Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста


Эмоции играют важную роль в жизни детей,  помогают воспринимать действительность и реагировать на нееМалыши часто находятся в «плену  эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми [1].

Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить  ребенка  смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение [3].

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Опираясь на  личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить  эмоционально благополучного ребенка. Современные дети  менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Поэтому так необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи в своей работе использую программу С.В.Крюковой, и Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

Цель программыразвитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [2]. 

Работу по развитию чувств и эмоций начала с диагностики, наблюдения за поведением детей. Изучение графической методики «Кактус» и наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека,  определять эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга, удивления.   У большинства детей были выявлены эмоциональные отклонения: замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, присутствие агрессивности.

Проанализировав диагностику, поставила следующие задачи:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
  2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  3. Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
  4. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  5. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  6. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
  7. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  8. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. 

Занятия проводила с группой, состоящей из 5–9 человек, 2 раза  в неделю. Длительность  одного  занятия – до 30 минут в зависимости от возраста детей. Самое главное условие эффективности – добровольное участие детей в игре. Во время занятий дети сидели в кругу – на стульчиках или на полу, потому что круг это, прежде всего, возможность открытого общения.

Каждое занятие всегда  завершала  чем-то радостным, веселым, положительным. Между занятиями обращала  внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Для занятий использовала различные материалы и оборудование. Некоторые из них – неотъемлемый атрибут каждого занятия: «волшебная палочка», «коврик злости», «волшебный мешочек», стулья по количеству детей.

На первых этапах работы чувствовалось, что дети очень скованы, стесняются себя проявить, боятся двигаться, совершенно отсутствовала пантомимика и у половины детей мимика в передаче тех или иных эмоций. Затруднялись в понимании  таких эмоций как грусть, страх, удивление, интерес, не владели правильной терминологией.
Над каждой эмоцией работали отдельно в течение нескольких занятий. Использовала такие приемы работы, как:

  • рассматривание сюжетных картинок,
  • работу с пиктограммой,
  • имитация эмоций,
  • беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами,
  • словесные, настольно-печатные и подвижные игры,
  • рисование эмоций,
  • проигрывание этюдов,
  • слушание музыки,
  • упражнения (на мышечную релаксацию),
  • работа в рефлексивном кругу.

Например, при работе над  такой эмоцией, как гнев,подобным образом рассматривались сюжетные картинки и пиктограммы эмоции гнева. Детям также предлагалось изобразить у себя на лицах злость, выбрать самого «злого злюку», подвигаться, как злюки. После этого дети знакомились с такими эмоциями, как грусть, печаль, удивление, страх, интерес, и с соответствующими им пиктограммами.

Одной из  форм работы является рефлексивный круг.  Во время этой игры активность детей направлена на самопознание, самораскрытие своего внутреннего мира. В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет.

Рассмотрим некоторые примеры рефлексивного круга.

«Я и мои эмоции» Цель: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей, способствовать единению, сплоченности группы.

«Что такое радость» Цель: расширять знания детей о чувстве радости, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Игры помогают детям выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, движения, интонацию, общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение, замечая хорошие и плохие поступки.

Примеры таких игр:

«Паровозик с именем» Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
«День рождения» Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
«Пчелка в темноте» Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоту.
«Мама и детеныши» Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движения и речи.
«Школа зверей» Цель: Развитие произвольности наблюдения, выразительности движений, чувства единения. 

В своей работе использовала этюды (психогимнастические упражнения). Для того, чтобы дети более непосредственно выражали свои чувства, использовала этюды:

«Баба яга» (Этюд на выражение гнева).
«Золушка» (Этюд на воображение печали)
«Один дома» (Страх)

В этих играх, этюдах дети учились передавать эмоции в мимике и пантомимике, обогащался их словарный запас. Дети стали правильно пользоваться терминологией.

Помимо игр проводились занятия по темам: «Радость», «Горе», «Страх», «Удивление». Так после чтения рассказа Носова «Живая шляпа» дети очень ярко смогли изобразить испуг и удивление.

С целью закрепления понятий об эмоциях использовали приемы рисования, штриховки рисунков, дорисовки лица героя в стиле пиктограмм.

Слушая музыку, которая сопровождает детские фильмы и мультфильмы, дети учились определять веселую, грустную, тревожную музыку.  

Проделанная коррекционная работа привела к положительным результатам. При проведении повторной диагностики выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста произошли изменения в эмоциональной сфере. Дети научились:

  • сотрудничать и решать конфликтные ситуации,
  • выражать свои чувства и распознавать чувства других;
  • усваивать «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса,
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации,
  • контролировать свои эмоции и чувства.

Список литературы:

  1. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.