Коррекционно-развивающее занятие "Я и мои страхи"


Цели:

  1. Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.
  2. Продолжение знакомства с чувством страха.
  3. Повышение у детей уверенности в себе.
  4. Развитие воображения.

Ход мероприятия

1. – Я очень рада Вас приветствовать!

Сейчас мы будем здороваться друг с другом передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от него исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите “Миша, я рад тебя видеть!” (Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу).

2.Ребята, какие чувства вы знаете? Это какое чувство? Сегодня мы познакомимся еще одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.

Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.

3.Посмотрите и скажите, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно. У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое это может быть чувство? Да, это чувство страха. Давайте попытаемся изобразить его на лице, фигурой, с помощью игры “Море волнуется”.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигура страха на месте замри.
Молодцы, ребята!

4. – Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? когда? Предлагаю закончить предложение “Страшно – это когда ….” (варианты ответов: один, темно, незнакомый человек, шар лопается, собака хочет укусить, свет погас, ужастик смотришь, лифт останавливается). Наши мамы, папы, воспитатели тоже чего-то или кого-то боятся, они тоже испытывают это чувство, чувство страха. Как вы думаете, когда маме становится страшно? Закончите предложение: “Маме страшно – когда …..” (варианты ответов: болеют дети, нет денег, ребенок плачет, сама заболела, папы рядом нет, дети допоздна гуляют).

Вывод: Хорошо, наши близкие тоже в тех или иных ситуациях испытывают это чувство – чувство страха.

5. – Игра “Ассоциации”.

– Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха – …………, каким животным- …….., каким запахом – ……, каким звуком – …. , каким цветком- ………..

Вывод: Вы все слышите и видите, что каждый отвечает, показывает, испытывает это чувство по-разному. Это значит, ребята, чувства каждого человека уникальны, неповторимы, т.е. по-своему. И каждый имеет право чувствовать то или иное чувство по- своему: Радоваться, испугаться, обижаться может человек по-своему.

6. Беседа. Один и тот же человек в одно время может совершать плохие поступки, а в другое время – замечательные. Когда-то может помешать на занятии, а когда-то помогать воспитателю. Когда-то казаться очень красивым, а в какие-то минуты безобразным. То же самое характерно и для чувств. Мы иногда радуемся, иногда грустим, иногда боимся, иногда чувствуем себя такими сильными и непобедимыми. Не бывает плохих или хороших чувств. Сейчас послушайте рассказ о близнецах, которые победили страх или их страх оказался полезным всем. Рассказ про Машу и Мишу.

Рассказ.

В одном большом городе на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей – Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша с детский сад. Они были близнецы и поэтому ходили в одну группу. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись темноты, боялись оставаться без света, боялись волка, боялись оставаться одни дома и др…

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша – саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. “Может быть, второпях они забыли закрыть дверь”, – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в коридоре, а затем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шашки. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и залезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: “А мам с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть она бешеная и искусает их?”. Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. “Я испугаю ее”, – сказал Миша, “А я побью ее”, – сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей по стене, потом по батарее. “Пошла вон!”, – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: мы гордимся такими детьми. “Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?” – спросили они. А дети отвечали: “Мы просто очень боялись за вас”.

Вывод: Любое чувство может быть полезным, как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и вредить. А от вредных чувств мы должны уметь избавляться.

7. Упражнение “Мусорное ведро”.

– Что это ребята? Давайте порассуждаем. Зачем человеку нужно мусорное ведро? Нужно ли оно? Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет все комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить, т.е. не говорить, прятать свои чувства. Мы с вами рисовали свои страхи. А вы хотите избавиться от этого чувства? У вас на столах лежат ваши рисунки, ваши страхи. Возьмите их, это ваш страх, и вы хотите от него избавиться. Разорвите их на кусочки, сверните в комочки и выбросьте в мусорное ведро. Мы уничтожили наши ненужные страхи. Что вы сейчас чувствуете? Стало легче? Поздравляю!

8. – У каждого дома есть свой хозяин или хозяйка: если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в нем беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Также и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими. Другой человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот эти чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот.

9. Обыгрывание ситуаций о первокласснике Толике. [4, 25]

Обсуждение: В чем беда Толика? В том, что он не был хозяином своих чувств. Неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку и окружающим, может привести к серьезным конфликтам.

А вы желаете научиться владеть своими чувствами, быть их хозяином. Тогда поиграем в игру “Хочукалки”.

10. Игра “Хочукалки”.

– Я нарисую кончиком карандаша в воздухе очень медленно какую-то букву, а вы угадайте эту букву. Но не закричать тут же правильный ответ (а очень хочется), а преодолев свое “хочу выкрикнуть”, дождаться команды и ответ прошептать.

Модификация этой же игры. Закрывайте все глазки. А я спрячу эту (любую) игрушку. Открывайте глаза, теперь ищите эту игрушку, кто нашел – подойдите ко мне и прошепчите мне на ухо где лежит игрушка. Нельзя трогать руками, кричать, где лежит, указывать пальцем, подойти и трогать руками, схватить тоже не положено.

Молодцы! Поздравляю, вы научились управлять своими чувствами.

11. “Солнечный зайчик”.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с “Солнечным зайчиком”, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! Занятие закончилось. Спасибо всем!

Список использованной литературы:

  1. Крюкова С.В. “Здравствуй, я сам!” тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М., 2002г. Изд.ЦСПА “Генезис”.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. 3-е издание, стереотипное М.”Генезис” 2003.
  3. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы 60 конспектов уроков.М. Айрис дидактика 2004.
  4. Хухлаева О.В. “Лесенка радости” Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Изд. “Совершенство” М.1998.