Воспитание любви к родному краю через знакомство с шорской сказкой.


Живя поверхностной исторической жизнью, человечество не выдерживает испытания на прочность, на духовность, и самые цивилизованные народы готовы на целые поколения оторваться от глубинных общих корней, от нерасторжимых сплетений, тесно связывающих прошлое и настоящее, каждого с каждым.

«Снижение нравственности, гражданственности россиян является следствием разрыва общекультурных традиций поколений, незнания истории, обычаев, языка, народов своего края». [ 1 ]

Реформирование всей системы отечественного образования привело к возрождению интереса к историческому прошлому народов России. Появились функциональные понятия: «региональный компонент», «региональный подход» в образовании, в воспитании человека, которые предполагают и знакомство с фольклором малых коренных народов.

На территории Кузбасса живут люди  разных национальностей, но наиболее древней этнической группой являются шорцы – маленький народ, населяющий юг края – Горную Шорию.

Было интересно узнать о жизни этого народа: об истории, традициях, обычаях, национальных праздниках, о фольклоре. Быть сопричастной истории своего края – значит, знать истоки, которые прежде всего выражены в культуре. Замечательный ученый, исследователь шорского языка и литературы, педагог Андрей Ильич Чудояков  писал: «Шорцы имеют очень богатое культурное наследие: легенды, песни, героические поэмы, сказки... Очень больно, что все это богатство постепенно теряется, так же, как исчезает и сам народ». [ 2 ]

Поэтико-прозаическая природа шорской народной сказки открывает широкие возможности для педагога-практика, она ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Краеведческая сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка.

Собирая и изучая материал, я выявила следующие проблемы:

Я надеюсь, что полученные знания об истории и культуре шорского народа, предложенная система воспитательно-образовательной работы по знакомству детей с шорской народной сказкой помогут воспитать уважение к людям других национальностей, расширят представления и знания детей об истории родного края, его коренного народа – шорцев.

Изучая тексты шорских народных сказок, литературоведческий материал, следует упомянуть о том, какие функции выполняет шорская народная сказка. С социально-педагогической точки зрения важны: социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказок. Наличие этих функций выявляется в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.

Исходя из темы исследования, обратим внимание на 2 ведущих функции.
Во-первых, народная сказка выполняет социализирующую функцию, то есть является средством приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту коренного народа Сибири. Средствами шорской сказки можно расширить границы индивидуально-жизненного опыта ребенка, подключая его к аккумулированному опыту шорского народа в этническом мире его сказок.

Учитывая этнонациональное своеобразие шорской сказки, опираясь на исследования доктора философских наук Л.В. Филипповой, следует выделить особо культурно-этническую функцию. Сказка, как феномен культуры этноса, исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещественную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа». [ 3 ]

Известный ученый – исследователь мирового фольклора Ф.Ф. Зелинский писал: «У нас в России общество всегда было особенно чутко к нравственным вопросам и запросам; у нас  его сознание менее стеснено традиционными рамками, более рвется на простор. От условного и преходящего к действительному, природному, вечному...» [ 4 ] Подтверждение этой мысли я нашла в публицистических статьях местных изданий (газетах «Кузнецкий рабочий», «Кузбасс», в литературных альманахах «Огни Кузбасса», в предисловии к сборнику «Сказки Шапкая»).
Действительно, шорская народная сказка представляет широкий богатейший материал для нравственного, эстетического воспитания дошкольников. В них присутствует функция профилактики: воспитание здорового образа жизни, избавление человека от агрессивных поведенческих проявлений, способность «успокоить душу» положительно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. В большей степени в литературе рассматривается способность шорской народной сказки влиять на систему нравственных оценок, отношений к коренным народам Сибири, их традициям, культуре; понимание места и роли в общекультурном процессе своего края. Такое понимание, по мнению А. Чудоякова, будет воспитывать интерес к литературному краеведению, к народно-этнической культуре шорцев, наконец, воспитанию любви к родному краю, «принятию всего нравственного опыта шорского народа». [ 5 ]

Красочный язык, богатый множеством сравнений, эпитетов, народных слов и выражений, живая, неповторимая красота родной природы; благородные, честные, мужественные люди и их поступки – все это будет воспитывать в ребенке эстетические чувства, чувства красоты и гармонии человека и природы. Сказка побуждает ребенка совершать честные, справедливые поступки, прививает любовь к родной земле, помогает понять истинную дружбу, воспитывает трудолюбие.

Воспитатель детского сада № 4 г. Таштагола Балашова Ольга Петровна отмечала: «В процессе знакомства детей дошкольного возраста с культурой шорского народа, я обратила внимание на то, что дети стали осознанно относиться к историческому материалу, с большим интересом слушали песни, сказки шорского народа. Проведенная работа способствовала воспитанию любви к родному краю, формированию уважительного отношения к людям, живущим на ней – коренному народу, шорцам». [ 6 ]

В литературе практически не раскрыты психолого-педагогические условия и формы работы по знакомству ребенка дошкольного возраста с шорской народной сказкой, но в ряде монографий я нашла общие подходы, предусматривающие пути, условия, формы работы воспитателя по знакомству ребенка дошкольного возраста с народной сказкой.

Можно определить следующие психолого-педагогические условия, усиливающие воздействующие функции шорской народной сказки:

  1. Необходимо установить психологический контакт со слушателями, внутренними механизмами которого являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражение» (через передачу психологических настроев, внутренней экспрессии сказки через накопление чувств и страстей ее героев и самого воспитателя – рассказчика). Мыслительное содействие сомышления определяется включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассматриванию той или иной проблемы, в том числе нравственной, понимание и раскрытие своеобразного мышления особой этнической группы, решение определенных интеллектуальных задач.
  2. Внутренним условием, способствующим эффективному воздействию шорской народной сказки на ум и чувства детей, является проявление искреннего, подлинного уважения педагога к истории и культуре шорского народа, уважение участников творческого процесса друг к другу, эмпатийность и толерантность.
  3. Знание воспитателем истории, традиций, обычаев шорского народа; начитанность (т.е. хорошее знание и понимание текстов шорских народных сказок) и умение выполнять идейно-художественный и действенный анализы литературного произведения.
  4. В процессе знакомства ребенка с шорской народной сказкой воспитатель должен удовлетворить естественные психологические потребности ребенка, т.е. потребность в автономности, в компетентности, в активности.
  5. Работа по знакомству с шорской народной сказкой должна быть целенаправленной и системной.
  6. Разнообразие форм работы воспитателя по знакомству ребенка с шорской народной сказкой должны рассматриваться как реализация «индивидуального видения», «творческого замысла», инициативы  воспитателя.
  7. Осуществляя работу по знакомству детей с шорской народной сказкой, следует вести последовательную просветительскую работу в этом направлении с родителями и сотрудниками ДОУ.

Систему форм работы воспитателя по знакомству детей дошкольного возраста с шорской народной сказкой можно представить следующим образом:

  • «традиционные – нетрадиционные формы»;
  • «мероприятия крупной – малой формы»;
  • «формы работы, используемые на занятиях – в свободной деятельности».

Возможные формы работы:

  1. Чтение или рассказывание сказки.
  2. Слушание грамзаписей, аудиокассет, «живого носителя» сказочного творчества.
  3. Беседы об истории и культуре шорского народа («Кто такие шорцы», «Откуда сказка к нам пришла»).
  4. Встреча с шаманом (в форме: развлечения, живого диалога, просмотра видеофильма, рассматривания иллюстраций).
  5. Экскурсия в краеведческий музей или библиотеку, расширяющая представления детей о шорцах, шорском фольклоре, знакомящая со сборниками шорских сказок).
  6. Рисование, лепка (по впечатлениям о прочитанной сказке).
  7. Разучивание малых фольклорных жанров шорского песенно-поэтического творчества.
  8. Знакомство с шорскими народными играми, песенным творчеством.
  9. Проведение шорских народных праздников («Праздник березы», «Праздник весенних цветов»).

Таким образом, изучив историю, идейно-художественное и тематическое своеобразие шорской народной сказки, мы можем широко использовать ее в работе с детьми дошкольного возраста, что будет способствовать не только познавательному развитию воспитанников, но и решению задач нравственного воспитания.

Нами был составлен перспективный план работы по знакомству детей с историей, культурой шорского народа (с шорской народной сказкой), включающий разнообразные формы (чтение и рассказывание сказки, этические и познавательные беседы, рассматривание альбома, иллюстраций, творческое рисование и лепку, развлечения малой формы, заучивание фольклорного материала, творческие рассказы, проведение фольклорного праздника).

Перспективный план работы по знакомству детей с историей и культурой шорского народа

Октябрь

  1. Этические беседы «Что ты знаешь о родном крае?», «Шорцы – кто они?»
  2. Рассматривание иллюстраций, рассказывающих о жизни и культуре народа.
  3. Чтение шорских загадок.

Ноябрь

  1. Творческий рассказ воспитателя «Удивительная страна – Горная Шория». (Приложение).
  2. Рассматривание иллюстраций «Шорская скульптура».
  3. Чтение шорских пословиц.

Декабрь

  1. Творческий рассказ «Люди тайги» (о жизни шорцев-охотников). (Приложение).
  2. Чтение шорской сказки «Совушка-завидушка» С. Тотыша.
  3. Знакомство с животными тайги (рассматривание иллюстраций).
  4. Лепка животных тайги.

Февраль

  1. Развлечение «Шаманские сказки».
  2. Чтение шорских народных сказок «Муравей», «Пчелка», «Как птицы огонь добывали».

Март

  1. Чтение шорской народной сказки «Волшебная шапка».
  2. Заучивание шорских загадок.
  3. Изготовление сувениров для мам с элементами шорского орнамента

Апрель

  1. Рисование по впечатлению (по мотивам шорских народных сказок).
  2. Чтение шорских народных сказок «Охотник Панюгеш», «Чок-Анчы».

Май

  1. Повторение загадок, пословиц, поговорок шорского народа.
  2. Чтение шорских народных сказок «Подур Пакен», «Ай-Толай».
  3. Проведение шорского народного праздника «Березы».
  4. Беседа «Что вы узнали о шорском народе?»

Приложение

Ссылки:

  1. Добыжев В.П. Публицистические статьи. М.: Рус. 1989. С. 35.
  2. Чудояков А.И. Шорский фольклор. // Кузбасс, 1986, № 26
  3. Под ред. Безруких М.М. М.: Гум.-изд. центр Владос, 2001.
  4. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность. // Вокруг света. 1979. –  № 7. – С.5.
  5. Чудояков А.И. Литературный альманах «Огни Кузбасса» № 3. – 1983. С.5.
  6. Из материалов краеведческого музея г. Кемерово.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алексеев В.П. Антропологические данные и проблемы происхождения шорцев. // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. – Абакан, 1965, вып.21.
  2. Арбачаков И.В. Новь старой Сибири. // Путь к победе. –1982, 16 октября.
  3. Благовещенская О.И. Устное творчество шорского народа. // Науковы записки Запорожского государственного пед. и учит. института. Т.1. – Киев, 1952.
  4. Васильев В.И. Шорцы. // Народы Мира: Историко-этнографический справочник. – М., 1988.
  5. Вербицкий В. Записки миссионера Кузнецкого отд. Алтайской духовной миссии, священника В. Вербицкого за 1861 г. // Странник, 1862.
  6. Волосяная струна: Произведения устной поэзии горных шорцев. – М.: Современник, 1975.