"Волшебный мир цвета". Игры-занятия по сенсорному воспитанию в первой младшей группе


Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше Ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Воспринимая каждый день окружающий мир, дети получают разнообразные знания о нем, обогащается  эмоциональная сфера малыша, происходит накопление впечатлений, полученных при восприятии увиденного. Мир простых вещей воспринимается малышом как чудесный, еще неведомый и прекрасный.

Цвет обладает большими информационными свойствами. Он фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью. Поэтому работу по восприятию Цвета с детьми раннего возраста мы начали с оформления групповой комнаты, используя чистые Цветовые насыщенные тона. 

Уже в прихожей ребят встречает дружная семья черепах – картинок, расположенных в порядке спектральной последовательности (такие изображения мы крепим на «липучках», что позволяет менять их в зависимости от времени года, праздничных дат). Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а также несут в себе большой эмоциональный заряд.

 Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание является основой развития чувственного опыта детей. Готовя пособия к занятиям, я опиралась на эталонную систему основных цветов спектра. А опыт работы в группе раннего возраста показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши очень любят заниматься с такими игрушками, и процесс усвоения материала идет значительно быстрее.

Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданийВсе занятия провожу в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек,  от простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения перехожу к более развернутым.

  Занятия я начинаю с различения двух цветов – красного и зеленого. Этот небольшой комплекс занятий под названием «Ежики и грибочки» уже в начале адаптационного периода помогает развлечь и организовать детей. (Приложение 1).

Далее игры-занятия становятся разнообразнее. В них включается дидактический материал. Таков блок ирг-занятий «Веселые подружки». (Приложение 2). В этом блоке занятий предполагается ориентировка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и степени усвоения материала. Этот комплекс игр-занятий также рассчитан на адаптационный период. Малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию предметов-заместителей.

Сюжеты этого блока просты и знакомы ребятам. Приобретенные на занятиях навыки малыши в дальнейшем применяют в самостоятельной игре. Материалом в играх служат кубики, шарики, втулочки, пирамидки, все те игрушки, которые находятся в группе. Самое главное – творчески подходить к подбору игр – и ваши подопечные останутся довольны.

После блока игр-занятий с куклами я перехожу к дидактическим играм, выполненным в цветовой гамме радуги. Этот блок игр называется «Веселые гномы». (Приложение 3).
Он разработан для фланелеграфа и для индивидуальной работы.

Он включает в себя группирование однородных и соотнесение разнородных предметов, закрепление представлений о форме и величине предметов. Занятия проводятся по подгруппам. Как показывает опыт работы с детьми раннего возраста, большинство малышей усваивают ориентировку в цветах радуги уже к концу второго квартала.

Пособия к блокам игр «Жил осьминог со своей осьминожкой» и «Что за чудо-черепахи», «Вот веселая семейка: Петушок да курочка» разработаны в двух вариантах – плоскостном и объемном, что помогает детям более полно и отчетливо воспринимать различные свойства предметов. (Приложение 4).

 Игры-занятия с двухцветными картинками – «Волшебные картинки» использую как самостоятельные, так и в дополнение к основным играм по восприятию цвета.

 В занятия по восприятию цвета я включаю также изобразительную деятельность, аппликацию и конструирование.

 Мир цвета сказочен не только для ребенка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие дает толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям веселую, яркую, цветную мягкую сказку, сделанную с любовью и добротой собственными руками.