Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме "Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период"


Одним из направлений инновационной деятельности в образовании детей с нарушением зрения является применение на практике передовых методик личностного развития ребенка. Предлагаемый материал – практическое занятие по применению детского исследования как метода обучения старших дошкольников.

Программное содержание:

Материал к занятию: мнемотаблицы (рисованные и тактильные) с изображением диких животных (тем исследования); карточки (мнемотаблицы) с изображением методов исследования (“подумать”, “прочитать в книге”, “спросить у специалистов”, посмотреть в компьютере”, “посмотреть по телевизору”, “провести эксперимент”, “понаблюдать”, “позвонить по телефону”); карты: России, Челябинской области; “лесной лабиринт” (на большом листе ватмана нарисованы разноцветные дорожки для развития функции прослеживания глаз и изображены следы диких животных: лисы, медведя, зайца); художественная литература (со стихами и небольшими описательными рассказами); детские энциклопедии; контурные изображения лисы, вырезанные по внутреннему контуру из линолеума; папки юного исследователя, тетради для коррекционно – развивающей работы, а также альбомные листы (половина от стандартного); картон; вата; цветные салфетки; лист ватмана (одна вторая от стандартного формата); клей ПВА в тюбиках с кисточкой; карандаши; фломастеры; поролон (формат: половина размера стандартного альбомного листа); палочки для обкалывания (по типу карандаша – деревянная палочка со швейной иглой внутри); графическая доска; мел.

Коррекционно-организующий момент перед началом занятия: дети стоят на ковре. К ним приходит игровой персонаж Капля-Капитошка (из авторской программы по обобщению педагогического опыта по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи “Здравствуй, Капля-Капитошка”; Капля-Капитошка – сделанная совместно с детьми мягкая игрушка – живет в группе, как и дети, не стесняясь, носит очки, принимает участие в занятиях и играх; применяется для создания в группе эмоционально-положительного фона и специально-организованного развивающего педагогического общения; наделена положительными качествами: любознательностью, познавательной активностью (“почемучка”), добротой; умением дружить; дает детям дружеские советы; помогает детям в ненавязчивой игровой форме обучаться и развиваться). Совместно с педагогом и Капитошкой дети проговаривают (с показом действий) стихи: “Капля-Капитошка шагает по дорожке, а солнечные лучики бегут за ней, как кошки – задорные, смешные, немного озорные!”

Далее педагог предлагает детям и Капитошке отправиться в научно-исследовательскую лабораторию “Почемучек-исследователей” (дети присаживаются на стульчики вокруг столов).

Содержание занятия

1. Педагог рассказывает детям о том, что сегодня они будут продолжать учиться закреплять навыки и умения по проведению самостоятельных исследований, как это делают взрослые – ученые исследователи. Предлагает детям выбрать двух добровольцев, кто будет проходить все этапы исследования до конца. Выбранная пара “исследователей” определяет тему своего исследования и называет ее: “Дикие животные”. Все дети, наравне с добровольцами, обсуждают тему исследования. Педагог в ходе обсуждения подводит детей к расширению темы исследования – узнать о жизни диких животных родного края – Южного Урала в зимний период. Выбор темы исследования подкрепляется карточками с изображениями диких животных (как рисованных, так и схематичных, и сделанных изображений из меха исследуемых животных). Дети определяют на ощупь животных, о которых хотят больше узнать.

2. Составление плана исследования. Педагог объясняет детям-исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о жизни диких животных Южного Урала в зимний период и в конце занятия – подготовить мини-доклады по выбранной теме. Дети (совместно с педагогом) определяют круг вопросов, на которые будут искать ответы:

  • Кто такие дикие животные?
  • Почему их так называют?
  • Как их можно назвать по-другому?
  • Почему их можно назвать по-другому – звери?
  • Какова среда их обитания (где они живут)?
  • Какие дикие животные живут у нас – на Южном Урале, в Челябинской области?
  • Чем дикие животные отличаются от домашних животных?
  • Какие характерные, отличительные особенности диких животных (лисы, зайца, волка, медведя, белки) по строению тела, цвету шерсти, размеру друг от друга?
  • Чем они питаются?
  • Кого из них мы можем назвать хищниками?
  • По каким признакам можно определить, что это хищник?
  • Как устроены их жилища?
  • Зачем им нужны такие жилища?
  • Что зимой в лесу может делать лиса (заяц, медведь, волк, белка)?
  • Как они приспосабливаются к жизни в зимний период?
  • Зачем им нужны клыки, острые когти, теплая шерсть, быстрые лапы?
  • Как мы можем узнать, глядя на снег, что здесь пробегали дикие животные?
  • Как схематично можно изобразить признаки диких животных (всех вместе и каждого по отдельности) по отдельности?
  • В каких стихах, сказках, играх упоминаются дикие животные?

3. Далее педагог совместно с детьми вспоминают методы исследования, выделенные на первом занятии в мнемотаблицы (мнемотаблицы с изображением методов исследования дети рассматривают совместно с воспитателем): “подумать самим”, “прочитать в книге”, “спросить у специалиста”, “посмотреть в компьютере”, “понаблюдать”, “позвонить другу (или взрослому)”, “провести эксперимент”, “посмотреть по телевизору”, “понаблюдать”.

4. Дети совместно с педагогом начинают сбор информации – действуют по намеченному плану. Для закрепления полученных сведений педагог нацеливает детей на использование различных приемов фиксации и сохранения полученных знаний: пиктографического письма (мнемотаблиц), а также включает в процесс сбора информации упражнения коррекционно-развивающей работы: тактильно-зрительное прослеживание по “лесному лабиринту”, рисование дикого животного (лисы) внутри плоскостного трафарета; соединение по точкам и обкалывание по намеченному контуру силуэтных изображений диких животных; разукрашивание внутри намеченного контура изображений диких животных соответствующим их шерсти цветом; создание аппликационных сюжетных изображений из жизни диких животных.

  • В результате использования метода “Подумать самостоятельно”, делаем вывод, что “дикие животные” так называются, потому что живут в лесу, среди деревьев; находим мнемотаблицу с изображением дерева и откладываем на стол; на доске мелом дети зарисовывают схематичное изображение дерева; подходят к уголку природы и рассматривают ветку сосны, заранее приготовленную для эксперимента – ветка со льдом: и определяют, что в зимнем лесу так бывает, т.к. на деревьях лежит снег, а когда он подтает – образуется лед.

  • В результате использования метода “Спросить у другого человека” дети задают вопросы как воспитателю, так и специалистам: дефектологу, логопеду (для преемственности и взаимосвязи работы по обучению детей с нарушением зрения и сопутствующими диагнозами – между воспитателем и специалистами); тема исследования заранее обсуждается с ними, составляются примерные варианты ответов (с использованием методических рекомендаций по коррекционно-развивающему обучению). В результате дети получают информацию о том, что дикие животные живут в лесу; меняют окраску по соответствующему сезону (у зайца меняется окраска шерсти: с коричневатой летне-осенней она становится белой, зимой зайца так и называют – заяц-беляк; у лисы белый кончик на хвосте служит ориентиром ее лисятам – как фонарик; лиса зимой охотится на мышей-полевок – “мышкует”; медведь – спит в берлоге, но если его разбудить – будет шататься по лесу: его так и называют “медведь-шатун”. Далее воспитатель предлагает детям провести зрительную коррекционную гимнастику (закрыть глаза, открыть глаза, поморгать глазками; предлагает проследить зрительно-тактильным способом по “лесному лабиринту” – где чьи следы); уточняет с детьми характерные признаки и особенности диких животных. Дети выполняют соответствующие пиктографические записи; обводят силуэты животных внутри контура на закрепление эталонов цвета – разукрашивают изображение фломастерами соответствующего цвета. По географическим картам дети, совместно с воспитателем, уточняют, что мы живем на Южном Урале, в Челябинской области. Наш край – край рек (Урал), озер (Банное, Щучье, Чебачье) и лесов (Карагайский Бор). В лесах, которые находятся в окрестностях нашего города Магнитогорска, в Карагайском Бору и живут все вышеперечисленные дикие животные.

  • В результате использования следующего метода “Узнать из книг” дети (кто уже умеет читать по слогам – читают сами, а остальные – совместно с воспитателем читают небольшие рассказы, стихи, загадывают загадки о диких животных. В ходе проведения этого этапа исследовательского занятия используется художественная литература, а также детские справочники, энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций и краткие информативные тексты.

  • Таким образом, дети получают информацию о характерных особенностях поведения, питания, охоты (или обороны) диких животных. Полученная информация отмечается в мнемотаблицах, пиктограммах. Дети в подгруппе по несколько человек (2-3 ребенка) выполняют коррекционно-исследовательскую аппликационную работу по теме сюжета: “Лисья охота” (“Зимой зверям в лесу холодно и голодно, поэтому, лиса идет охотиться за зайцем, заяц убегает и прячется в сугробе, а лиса нюхает заячий запах и идет по его следу”); другая подгруппа детей выкладывает по намеченному контуру косточками, камушками силуэтное изображение диких животных (лисы, зайца, волка, медведя).

  • Входе использования метода “Наблюдение и эксперимент” детям предлагается просмотр по телевизору небольшого отрывка из познавательного фильма о жизни диких животных (так как, исходя из реальности, дети не могут выехать в лес и наблюдать за животными в дикой природе – воспитатель моделирует ситуацию в группе). Можно также использовать презентации из Интернета, показывающие реальную жизнь зверей в лесу. Затем дети рассматривают и ощупывают силуэтные изображения диких животных на тактильных дощечках, выполненные из настоящей шерсти настоящих животных, находят на ощупь различия в фактуре шерсти, ее цвете, длине шерстинок. Все фиксируется на листочках и в тетрадях для коррекционно-развивающей работы. В уголке природы, где в начале занятия проводилось занимательное наблюдение за ледяной сосновой веткой, воспитатель с детьми вновь рассматривает сосновую ветку: отмечает изменения: растаял ли лед, почему это произошло (какие факторы окружающей среды на это повлияли); уточняет у детей знания сезонных изменений в природе в зимний период (используя мнемотаблицы); дети ощупывают сосновую ветку, определяют ее запах; цвет; колючие ли у нее иголки. Затем Капля-Капитошка и воспитатель проводят вторую зрительную гимнастику.

5. Обобщение полученных данных. Все исследовательские работы детей (мнемотаблицы, пиктограммы, коррекционные работы: аппликации, рисованные и обколотые по внешнему контуру силуэтные изображения) выкладываются на столе, и проводится обобщающая и уточняющая беседа с детьми: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Воспитатель помогает детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи.

6. Доклад. Дети, выполняющие роль помощников педагога, выступают с сообщениями, в которых излагают полученную информацию (с опорой на мнемотаблицы, пиктографические картинки, коррекционные работы). Начинают свое выступление дети с определения основных понятий (кто такие дикие животные, где живут; чем питаются, т.е. составляют рассказ по тем вопросам, которые были определены в ходе составления плана исследования (в начале занятия). Остальные дети – слушают, задают вопросы, дополняют докладчиков. Для более интересного восприятия излагаемой информации на тренировочных занятиях воспитатель может предложить детям-докладчикам выступить от имени персонажа. Например, один ребенок может “превратиться” в лису (или взять тактильную табличку с ее изображением) и от ее имени провести доклад: “Я – лиса. Дикое животное. Живу в уральском лесу. Охочусь на зайцев. Зимой моя шубка становится очень густой и теплой, но цвета не меняет. Самое замечательное, что у меня есть – это пушистый хвост. Он, как руль, помогает мне делать резкие повороты, когда я гоняюсь за мышами, а кончик хвоста у меня всегда белый. Зимую я в норе. Я умею хитрить. Про меня сложено много сказок, загадок, стихов. “Затем ребенок-докладчик предлагает детям назвать сказки, где упоминается лиса. Например: “Заюшкина избушка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Лиса и журавль”, “Колобок”, “Два жадных медвежонка” и т.д. Воспитатель предлагает отгадать загадки о диких животных; предлагает детям самим придумать и составить описательные загадки об обитателях зимнего леса. Второй ребенок-докладчик может провести свой доклад более “по-научному”: “Сегодня в нашем исследовании о жизни диких животных мы узнали, что они живут и у нас – на Южном Урале, в Карагайском Бору. Среди них есть хищники (волк, медведь, лиса). У хищников есть острые клыки, быстрые лапы, зоркие глаза, острый нюх. Они все охотники. Лиса и волк зимой бегают по лесу (“по лесу рыщут – добычу ищут”), а медведь спит в берлоге. Только у медведя зимой рождаются медвежата. Заяц меняет свою шубку с коричневатой летнее-осенней на белую. Его так и называют: заяц-беляк. Он зимой так прячется от лисы – на белом снегу его не видно”. Далее воспитатель и Капля-Капитошка проводит игру “Слова и действия”. По ее ходу дети перевоплощаются в диких животных (отвечают на вопросы воспитателя и показывают пантомимически, с передачей своих эмоций, ответы):

– Что может делать зимой волк (рыскать, охотиться, догонять, нападать).
– Что может делать зимой лиса (воровать кур, охотиться, ловить, хитрить).
– Что может делать зимой заяц (запутывать следы, убегать, менять цвет шкурки ,спасаться).
– Что может делать зимой медведь (выводить потомство, сосать лапу, спать).

7. Далее педагог подводит итог занятия, повторят основные этапы исследовательской деятельности и предлагает в качестве домашнего задания детям (совместно с родителями) выполнить исследование на любую интересную для них тему, нацеливая детей на то, что они выступают в качестве учителей для своих родителей: “Ребята, предлагаю вам научить ваших родителей быть “почемучками-исследователями”. Вечером воспитатель проводит индивидуальные консультации с родителями, в ходе которых советует родителям обратить внимание на ту или иную особенность развития их ребенка, чтобы исследование, проводимое в домашних условиях, носило также обучающий и коррекционно-развивающий характер.

Литература:

  1. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Москва. Педагогический Университет, Первое сентября,, 2007.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А.Ознакомление с окружающим миром. Москва. Мозайка-Синтез, 2009.
  3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.- М.:Изд-во “ГороД”, 1998.