Воображение у детей младшего возраста


Для формирования способностей ребёнка, его чувств, умения думать, особенно важно дать ему возможность наиболее полно развиваться, открыть как можно больше путей для развития и обязательно помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

Чаще всего для родителей наиболее важными у детей выступают такие качества, как эмоциональная стабильность, послушание, хорошие контакты с окружающими, высокий моральный облик.

А наиболее важно помочь ребёнку пусть дорасти не до вершин человеческого творчества, но навсегда сохранить в себе живую искру воображения и выдумки. И жизнь получит новое озарение от радости разных открытий.

Необходимо понять, какие из характеристик творчества начинают складываться в дошкольном детстве, где находятся истоки наших взрослых находок и потерь.

Сегодня детское творчество получило всеобщее признание. Устраиваются конкурсы детских рисунков, проводятся смотры детских вокальных и танцевальных ансамблей, детские стихи попадают на страницы «серьёзных» журналов.

Практика показывает, что не все дети могут самостоятельно открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.

Вся наша педагогическая практика подтверждает, что если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведётся ещё много споров о том, чему же и как следует учить детей, но тот факт, что учить необходимо, уже не вызывает сомнений. И прежде всего необходимо дать ребёнку средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Если он занимается живописью, то должен научиться элементарно пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов. Если ребёнок начинает сочинять стихи и рассказы, ему необходимы знания  и практика овладения художественным словом. Ребёнок не сможет самостоятельно найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его останется на самой низкой ступени. Особенный компонент творчества, без которого немыслимо создание нового – это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества, и можно предполагать, что  существуют некоторые законы, по которым оно развивается и проявляется, общие для всех видов творческой деятельности. Воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный возраст для развития воображения – это дошкольное детство.

На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребёнка проходит существенное развитие. И именно воображение, то есть умение представлять себе то, что не существует в действительности, отличает человека от всех остальных существ.

Именно потому нас так привлекают творчество, творческие люди, что творчество – это вершина развития человека, человеческих способностей. Развитие неразрывно связано с развитием личности ребёнка. Воображение – это чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний.

Первые проявления воображения мы можем наблюдать, когда ребёнок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. И первые проявления воображения относятся к 2,5 – 3 годам, потому что именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами – прежде всего, в игре. В игре ребёнка раскрываются те его возможности, которые ещё не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре малыш бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребёнок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнёрами по игре. Игра формирует у ребёнка навыки общения, умение устанавливать определённые отношения со сверстниками. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребёнок усваивает и необходимые для её исполнения нормы поведения. Малыш должен быть нежным и заботливым в роли мамы, добрым и внимательным в роли врача, вежливым и аккуратным в роли продавца. И уж конечно, он должен уметь придумать во что играть, что использовать для игры, что сказать и сделать в каждой из принятых ролей. Именно детей, отличающихся богатством фантазии и выдумки, охотнее всего принимают в игру, а чаще всего они сами бывают зачинателями и организаторами игр. В своих играх дошкольники не только следуют за логикой реальности, но и хорошо отличают действительность от игровой ситуации.

Именно в игре можно начинать формировать у ребёнка основы умения находить собственное решение, оригинальные ответы. Способность действовать в плане образных представлений.

Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребёнка является полное отсутствие предварительного замысла. Фантазия малыша ещё очень неустойчива и совершенно не подчиняется определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует творческое продуктивное воображение. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения.

Если у малыша до 3-х лет это предметная игра, то у ребёнка 4-6 лет это сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В сюжетно-ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей и которым стремится подражать. И чем больше впечатлений ребёнок получает, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для его воображения.

Очень полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, в которых дети разыгрывают какую-либо знакомую сказку. Не просто слушание сказки, а живое соучастие, содействие героям будит творческие силы ребёнка, его фантазию. Сначала воображение ребёнка приковано к предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровое действие в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребёнка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план. Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребёнок должен сначала представить свои действия, их последовательность и значение для общего сюжета игры, а потом действовать. Такая необходимость приводит к тому. Что ребёнок начинает всё чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме. Так постепенно складывается воображение как особый психический процесс – действия в плане образов, представлений. Постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, происходящий в результате развития игры, ведёт к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: первые стихи, сказки. Ребята с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочинённое взрослым. У ребёнка появляется возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли эта возможность реализована, во многом зависит от взрослого. С самого начала нужно раскрыть перед ребёнком смысл творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять своё воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Все творческие проявления ребёнка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам его творчества. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте, ведь вся жизнь дошкольника пронизана фантазией и творчеством. В тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребёнке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные плоды в более старшем возрасте. Развитие воображения ребёнка требует особого внимания ещё и потому, что в детском творчестве проявляется личность, эмоции, чувства, настроения и отношения с окружающим миром.

Развивая воображение, важно помнить, что материалом для фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые ребёнок получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

Используемая литература:

  1. О.М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольника».