Коррекционная работа по устранению тревожности


На протяжении детства, эмоции проходят путь прогрессивного развития. Приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Хотя ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями и древние формы регулирования вегетативных функций входят затем в состав более сложных эмоциональных процессов. все это составляет лишь начало последующего развития человеческих чувств. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием внутренних мотивов ее поведения. В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому Эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

В дошкольных образовательных учреждениях в данное время не уделяется достаточного внимания на развитие эмоциональной сферы, больший упор делается на развитие познавательной сферы, нам представляется необходимым обозначить важность этой проблемы. Пристальное внимание к изучению эмоциональной сферы, по нашему мнению, сможет предупредить многие отклонения в поведении современных детей.

Успешность личностного развития находится в непосредственной зависимости от той эмоциональной окраски, которую приобретают психические процессы ребенка в любых жизненных ситуациях. Поэтому педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях обучая ребенка, передавая ему те или иные знания, должны учитывать особенности эмоциональных проявлений ребенка, так как процесс познания у ребенка непосредственно связан с эмоциями.

Система работы по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Понедельник

Игры тренинга общения на развития активного внимания, развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

Вторник

Игры тренинга общения на развитие коммуникативных способностей, развитие эмоциональной сферы.

Среда

Игры тренинга общения на развитие эмоциональной сферы, произвольной активности детей, самодисциплины и самоорганизованности.
Индивидуальные консультации для родителей с педагогами, логопедами, психологами.

Четверг

Игры тренинга общения на формирование эмоциональной и волевой сферы, развитие коммуникативных способностей.

Пятница

Игры тренинга общения на развитие коммуникативных качеств, эмоциональной сферы, развитие памяти, внимания.
Родительское собрание по ходу эксперимента, индивидуальные и групповые консультации для родителей по теме “Общение в старшем дошкольном возрасте”.

Коррекционные игры

Игры на развитие активного внимания.

1. Игра “Слушай хлопки”

Цель игры: развитие активного внимания.

Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, Дети принимают соответствующую позу (на 10-20 сек.)

2. Игра “Зеваки”

Цель игры: развитие волевого (произвольного) внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

3. Игра “Буквы алфавита”

Цель игры: развитие внимания.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

4. Игра “ Запомни свое место”

Цель: развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

В зале каждый ребенок запоминает “свое место”. Например, одного ребенка это место - угол, у другого - стул, у третьего- окно двери, у четвертого-центр зала. Затем все дети собираются в группу около ведущего и под ритмичную музыку танцуют или прыгают. Через некоторое время ведущий останавливает музыку, и дети быстро находят свои места.

5. Игра “Я не знаю”

Цель: развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей.

Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросит, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: “не знаю”, “ничего не видел”.

Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

6. Игра “Качели”

Цель игры: способствовать снятию тревожности, страхов. Развивать уверенность в себе. Научить конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накапливать опыт практических действий.

В игре могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу “зародыша”: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его как качели. Ритм медленный, движения плавные, выполнять упражнения 2-3 минуты.

Предупреждение: сидящий не должен “цепляться” ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Затем участники меняются местами.

7. Игра “Сочини предложение”

Цель: развитие мышления и фантазии.

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Замечания к игре:

  1. Стимулировать у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
  2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им 3 слова для составления предложений.