Конспекты занятий по занимательной анатомии. Тема: "Береги свое здоровье"


Конспект № 1

Тема: «Скелет, для чего он нужен?»

Цель: познакомить детей со скелетом и его основной функцией – скелет придаёт форму телу.

Ход занятия:

Дети, кто из вас видел скелет?
Что это такое?
Где вы его видели?
Кто-нибудь трогал скелет?
– Сомневаетесь?
– Тогда вспомните, что остаётся, когда вы съедаете варёную рыбу?
– Остаётся самый настоящий скелет. А сейчас ответьте на очень важный вопрос: «Зачем нужен скелет?»
Если бы у животных совсем не было скелета, они напоминали бы выброшенную на берег медузу (рисунок), у которой скелет и в правду отсутствует.
– А теперь поиграем в игру: «Догадайся». Я вам показываю скелет животного, а вы попробуйте догадаться, кому он принадлежит (демонстрируются изображения скелета собаки, голубя, лягушки, и т.д. и рисунки, где нарисованы эти животные со скелетами).

Подвести детей к выводу. Скелет придаёт форму телу зверей, птиц, человеку и других живых существ.

Конспект № 2

Тема: «Скелет человека»

Цель: познакомить со скелетом человека – его строением, соединением костей.

Ход занятия:

– Все кости в скелете соединятся друг с другом. Скелет человека довольно просто построен.
– В верхней части – череп. Кости черепа – неподвижны.
– Кости позвоночника – позвонки. Они соединены в позвоночный столб хрящами, что позволяет ему быть гибким.

Став друг за другом дети обследуют позвоночник у товарища. Выполняя различные движения, убеждаются, что он гибкий.

К позвоночнику крепятся рёбра, образующие грудную клетку. А еще есть кости руг и ног, которые двигаются в суставах.

Давайте подвигаем руками (дети сгибают и разгибают руки), а затем ногами. Чтобы костям было легче двигаться в суставах, между ними вырабатывается особая смазывающая жидкость.
Дети, вы должны заботиться о своём теле. Ведь приятно смотреть на человека, который ходит прямо, а вы должны знать, что нужно делать, чтобы ваша спина была прямой. Нельзя сидеть за столом изогнувшись в бок, т.к. искривляется позвоночник. В результате фигура становится некрасивой, таким ребятам трудно ходить, бегать, у них возникают боли в спине.
Что делать? Следите за тем, чтобы сидеть в правильной позе – с прямой спиной. Помогает и физкультура.
Как ни крепок ваш скелет, но и он иногда повреждается. Не прыгайте с высоких предметов, зимой осторожно передвигайтесь по скользким местам.

Конспект № 3

Тема: «Движение скелета»

Цель: дать детям знания о том, что мускулы находятся во всех частях тела, они прикреплены ко всем костям скелета. Это и позволяет всем живым существам двигаться.

Ход занятия:

– Дети, вы уже знаете, что такое скелет. Но мы не сможем сделать ни одного движения – ни ходить, ни бегать, ни вставать, ни сесть, ни даже пошевелить пальцем, если у нас не будет мускулов. Все наши движения выполняют мускулы.

Словесная игра: «Кто как передвигается?»

Рыбы – плавают. Птицы – летают. Лягушки – прыгают. Змеи ползают. А человек – ходит, бегает т.д.

– Дети, в основе перечисленных выше действий птиц, зверей и человека лежит одно – единственное свойство мускулов – изменять свою длину.
– Давайте отыщем у себя на теле мускулы. Бицепс – приближает кулак к плечу. Икроножная мышца позволяет встать на цыпочки. Мышцы живота – наклониться, а спины – разогнуться

(Дети выполняют соответствующие движения).

Мускулы (мышцы) находятся на всех частях тела. Они как бы одевают скелет, прикрепляясь к костям. Мы двигаемся благодаря сокращению мышц.

Конспект № 4

Тема: «Скелеты бывают разные»

Цель: Продолжить знакомство со скелетом. Их многообразием. Внутренние и наружные скелеты.

Ход занятия:

– Из чего состоит скелет? (Из костей). Как выдумаете, есть ли у божьей коровки или бабочки скелет?
У жуков, муравьёв, кузнечиков и других букашек – таракашек скелет покрывает тело снаружи. При желании можно постучать по нему и убедиться какой он твёрдый и прочный, хотя построен не из костей, а из тонких пластинок, которые называются хитином.
– Отгадайте загадку: «Кто носит на себе свой дом?» (Улитка).
– Так вот, домик улитки – ракушка это её наружный скелет.
– Едва появившись на свет, цыплята. Котята, лягушата и прочие новорождённые кажется по сравнению с родителями совсем крошечными. Но проходит время, растёт скелет, растут дети и становятся большими и взрослыми.
– Вам интересно будет узнать, как растет скелет у животных и насекомых?
– Взять хотя бы краба. Кто бы мог подумать, что он способен снимать и надевать на себя скелеты по фигуре.

Продемонстрировать на макете скелет маленького и большого крабов.

– Когда взрослеющему крабу становится в панцире тесно, он сбрасывает его и наращивает новый, больший по размеру. Так они и растут (креветки, крабы и омары).
– А вот муравьям, жукам, мухам со скелетом не повезло. Они никогда не снимаются и даже не растягиваются, и за всю свою жизнь они не вырастают ни на миллиметр.

Конспект № 5

Тема: «Как работают мышцы»

Цели:

  • познакомить детей с работой мышц – сокращение и расслабление;
  • подвести к пониманию от чего зависит выносливость;
  • воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.

Ход занятия:

– Давайте наше занятие начнём с простейшего движения: взмахнём руками, будто мы собрались полететь. Каждый взмах – одно сокращение и расслабление мускулов. На первый взгляд мускулы работают очень просто: сокращаются и расслабляются. Но разные животные выполняют одну и ту же работу по-разному.
Вот два лесных зверька: белка и ленивец. Ленивец тратит полдня, чтобы слезть с дерева и столько же, чтобы на него забраться. Белка тоже самое проделывает за несколько секунд. Раз, два, три! Может быть, ленивец не хочет спешить? Но если бы и захотел быть проворным, как белка, всё равно ничего бы не получилось, потому что у него мышцы сокращаются и расслабляются медленно.
У разных животных мышцы сокращаются по-разному. У одних они от рождения «быстрые», у других – «медленные». Вот и получается, что одни животные быстрее и проворнее, а другие ползают как «черепахи».
Давайте сравним двух птичек: ласточку и воробья. Летать умеют обе. Но ласточки часами кружат в воздухе. А зимовать отправляются за тысячи километров в Африку. Воробьи порхают с ветки на ветку, с крыши на забор. Даже несколько минут летать без остановки им трудно. В чем тут дело? Воробьи не могут долго махать крыльями. А у ласточек мышцы устроены так, что работают по многу часов, не зная усталости.
Способность долго выполнять работу называется – выносливостью. А как называют животных, обладающих этим качеством? Правильно – выносливыми. Среди выносливых животных много «путешественников»: перелетные птицы, лососевые рыбы, верблюды, ишаки, лошади и даже некоторые бабочки.
Животные, не обладающие большой выносливостью, стараются не покидать насиженных мест. Назовите их…
Наверное, нет на свете девочки или мальчика, кто не хотел бы стать сильным, ловким, выносливым. Но не забывайте, что пользу приносят те упражнения, которые требуют от вас некоторого усилия и напряжения.
Упражнения необходимо выполнять правильно. Можно заниматься бегом, плаваньем, гимнастикой, боксом. Но тренируют мускулы не только занятия физкультурой и спортом. Отличными тренировками могут стать помощь родителям по дому или воспитателю в детском саду, работа на огороде, в саду.

Конспект № 6

Тема: «Что стучит у нас в груди?»

Цель: познакомить детей с сердцем человека.

Ход занятия:
– Дети! Приложите руку к груди. Чувствуете? Кто тихонько стучит? Это бьётся ваше сердце. Вы, конечно, слышали, что сердце и сосуды – очень важные органы. А вот для чего они нужны, и что собой представляют, вам предстоит узнать.
Если ты хочешь узнать размер собственного сердца, посмотри на свой кулак – сердце человека примерно равно его величине.
Сердце есть не только у человека, но и у зверей и птиц. И что удивительно, выглядят их сердца по-разному.
У дождевых червей, например, не одно, а целых пять сердец, каждое из которых имеет форму… кольца и располагается вокруг пищевода. У жуков, бабочек, кузнечиков, мух сердце находится… в брюшке. Оно имеет вид трубочки, построенной из нескольких маленьких сердечек. А вот у раков, циклопов, креветок сердце одно, но многоугольной формы.
Сердце рыб состоит из двух мускулистых мешочков: предсердия и желудочка. У змей, лягушек, ящериц, крокодилов мешочков три: два предсердия и желудочек. А вот сердце у зверей и птиц уже напоминает по строению человеческое: два предсердия и два желудочка.
О сердце человека мы и продолжим разговор.
Вспомните ребята, что появляется у вас, когда вы порежете палец, оцарапаете коленку, стукнитесь носом – появится кровь. Кровь – в любой части тела, она движется по сосудам во все даже самые отдалённые уголки организма. Сосуды – это тонкие гибкие трубочки.
Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год – всю жизнь происходит движение крови, или иначе кровообращение. Омывая органы, она несёт им кислород, питательные вещества, а забирает шлаки.
Двигателем, который помогает крови двигаться, является сердце. Часто сердце сравнивают с «насосом», непрерывно «гоняющим» кровь.
О том, как работает сердце, и как оно устроено, вы познакомитесь в школе.

Конспект № 7

Тема: «Как укреплять сердце»

Цель: учить детей заботиться о своём сердце.

Ход занятия:

– Дети, вы уже познакомились с сердцем человека – это самый важный орган человека. Работает оно на протяжении всей жизни человека. Даже когда человек отдыхает, сердце сокращается, перекачивая кровь сначала в крупные сосуды, затем кровь попадает во все более мелкие и наконец, достигает совсем крошечных капилляров.
Невольно возникает вопрос: неужели, выполняя всю жизнь такую работу, сердце не устаёт? Но, оказывается, сердце отдыхает. Вы удивлены?
Работает сердце только в тот момент, когда выталкивается кровь. Остальное время, когда его полости заполняются кровью, сердце отдыхает.
Но о своём сердце необходимо заботиться. Обычно мы сердце не замечаем. Но давайте с вами попрыгаем, без остановок и вы сразу же почувствуете, как оно бьётся, т.е. возрастает физическая нагрузка и потребность организма в крови резко возрастает.
В жизни вы можете столкнуться с физической нагрузкой: в спорте, в армии, на работе, в путешествиях и космических полётах. Выход один – укреплять сердце смолоду. И поскольку сердце – мускул, то и укреплять его надо, как всякий мускул, – тренировкой.
Какие физические упражнения для сердца полезны?
Это бег, плавание, катание на коньках, спортивные игры (футбол, баскетбол, теннис).
Если вы будете заниматься этим постоянно, то вы укрепите своё сердце.

Конспект № 8

Тема: «Для чего нужен язык?»

Цель: познакомить с разнообразием языков у разных животных.

Ход занятия:

– Дети, что находится во рту, за зубами? Верно, язык. Язык человека относительно не велик. Он помогает перемешивать и проглатывать пищу, а главное определять её на вкус.
Некоторые животные имеют удивительные языки.
Раздвоенный, постоянно высовывающийся изо рта язык у змеи – «жало». Имеет совсем не обычное назначение. Языком, змеи никому не угрожают. Язык заменяет им… нос. Они обследуют им камешки и дорожки, чтобы решить куда ползти.
У муравьеда язык длинный (до метра). Давайте попытаемся ответить, почему он такой длинный. Длинные языки стали кормилицами для хамелеона, который даже не пытается приблизиться и схватить жука или муху, а «стреляет» в них липким языком.
У жаб язык короче, но он такой скорострельный, что невозможно заметить, как гусеница, только что сидевшая перед квакшей, оказалась у неё во рту. А муравьеду такое проворство ни к чему, он спокойно засовывает язык поглубже в муравейник, а когда муравьи облепят его, отправляет их в рот.
Длинные языки и у таких птиц, как поползни, дятлы, вертишейки. Раздолбив клювом кору, они запускают под неё свои языки и выуживают жуков и личинок.

Конспект № 9

Тема: «Зачем нужны зубы?»

Цель: познакомить детей с пищеварением, помочь ответить на вопросы: Зачем нужны зубы?

Ход занятия:

– Дети, ответьте на вопрос: Зачем все едят?
Сначала пища попадает в рот, и мы начинаем с помощью зубов измельчать её. Зубы есть у многих животных.
– Сейчас вы узнаете много интересного и нового о зубах.
Люди обычно зубами откусывают и пережевывают пищу. Хищники (волк, лиса, тигр) пользуются клыками, чтобы схватить добычу и разорвать её. Коровам, оленям, овцам передние зубы – резцы помогают «срезать» траву не хуже сенокосилки. А вот змеи, наоборот, «натягивают» свой рот на жертву, заглатывая её целиком, не желая трудиться зубами.
Но не у всех зубы находятся во рту. У змеи – яйцееда главное назначение зубов – разбить скорлупу яиц, которыми она питается. Поэтому зубы у этой змеи – в горле.
У улиток зубы растут прямо на языке, которыми они, как тёркой, обтёсывают пищу. А у живущего в тропических странах ящера панголина зубы в желудке, т.к. он питается муравьями. Если бы зубы у ящера были во рту, то пока он разжевывал сотни муравьёв, разбежались бы тысячи, и он бы вечно ходил голодный.
У человека – 32 зуба, у волка – 42, у броненосца – почти 100 штук, слон прекрасно обходится… 6 зубами, из которых 2 – бивни. И эти 4 зуба перетирают тонны пищи.
Зубы построены из очень прочного материала, го и они могут испортиться или обломаться. Но у мышей, хомячков, бобров, сусликов зубы растут всю жизнь. Поэтому они и грызут всё вокруг, чтобы сточить свои зубы.
Вы должны заботиться о своих зубах. Чистить их утром и вечером.
Есть побольше овощей и фруктов: морковь, яблоки, лук, чеснок – особенно зимой. А вот конфеты, шоколад, пирожные есть, конечно, можно, но увлекаться ими не нужно. И не бойтесь ходить к зубному врачу.

Конспект № 10

Тема: «Что происходит в желудке?»

Цель: познакомить детей с процессом пищеварения в желудке и кишечнике.

Ход занятия:

– Дети, для пищеварения важны и язык, и зубы, и слюна, но главное событие – само пищеварение – начинается в желудке. Желудок человека представляет собой мускулистый мешок с входным и выходным отверстиями. В нём вырабатывается желудочный сок, который переваривает попавшую в желудок пищу. А чтобы она лучше переваривалась, стенки желудка всё время сокращаются, перемешивая её.
Желудок есть у кошки – он не больше спичечного коробка, а в желудок коровы входит 20 вёдер пищи.
Попав в желудок и пропитавшись желудочным соком, пища под его влиянием начинает перевариваться, то есть, как бы таять, растворяться. Она всасывается стенками желудка и проникает через находящиеся в них кровеносные сосуды в кровь. Поэтому мы с вами живём и растём.
Далее пища попадает в кишечник. Оказывается, кишечник очень нужен. Всё, с чем не справился желудок (жирная пища) отправляется сюда, где выделяются другие пищеварительные соки из поджелудочной железы, из печени – желчь.
Постепенно переваренная пища всасывается и разносится по организму.

Конспект № 11

Тема: «Кто чем смотрит?»

Цель: познакомить с разнообразными глазами животных в сравнении с глазами человека.

Ход занятия:

Человек видит глазами. А сейчас вы узнаете, какие глаза у насекомых и различных животных.
У дождевых червей  нет глаз, но есть особые зрительные клетки, которые можно разглядеть только под микроскопом. С их помощью червь легко различает день и ночь – этого ему достаточно.
А вот у морской звезды такие же зрительные клетки находятся в лучах. Клещи сморят на мир спиной, поскольку именно там находятся у них глаза. Глаза у камбалы «сдвинуты» на один бок. А у осьминога два глаза, но левый больше правого.
Сколько глаз у мухи? Два? И всё же… у неё не два, а целых пять глаз! Два газа расположены по бокам головы – это те, о которых все знают, а вот спереди между ними – еще три «неизвестных», о которых вы теперь будете знать.
Но это ещё не всё! У некоторых пауков 8 глаз, причем крайние светятся голубым цветом, а средние – желтым. Стрекоза, глаза которой занимают больше пол головы, может, не поворачивая её, видеть спереди, сзади, сверху, снизу и по бокам.
Глаза человека имеют очень сложное строение. К глазам надо относиться очень бережно. Брови, ресницы, веки уже защищают глаза от пота и пыли. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком, расположенным в глазнице.
Глаза следует беречь. Причиной глазных травм являются шалости и драки. Нельзя бросать палки, камни, стрелять из рогатки. Вытирать глаза необходимо чистым носовым платком, а не  грязными руками.
Нельзя пользоваться чужими очками, лёжа читать и близко подносить книгу к глазам, смотреть телевизор в темноте и лёжа, читать в автобусе.
Помните об этом!

Список литературы:

  1. Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. – СПб., 1999.
  2. Залесский М.З. Занимательная анатомия для детей. – М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.
  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992.
  5. Ник Арнольд. Жуки. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.
  6. Ротемберг Роберт. Расти здоровым. – М., 1993.
  7. Энциклопедия для детей. Биология. – М., 1994.