Коррекционно-развивающая работа с детьми, требующими особого внимания


Цели: развитие психической и физической активности детей, требующих особого внимания,
своевременная коррекция нарушений в развитии детей, способствующая успешному обучению в школе.

Задачи:

Ожидаемые результаты:

Русские народные игры с детьми с нарушениями зрения

К сожалению,  в нашем городе нет специализированных детских садов для детей с нарушением зрения и дети с зрительной патологией не охвачены полноценной комплексной лечебной помощью и психолого-педагогической поддержкой. Они посещают массовые дошкольные учреждения и поэтому стихийно «интегрируются» в среду здоровых сверстников.  дети с нарушением зрения отличаются от своих сверстников, они несамостоятельны, неактивны, неуверенны в себе, не любят заниматься некоторыми видами деятельности (рисование, лепка, физкультура), им свойственны уход от совместной деятельности со здоровыми детьми и избирательность в общении. В результате многие из них отказываются участвовать в совместных играх из-за слабой двигательной подготовки, низкого уровня физического развития, слабого владения предметными действиями и навыками совместной деятельности.

Основными принципами моей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, стали усиленное педагогическое руководство и коррекционно – педагогическое воздействие при формировании навыков общения. Известно: для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, именно в ней он наиболее полно мобилизует свои психофизические возможности, становится более самостоятельным, творчески активным.

Я выбрала русские народные  игры, способствующие развитию навыка общения,  пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации.

Народные игры в единое действие и детей, и взрослых, они лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Их можно использовать как эмоционально-образное средство влияния на детей, развивать у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В своей работе я использую русские народные игры «Жмурки», «Пятнашки», «Молчанка», модифицировав их в соответствии с решаемыми проблемами.

Выбор игры «Жмурки» был связан с тем, что она позволяет преодолеть трудности контактов детей с нарушением зрения со здоровыми сверстниками. Не имея возможности полноценного зрительного взаимодействия, дети со зрительной депривацией часто используют тактильно-осязательное восприятие: прикосновение к другому человеку носит исследовательский характер.

Так, ребенок, «блуждая» по лицу, по телу своими пальцами, вступает в контакт. Известно, что ответная реакция у здорового взрослого человека не всегда бывает адекватной, а  у детей тем более. Как же помочь детям с нарушениями зрения «прикоснуться» к нормально видящим, вступить в контакт,  найти общий язык?

Это – упражнения, которые необходимо провести со всеми детьми перед игрой.

1. Потираем одной ладонью о другую до появления тепла (необходимо сохранить данное ощущение до конца игры).
2. Располагаем ладони так, чтобы пальцы рук смыкались между собой, и перемещаем руки относительно груди в разных направлениях.
3. То же, но с закрытыми глазами.
4. Становимся друг против друга и медленно начинаем приближать свои ладони к ладоням своего партнера и т.д. При этом важно сконцентрировать внимание детей на ощущение тепла, возникающего между ладонями. Дети с нарушениями зрения с восторгом отмечали, какие горячие у них ладони и как они старались передать тепло другому ребенку.

После упражнений начинается сама игра. Ее смысл в том, как важно почувствовать другого на расстоянии. С целью достижения наиболее значимого эффекта возможно использование различных вариантов игры.

1. Ребенок с завязанными глазами стоит в кругу. Поворачиваясь, он должен на расстоянии ощутить, где стоят другие дети.
2.Дети стоят парами, у одного глаза завязаны. Партнер меняет расстояние – необходимо почувствовать, приближается он или отдаляется.
3. Глаза завязаны у всех участников, а взрослый поочередно подходит к каждому. Ребенок должен почувствовать, когда подходят именно к нему.

Детям бывает интересно, что известную им игру «Жмурки» можно провести по-другому. Причем если раньше некоторые дети с нарушением зрения в игре старались быть  только   наблюдателями, то теперь, почувствовав уверенность в своих силах, с удовольствием играли самостоятельно.

Другая игра, которую я использую в работе, требует от детей внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, смелости, находчивости.

Игра «Пятнашки», которая имеет определенные правила (тот, кого пятнашка коснется рукой, сам им становится), проводилась мной в ином варианте – «Пятнашки с именем». По правилам этой игры все участники, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей и т.д. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал.  Например, если дети поняли, что пятнашка не трогает птиц, то ребенок торопится назвать себя птицей (воробьем или любой другой, при этом нельзя повторяться), и водящий его не касается.

Для детей с нарушениями зрения данная игра представляет ряд трудностей, так как для них характерны недоразвитые, неустойчивые, фрагментарные представления об окружающем мире, сниженные способности к дифференцированию признаков, использованию умений анализировать, сравнивать, классифицировать. Поэтому провожу коррекционно – образовательную  работу по обогащению знаний детей об окружающем мире. С детьми проводила  занятия  по следующим темам: «Домашние животные», «Лесные животные», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Деревья», «Цветы». На этих занятиях мы рассматривали картинки, движениями передавали поведение животных, в рисунке передавали характерные особенности цвета и формы образа или предмета, классифицировали предметы по определенным признакам.

В дидактической игре «Чудесный мешочек» дети с помощью осязания учились различать игрушечных животных по их внешним  признакам. Игра «Подбери картинку» помогает развить память, внимание, умение классифицировать предметы, называть группы предметов.

Настольно-печатная игра «Растительное лото»  помогает детям научиться различать и называть предметы, опираясь на зрение, называть цвет, пространственное расположение. Таким образом, эти игры обеспечивают условия, в рамках которых ребенок может не только проявить свои знания, но и получить заряд эмоционально-положительного настроения.

В игре «Молчанка» ребенку необходимо рассмешить играющих движениями, мимикой, потешками, шуточными стихотворениями. Но дети с нарушениями зрения в отличие своих здоровых сверстников не могут сразу вспомнить веселые моменты, повторяются в своих действиях, не способны рассмешить участников. В свою коррекционную работу включаю следующие игры и упражнения:

1. Чтение стихов К.Чуковского («Небылицы») и Д.Хармса («Веселый старичок»), сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон...»
2. Рассматривание сюжетных картинок со смешными ситуациями.
3. Беседы «Смешной случай из жизни», «Клоун в цирке».
4. Просмотр комиксов.
5. Обыгрывание смешных эпизодов.
6. Сюжетно-ролевая игра «Цирк».
7. Упражнения на распознание эмоциональных состояний, выраженных в мимике, пантомимических движениях, с помощью пиктограмм, схематично изображающих разные эмоциональные состояния.

Проведенная работа позволила использовать в игре «Молчанка» приобретенные на занятиях умения, понимать юмор, смешить с помощью веселых стихов, моментов, мимики и жестов.

Формирование у детей с нарушением зрения способностей быть активными, внимательными, уверенными, сообразительными, самостоятельными с помощью русских народных игр и анализ результатов показали: эта работа способствует преодолению многих трудностей, мешающих полноценной адаптации их среди здоровых сверстников.

Существенные изменения произошли и в эмоциональной сфере: у детей с нарушением зрения  и здоровых детей усиливаются положительные и ослабевают отрицательные эмоциональные проявления при встречах друг с другом. В процессе участия в русских народных играх исчезают различия не только в физическом развитии, но и познавательном и социальном. Все                    это свидетельствует о том, что в ходе игр дети с нарушением зрения и нормально видящие пережили опыт взаимодействия друг с другом и пришли к желанному результату – взаимопониманию  и взаимопринятию.

Коррекция общего недоразвития речи

Чтобы разработать и апробировать на практике коррекционно-развивающую систему, состоящую из дидактических игр и упражнений, необходимо определить уровень фонематического восприятия на момент проведения исследования, получить его качественные и количественные характеристики.

Я исследовала детей старшего возраста (6-6,5 лет), имеющих недостатки в речевом развитии. Дошкольники выбирали картинки со звуками из разных фонематических групп (например, при выборе картинок на звук /с/ выбиралась картинка с изображением замка, а на звук /т/ – картинка с изображением дома). При выполнении задания было отмечено, что большинству  из них требовалась организующая помощь. Возможно, снижение уровня организации действий было вызвано также состоянием тревоги. Это можно объяснить тем, что при наличии установки на задание у детей с фонематическим недоразвитием речи усиливается сосредоточенность на деталях инструкции, вызванная опасением пропустить какую-либо из них.

Задание на выделение звука из предложения на слух предлагала в следующей форме: «Когда услышишь звук, подними вверх флажок».

Проговаривая предложения, я рот закрывала листом бумаги, которого держала на расстоянии 10-15 см, чтобы ребенок не мог использовать в качестве подсказки видимые им движения органов артикуляционного аппарата и различал слова только на слух.

Чтобы выявлять у ребенка умение дифференцировать звуки, использовала следующее задание: «Я буду произносить слова, а ты должен хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук /с/, /з/, /ж/, /р/, /д/, /ф/ и др. Анализ полученных  результатов показал, что 91, 1% дошкольников с нарушениями речи с трудом различают на слух группы звуков: свистящие – шипящие /с/ – /ш/, /з/ – /ш/, /с/ – /щ/, /ц/–/ч/, сонорные /л/ – /р/, звонкие – глухие /б/ – /п/, /д/ – /т/, /г/ – /к/. Им потребовалась моя помощь. Лишь 11% детей показали средний уровень развития фонематического восприятия.

В заключение, детям дала задание на различение разложенных в произвольном порядке картинок, изображающих слова – паронимы (например, крыша-крыса, бочка-почка, лак-рак, коса-коза и т.д.)

Коррекционно-развивающее воздействие на детей осуществляла  поэтапно.  

На первом этапе начала работу по формированию фонематического восприятия  с развития слухового внимания и слуховой памяти, опираясь на узнавание неречевых бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, на невербальные средства коммуникации. действия и предметную соотнесенность слова.

Сначала с детьми прослушивали аудиозаписи звуков живой природы (например, шум дождя, морской прибой, шелест листьев, журчание ручья, капель сосулек, голоса животных, птиц, насекомых и т.д.).  Вместе проанализировали услышанные звуки: их сходство, различие, обсуждали, где и когда их можно услышать и кому они принадлежат, какой звук был первым, вторым, в начале, конце, середине, до, после, между и т.д.  Далее вместе с детьми исследовали звуковую природу любых предметов (начиная с 2-3 и увеличивая до 7-10). Например, бросали, гремели, стучали спичечным коробком, погремушками, шуршали полиэтиленовым и бумажным пакетом; производили действия с колокольчиком и ключами, в результате чего выявляли разницу.

Далее учились узнавать эти звуки на слух с закрытыми глазами. При этом ребенок должен был удерживать в памяти предметы, их звучание.

Затем дети с закрытыми глазами слушали тишину, узнавали и называли бытовые шумы (скрипит дверь, капает кран, тикают часы и др.). Вместе с детьми наполняла спичечные коробки различным материалом (песок, крупа, скрепки) и гремела ими. Спичечные коробки оборачивала цветной бумагой для их различия. Позднее дети узнавали их на слух. Для разнообразия игры использую два идентичных набора коробков. Я беру  коробку из своего набора, трясу ее, ребенок внимательно слушает с закрытыми глазами.  Потом перебирает коробки из своего набора, пока не находит коробок  с таким же звуком или за ширмой издаю звук предметом, а дети угадывают. За ширмой воспроизводила серию звуков, мелодий. Ребенок должен был отгадать направление звона колокольчика (спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку, справа, слева), сидя на стуле с завязанными глазами. В ходе игры меняла интенсивность звучания. На магнитофон записывала голоса детей, при прослушивании нужно было узнать свой голос, голоса друзей и воспитателя.

Второй этап включал в себя несколько направлений. Первое – развитие ритмико-интонационной стороны речи. Для этого использовала различные дидактические игры с постепенным усложнением и разнообразием наглядного материала. Например,  если ребенок при работе над схемой ритма научился его отхлопывать, ему предлагаю отстукивание, нажим на фигуры, схемы ведущей рукой, пальцем, карандашом или палочкой. Если ребенок успешно осваивает данный вид занятия, ему предлагаю различные виды мозаик, счетные палочки разных цветов, пуговицы, мелкие предметы, предметные картинки. Такой подход позволяет максимально скорректировать недостатки фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Следующее направление – развитие собственно фонематического восприятия: уточняется артикуляция звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические  ощущения.

Для определения наличия звука в слове предлагались следующие упражнения:

  • поднять соответствующую букву на заданный звук;
  • назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук (картинки на смешиваемые звуки не включаются);
  • подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
  • придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.

Затем дети учились определять место звука в слове: в начале, в середине, конце слова, после какого звука, перед каким звуком; выделять слова с данным звуком из предложения.

Цель третьего этапа – дальнейшее совершенствование фонематического восприятия, а также развитие элементарных навыков звукового анализа. На данном этапе провожу упражнения в различении правой и левой руки, соотнесении частей тела с правой и левой рукой, в качестве организационного момента на  физкультурных  занятиях, на физкультурных  минутках.

Для правильного определения  местоположения предмета в ряду,  я проводила игры «Найди место»,  «Кто быстрее?», «Угадай-ка», «Добавь картинку в ряд», «Где была картинка?»,  задавала вопросы типа: «Где ты стоишь? Кто стоит впереди тебя?» и др.

Систематически провожу графические диктанты, которые дети выполняют в индивидуальной тетради в клетку. После освоения вышеперечисленных упражнений у них формируется представление о том, что слово – это ряд звуков, который как и любой ряд, имеет начало, середину, конец: правила отсчета элементов слева направо.  Проведение коррекционной работы по развитию фонематического восприятия, формированию слоговой структуры слова, развитию пространственных представлений у детей позволяет сформировать основу для их обучения звукослоговому анализу.

Моя коррекционная работа направлена не только на речевые нарушения, но и на коммуникативно-познавательную деятельность. Основными требованиями к организации занятий по развитию языковой способности являются демонстрация  образцов предметных и коммуникативных действий, их комментирование и отражение в речи основных языковых обобщений. Все высказывания, обращенные ребенку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и логического ударения во фразе.

Своевременная профилактика и коррекция фонематических нарушений способствует успешному обучению в школе.

Использованная литература.

1. Безделева М. Ю., Иванова Г.Н., Черепанова Н.Г. Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии на занятиях по изобразительной деятельности и художественному конструированию «Солнечные зайчики». –  Казань, 2009.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.  – М., 1988.
4. Выготский Л.С. Психология  искусства. – Минск, 1998.
5. Иванникова О.К. Играем в русские народные игры с детьми с нарушениями зрения. Журнал «Дошкольное  воспитание», №4, 2005.
6. Музафарова Н.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. –  Казань, 2009.
7. Нагаева Т.И. Развитие пространственных ориентировки у старших дошкольников
с нарушением зрения. –  Казань, 2009.
8. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей    к школе. – Волгоград, 2008.