Конспект урока по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): "Понятие о памяти. Виды памяти"


Структура урока

Этап урока.

  1. Беседа: ”Что такое память?” 2. Практическая работа
  2. Игры на внимание.
  3. Игры на развитие памяти.
  4. Игра на запоминание
  5. Подведение итогов.

Оборудование.

1. Цель  урокаопределение темы урока, ответить на вопросы: “Что такое память?”

Отгадывание кроссворда.

Это задание поможет нам узнать, о чём пойдёт речь на уроке.

Пенал 1) Ящик для хранения ручки, карандаш.
Алфавит 2) Буквы, расположенные в определённом порядке
Март 3) Третий месяц календарного года.
Яблоко 4) Плод яблони.
Тетрадь 5) Чистые листы чистой бумаги в обложке.
Ь

Прочитайте сверху вниз какое же слово получилось?

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какая тема нашего урока?

Беседа: “Что такое память?”

Вывод: лучше помнится действия.

Вывод: лучше помнится последнее.

Вывод: лучше помнится интересное (значимое) событие.

  • Чтение и обсуждение стихотворения Э. Успенского “Память”. Приложение 1.
  • А может всё-таки у этого мальчика память хорошая?
  • Может он, плохо запоминает слова и предложения, даже слов “зря” забыл, как говорят; но хорошо помнит номера телефонов, или лица, или мелодии?…(показать, что нет хорошей “памяти вообще”, а есть хорошая память на…(звуки, слова, символы и. т. д.)
  • А ещё, одни люди лучше запоминают, что увидят, а другие – что услышат. Может у этого мальчика была хорошая зрительная память?

2. Практическая работа. Определение типа памяти (зрительная или слуховая)

Цель данного этапа урока – показать, что бывают различные виды памяти, дать рекомендации по заучиванию.

а) зрительная память

Игра: “Рисуем узоры по памяти”.

Посмотрите на узор: воспроизвести его по памяти. Приложение 2.

б) слуховая память.

Игра “Запоминаем, рисуя”.

Я буду медленно читать слова один раз. А вы как можно больше слов запоминайте на слух. После этого в течение одной минуты будете изображать в виде рисунков, что запомнили.

Слова для запоминания:

Мяч, солнце, круг, зонтик, ёлочка, сердце, точка, бусы, чашка, карандаш. (10 слов)

Вывод: о “ качестве” памяти:

  • 1 – 2 слова – “плохая”
  • 3 – 4 слова – “средняя”
  • 5 – 7 – “ хорошая”
  • 8 – 9 – “очень хорошая”

Рекомендации по заучиванию: если зрительная память преобладает, то читать самому, делать какие-то записи, схемы. Если слуховая память – читать самому вслух, можно воспользоваться при заучивании магнитофоном или чьей-то помощью. Приложение 3.

3. Игра на запоминание: “Живые скульптуры”.

“ Скульптурная группа”: 3 – 4 детей принимают определённые положения, потом его изменяют.

Нужно восстановить, как было.

4. Игры на развитие памяти.

а) Игра: “Повтори”

“ В саду у бабушки растут яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: “ В саду у бабушки растут яблоки, груши, и. т. д.” Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет своё что-то от себя.

б) Игра: “Снежный ком”.

Я буду передавать флажок, я начинаю, вы продолжите игру.

Подобрать слова на тему: “Школа” или “Животные”.

в) Игра: “Пересказ по кругу”.

Каждый говорит по одному предложению до тех пор, пока не расскажете сказку: “Курочка Ряба”.

г) Игра на запоминание.

Учитель поочерёдно предъявляет три группы слов, организованных по - разному. Дети должны повторить каждую группу слов и сделать вывод о прочности запоминания этой группы слов.

Примеры группы слов:

  • Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками (т. е. слова организованы в предложение)
  • Автомобиль, груша, крокодил, море, пуговица, понедельник, журнал (т. е. отдельные слова, хорошо знакомые детям)
  • Палитра, аркан, флигель, околица, барокко (т. е. незнакомые отдельные слова)

Вывод: лучше всего запоминаются “организованные слова” и те, смысл которых понятен.

Следовательно, если хочешь что – то запомнить, нужно понять смысл.

5. Подведение итогов урока в виде диалога: “Если бы памяти не было”.

Вывод: знания и память становятся орудием выживания.

Использованная литература:

  1. Коломинский Я. Л “Психология: человек” М., “Просвещение”, 1988
  2. “Практическая психология для дошкольников” Санкт – Петербург, 1993
  3. Сидорова Л. А. “Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений” в журнале “Начальная школа”, 1989, № 3, с. 21-25
  4. Шейх-Заде “Суперпамять: древняя методика мнемотехники” Краснодар, 1991