Конспект проектно-исследовательского занятия на тему "Опыт со снегом"


Игровая мотивация:Помочь Снеговику слепить из снега фигурки”.

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Задачи:

  1. Учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия качеств предмета.
  2. Стимулировать поиск решения практических задач при помощи различных предметов (формочки, совочки).
  3. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры.

Материал: Пластмассовые формочки и совочки (на каждого ребенка 2 формочки и 1 совок); подносы для формовки; невысокие, широкие емкости для снега; игрушка Снеговик; грамзапись.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Моделирование игровой ситуации.

Воспитатель: “Я вам сейчас что-то покажу”.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают.

- Что это? (Снеговик)

- Вы хотите с ним поиграть? (Да)

II. Введение в проблему.

- Почему он грустный? (Ответы детей)

- Спросите Снеговика: “Почему ты грустный?” (Губы у Снеговика опущены вниз). Снеговик рассказывает: “Я хотел слепить из снега “пирожки”, но не умею”.

III. Поэтапное решение проблемы.

1. Как же помочь нашему Снеговику?

Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”).

- Из чего? (Из снега)

- Где взять снег? (На улице)

2. Свойства снега.

Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.

Воспитатель: “В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?” (Тепло)

3. Показ воспитателя.

- Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”.

Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т.п.).

Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.

4. Самостоятельная работа детей.

Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.

5. Итог.

Воспитатель обращает внимание ребят на изменение эмоционального состояния Снеговика – был грустный, стал веселый (Меняется положение губ). Снеговик благодарит ребят за то, что они научили его лепить из снега “пирожки”.

Воспитатель уточняет: “Людям, детям кушать снег нельзя. Почему?” (Заболит горло, можно простыть)

IV. Презентация.

- Потанцуем вместе со Снеговиком.

Игра: “Снежки и ветер”.

Воспитатель предлагает детям собраться в кружок, взяться за руки. Говорит, что они будут снежинками.

Стихотворение А. Барто.

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок!

(Дети повторяют за воспитателем)

По сигналу воспитателя: “Ветер подул сильный – сильный. Как он подул?” (Дети воспроизводят звук ветра). “Разлетелись снежинки!” Дети разбегаются в разных направлениях по группе, расставляют руки в стороны, покачиваются, кружатся.

Воспитатель: “Ветер стих, возвращайтесь снежинки, в кружок. Игра повторяется 2–3 раза.

Во время игры включить плавную музыку.

- Как весело мы потанцевали; играли со Снеговиком!

Воспитатель обращает внимание на снежные фигурки.

Дети наблюдают, как снежные “пирожки” постепенно превращаются в воду.

Снеговик: “Не грустите о том, что снежные фигурки растаяли, мы пойдем гулять и сделаем “пирожки” из снега на улице”.

Список литературы

  1. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор-сост.: Л.С. Киселева – М. АРКТИ, 2003 г.
  2. Павлова Л Н. “Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: “Мозайка-Синтез”, М.: ТУ “Сфера”, 2003 г.
  3. Бондаренко Т.М. “Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ”. Воронеж: Издательство “Учитель”, 2003 г.