме, о воинском снаряжении в древности. Добиваемся описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности, используя эпитеты, метафоры. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня.

Пример: Беседа, пословицы, поговорки, песенки о лете – “Что летом родится – зимой пригодится”; беседы об осени, приметы, заклички – “Восенушка-осень – сноп последний косит”; “Хлеб – всему голова” (старинные способы уборки хлеба – жернова и их использование); “Зима не лето, в шубу одето” (особенности зимы, пословицы, поговорки, заклички); “Грач на горе – весна на дворе” (русские обычаи встречи весны, пение закличек о весне); “Человек без Родины, что соловей без песни” (о прошлом родного края и героях-земляках).

Изобразительная деятельность.

Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музея даём представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традиционности образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Красной нитью проводим через всю работу воспитание у детей нравственных ценностей русского народа. И уже на них формируем основы патриотизма.

Пример: “Знакомство с хохломской росписью” (традиционная хохломская роспись); “Гжель прекрасная” (гжельский художественный промысел, узоры).

Я, моя семья, мой домашний адрес.

В нашей работе стараемся убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Для решения поставленных задач используем и специально организованные занятия, экскурсии по родному поселку, оформление семейных альбомов, сюжетно-ролевые игры, игровое моделирование проблемных ситуаций, используем богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Труд взрослых вчера и сегодня.

Параллельно даём представления о современных профессиях (архитектор, дизайнер, банкир и т.д.) и древних ремеслах (резчик по дереву и др.).

Обобщая знания о профессии, знакомим с материалами, орудиями и результатами труда, расширяем словарь. Например, кузнец – металл, наковальня, горн, кувалда, молот, подкова, кочерга, топор.

Знакомя с трудом крестьянина, акцент делаем на связи труда со сменой времен года, со структурой конкретного процесса, знакомим с профессиями сегодняшнего дня, организуем встречи с людьми разных профессий. Совместно с детьми изготавливаем самодельные книги “Труд наших родителей”.

Игра – ведущее направление работы.

Большое место в организации нашей работы по принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Используем игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры-драматизации по любимым сказкам, потешкам, с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, плоскостной. Интересны занятия, посвященные истории кукол. Это и кукла – стригушка (закрутка из соломы или сена). Это игрушка с сюрпризом. Если ее потрясти на подносе, игрушка начинает двигаться, поворачиваться, танцевать. Нетрудно представить, сколько радости и удовольствия получают дети, если увидят такой хоровод.

Используем дидактические игры на сравнение, группировку предметов по существенным признакам; на узнавание предметов по описанию “Найди вещь”, “Из чего сделана?”, “Что не так?”, “Чего в жизни не бывает?”, “Русский сувенир”, “Одень куклу в национальный костюм”.

Праздники и развлечения совместно с родителями.

Работая с детьми и их родителями, формируем у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. В решении поставленных задач вовлекаем родителей. Например, проводим родительские собрание в форме вечера вопросов и ответов “Как помочь найти ребёнку дело, в котором он себе нравится”; праздники: “Пришла коляда накануне Рождества” (святочные гадания, колядки, небылицы); “Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!”; “Жаворонки”, “Пасха” (игры русские народные: катание яиц с горки), словесные игры “Солнышко – бревнышко” и др.

Вторая половина дня, совместная деятельность педагога с детьми.

“К худой голове своего ума не приставишь” (беседа об уме и глупости, сказка “Про Филю”); “Дело мастера боится” (сказка “Семь Семионов”, дидактическая игра “Кому, что нужно для работы, пословицы, поговорки о труде и мастерстве); “Сердце матери лучше солнца греет” (беседа, народные пословицы, поговорки, стихи); “Шутки шутить – людей насмешить” (народный юмор, докучные сказки, скороговорки, дразнилки, словесные игры “Путаница”).

Список литературы.

  1. Народное творчество. Ю.,1994.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2007.
  3. Бернштам Т.А. Будни и праздники:поведение взрослых в русской крестьянской среде.Этнические стереотип поведения, Л.,1985
  4. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей.-Воронеж:ТЦ “Учитель”, 2005.
  5. Князева О.Л. и Маханёва М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. С-Пб, Детство-Пресс, 2000.
  6. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Л., 1998.
  7. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации.-СПб, “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006
  8. Чёрный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. М., 1990.