Конспект практикума для родителей воспитанников дошкольной коррекционной подготовительной группы по теме "На пути к школе"


Полноценная и эффективная коррекционно-развивающая работа в специализированных коррекционных дошкольных группах для детей с недостатками интеллектуального развития строится на основе целенаправленной, систематически спланированной работы всего педагогического коллектива и активного включения в этот процесс родителей. Одной из важных задач в работе с родителями является формирование у них «педагогической компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений. Реализация этой задачи осуществляется через различные формы взаимодействия с родителями, в том числе и через практическое консультирование.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки дошкольников к школьному обучению.

Задачи:

Неумолимо летит время и близится школьный период ваших детей. Чем важен этот момент для ребенка и его дальнейшей судьбы? Чем отличаются этапы дошкольного и школьного детства? В какую школу лучше отдавать свое дитя? И, наконец, как к этому нужно готовиться? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся помощи своему ребенку на пути подготовки к школе вы получите на сегодняшней встрече со специалистами дефектологом, логопедом и воспитателем подготовительной коррекционной группы. Мы предлагаем вам самим побыть будущими первоклассниками и прочувствовать эту роль.
Современная школа – продукт длительного исторического развития, в результате которого закрепились следующие характеристики.

Общедоступность: в России все дети имеют законное право на образование. Но обучение в массовом классе ориентировано в основном на «среднего» ученика – ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника. Поэтому детям, имеющим замедленный или индивидуальный темп развития, мы рекомендуем обучение в коррекционном классе.

Коллективность обучения: с 18 века знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему, обучение утратило индивидуальный характер, учитель стал общаться с целым коллективом. Поэтому в школьном обучении большое значение имеет общеэмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между детьми.

Вербальное обучение: преподавание словом, т.е. подача материала и проверка знаний в основном осуществляются в языковой форме. Это означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.

Что же является объектом пристального внимания во время поступления в школу?
Вот наиболее важные аспекты школьной зрелости:

  • Эмоционально-личностная и социальная зрелость – это умение длительно выполнять учебную, не очень привлекательную работу, умение удерживать и распределять внимание в течение всего урока. Социальная зрелость подразумевает умение подчинять свое поведение законам детского коллектива, принимать роль ученика, уметь слушать и выполнять указания учителя.
  • Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, это возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и их координации.

За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Выше уже говорилось, что важная составляющая школьной зрелости – это произвольное внимание. Но длительно удерживать внимание для детей дошкольного возраста – задача большой сложности, поэтому их трудно обучать в школьном режиме. Значит, необходимо процесс обучения сделать интересным и привлекательным. Давайте попробуем представить себя в роли детей, которых нужно заинтересовать учебной деятельностью и максимально сконцентрировать их внимание на занятии.
Итак, я предлагаю первое игровое упражнение «Шифровальщики». Вам нужно расшифровать и прочитать фразу.

7152836106904
У     Е     А     Т     Ш     О     И     Н     К     Л     П
2 4 1 8 10 9 3 7 6 0 5

Итак, вы расшифровали фразу: «НА ПУТИ К ШКОЛЕ»
Наверняка вам было интересно выполнять это задание, потому что оно было представлено в необычной, интригующей форме, а значит, я усилила концентрацию вашего внимания и подготовила к выполнению следующей учебной задачи.
Сейчас на занятиях по математике дети изучают тему «Числа и цифры» и особые трудности испытывают, изучая состав чисел, т.к. при изучении этого материала требуется установление логических связей и зависимостей. Нашим детям отвлеченное понимание таких связей недоступно, требуется непосредственная наглядная опора, поэтому я покажу вам очень доступный, интересный, не требующий особых затрат и времени игровой прием по формированию знаний о составе числа.

Сейчас мы с вами будем строителями и «построим» многоэтажный дом для математических человечков. Посмотрите на эту цифру и скажите, сколько всего человечков будет жить в этом доме на каждом этаже?

– Возьмите лист бумаги и положите его перед собой, как у меня.
– Возьмитесь за оба нижних уголка и соедините их с верхними, разгладьте.
– Разверните и скажите, какие фигуры получились?

– Покажите левый прямоугольник, а теперь правый.
– Сложите снова, как было.
– Возьмите за правую сторону и подогните к левой стороне.
– Еще раз подогните правую сторону к левой и разверните весь лист. Сколько прямоугольников получилось слева, а сколько справа?

Это «квартиры» математических человечков.

– А сколько «этажей» в доме? (4)
– Посчитаем по-порядку (Первый, второй, третий, четвертый)

– Чего не хватает у нашего дома?
– Сейчас «построим» крышу.
– Какой она должна быть по форме?

(Показ складывания большого треугольника из листа бумаги формата А4)

 

Итак, наш дом готов, будем заселять «жильцов». Слева будут жить красные человечки, а справа синие.

(Дефектолог рисует красным  и синим маркером кружочки, дорисовывая им нос, глаза, рот и волосы, т.е. создает стилизованные изображения лиц. Участники практикума выполняют эту же работу в своем домике, добавляя слева нужное количество кружков).

Итог упражнения подводится с помощью цифрового обозначения нарисованного количества «человечков».

С помощью этого нехитрого упражнения можно поддерживать и стимулировать познавательный интерес, реализовать учебную задачу по изучению количественных представлений, развивать пространственные ориентировки, мелкую моторику пальцев рук, а так же использовать как элементарное дидактическое пособие для закрепления знаний о составе чисел.