Коррекционно-развивающая программа по снижению тревожности: "Я – все смогу!" (для детей старшего дошкольного возраста)


Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы была положена директивная игровая терапия из пособия Костина Л.: «игровая терапия с тревожными детьми»; психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаевой О.В., материалы психокоррекционной работы с детьми Лютовоа Е.К. Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей».
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

Методические приемы, используемые в программе:

В программе используются элементы игротерапии, сказкотерапии.

Структура занятия:

Ритуал приветствия.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на повышение самооценки.
Упражнения на сплочение группы.

На занятиях каждого цикла психолог рассказывает сказку. При этом ребенку предлагается сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла психолог может показывать движения и выполнять их вместе с ребенком. В ходе последующих циклов придумать движения предлагается самому ребенку. Если дети затрудняются одновременно придумывать продолжение сказки и изображать его движением, то психолог может включать движения ребенка, начиная с третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях он сам должен изображать сюжет, придуманный ребенком

Программа включает в себя 10 занятий. Занятия проводится один раз в неделю, в форме мини-тренингов, продолжительностью 20–30 минут; количество человек в группе 2–6 человек..

Материалы для занятий: магнитофон, карандаши, краски, бумага, кисточки, разрезные открытки, стулья, фломастеры, маски животных, строительный материал, аудиозапись звуков живой природы.

Тематический план

Занятия

Цели

Наименование форм работы и упражнение

1. Будь смелым

Блок 1

Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

1. Приветствие «Подари подарок другу»
2. Беседа: «Будь смелым».
3. Релаксация «Воздушный шарик»
4. Закончи сказку «Два брата»
5. Рисование любимого героя.
6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»
2. Поверь в свои силы. Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображения 1. Приветствие «Я дарю тебе».
2. Беседа: «Поверь в свои силы».
3. Упражнение: «Продолжи предложение».
4. Упражнение «Корабль и ветер»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
3. Можешь оказать помощь людям Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук. 1. Приветствие «Посылаем любовь»
2. Упражнение «Сосулька»
3. Закончи сказку «Дедушка и внучек»
4. Рисование любимого героя.
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»
4. Все можешь. Создание условий для снижения тревожности. 1. Приветствие «Передай чувство»
2. Упражнение «Я есть, Я буду»
3. Упражнение: «Театр масок».
4. Закончи сказку «Охотники»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
5. Верь в себя.

Блок 2

Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие «Комплемент».
2. Беседа: «Верь в себя».
3. Упражнение: «Стройка».
4. Закончи сказку «На море»
5. Рисование: «Я и море.»
6. Психогимнастика: «Игра с песком».
7. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
6. Тебя любят. Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. 1. Приветствие «Что тебе нравится в соседе».
2. Рисование: «Имя – контур».
3. Закончи сказку: «Белки и орехи»
4. Упражнение: «Мы тебя любим».
5. Упражнение: «Я – очень хороший».
6. Упражнение: «Винт».
7. Ритуал прощания.
7. Люби близких. Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. 1. Приветствие «Подари подарок».
2. Беседа: «Как любить своих близких?».
3. Упражнение «Найди свою половину»
4. Закончи сказку: «В лесу»
5. Рисование «Моя семья».
6. Релаксация: «На поляне».
7. Ритуал прощания.
8. Умей справляться с трудностями. Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. 1. Приветствие «Что тебя привлекает в соседе»
2. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».
3. Игра: «Волны».
4. Закончи сказку: «На реке»
5. Рефлексия: «Ладошки».
6. Релаксация: «Ручей».
7. Ритуал прощания «Подари улыбку».
9. Прими решение.

Блок 3

Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения.

1. Приветствие: «Подари подарок».
2. Упражнение «Ищем клад».
3. Закончи сказку: «Прими решение».
4. Упражнение «Звериные чувства».
5. Игра: «Смелые ребята».
6. Ритуал прощания «Подари улыбку».
10. Итоговое. Создание условий для снижения уровня тревожности, формирование внутренней позиции. 1. Приветствие: «Что тебя привлекает в соседе».
2. Игра «Клеевой дождик». «Кенгуру».
3. Упражнение: «Зайцы и слоны».
4. Упражнение: «Крылья».
5. Рисование: «Мое взрослое будущее».
6. Упражнение: «Я очень хороший».
7. Ритуал прощания «Подари улыбку».

Содержание программы

1 Блок

Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей через релаксации: «Воздушный шарик» «Корабль и ветер»; психогимнастику: «Смена ритмов», «Волшебный шарик». Повышение самооценки через игру: «Я есть, Я буду». Формирование среды для сплочения группы детей и развития эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: «Передай чувство» «Подари улыбку» «Подари подарок соседу». Закрепление ребенком позиции режиссера, обучение самостоятельно владеть ролью – образом, придумывание сюжета в сказке «Два брата» «Злая фея» «Дедушка и внучек» «Охотники».

2 Блок

Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях: «Белки и орехи» «Рыбаки» «В лесу» «На реке». Снятие мышечных зажимов упражнение «Винт» «Игра с песком». Повышение своей значимости: игра «Ладошки» «Мое имя» «Волшебный мешочек» «Зайцы и слоны» «Мы тебя любим».

3 Блок

Создание условий для снижения тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения, создание внутренней позиции в игровых ситуациях: «Как быть» «Прими решение». Сплочение детей друг с другом в игре «Клеевой дождик» «Кенгуру», «Ищем клад». Формирование умения управлять своими эмоциями: «Звериные чувства». Развитие уверенности: упражнение: «Крылья», «Я очень хороший» «Смелые ребята».

Занятие 1. Будь смелым

Цель: создание условий для снижения тревожности через закрепление ребенком позиции режиссера.

Задачи:

  • создавать условия для снижения напряжения у детей;
  • способствовать формированию веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации.

Материал: шапочки для брата Бом и Минь. Лист бумаги, краски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Добрый день ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Приветствие «Подари подарок другу»:

– Изобразите подарок, который вы можете изобразить пантомимой.

Беседа: «Что значит быть смелым?»

Ответы детей.

Продолжи сказку:

– Сейчас мы разыграем с вами сказку. Кто из вас какую роль хотел бы играть?

Дети выбирают. Психолог читает, дети показывают.

«Жили, были два брата — Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить).
Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь).
Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (психолог показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить).
Тогда, Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал, (психолог показывает, как. Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить).
Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (психолог показывает, как Минь боялся; просит ребенка повторить).
Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата" и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего — собрался он, сел на коня и отправился в путь (психолог показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить).
Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (психолог изображает камень; просит ребенка повторить).
Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

  • Что произошло дальше?
  • Что сделал Минь?

Рисование:

– Нарисуйте того героя, который вам понравился.

Обсуждение.

Релаксация «Шарик»:

– Представьте себе, что сейчас мы будем с тобой надувать шарики. Вдохните воздух, поднимите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как растут узоры на нем. Дуйте осторожно. А теперь покажите их друг другу.

Ритуал прощания «Подари улыбку другу».