Волшебный мир театра


Театр – это волшебный край, в котором  ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир.

С.И.Мерзлякова

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая деятельности ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его  эмоциональность, активность, потребность в общении.

Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К таким играм можно отнести театрализованные игры и игры – представления.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и опыта. Причём предметно-пространственная Среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и  являться основой  самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей, театрализованную деятельность детей следует учитывать:

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе  оборудуется театрализованная зона или  «Уголок сказки», а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать  роль перед зеркалом или примерить какой-либо костюм к спектаклю.

Учёт индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребёнка требует проектирования своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать на театрализованных занятиях.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны присутствовать разные виды кукольного театра (пальчиковый, Би-ба-бо, марионеточный, теневой), детские рисунки. Кроме того необходимо следить за тем, чтобы материал периодически обновлялся, ориентируясь на интересы разных детей. Это создаёт условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребёнком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами по подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности имеется разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Следуя вышесказанному, в группе необходимо организовать:

Уголок книги – книжная полка, портреты детских писателей, столик, стулья, иллюстрированные детские книги, с которыми дети хорошо знакомы.

Уголок технических средств – музыкальный центр, аудиокассеты, диски с записями знакомых сказок, песен, литературных произведений.

Уголок рисования – детский столик, книжки – ширмы, иллюстрированные родителями с участием детей, витрина для демонстрации детских рисунков, принадлежности для рисования.

Уголок сказки – условно разделённый на три части:

«Уголок волшебных превращений», «тихий уголок». В нём находятся:

  • костюмы для инсценировок и игр – драматизаций
  • шапочки – маски
  • декорации

 «Уголок встреч с театральными героями»:

  • пособия для показа театра кукол, теней, игрушек, настольного, пальчикового театров.
  • иллюстрированный занавес, при помощи которого оформляется каждое театрализованное занятие
  • куклы-перчатки
  • ковёр «Сказочная поляна»
  • игрушки, сделанные из однородного материала (мягкие, пластиковые, деревянные, резиновые) для театра – игрушки.

Уголок «Волшебная мастерская»:

  • принадлежности по ИЗО деятельности: карандаши, пластилин, краски для творческого самовыражения об увиденном и услышанном после занятия
  • рисунки детей, которые иногда служат «декорациями»
  • работы по аппликации и конструированию.

Эти уголки сами «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться.

Такая планировка позволяет малышу чувствовать себя в группе более комфортно, а воспитателю – эффективно проводить индивидуальные занятия или занятия в малых подгруппах, которые являются основной формой работы с детьми.

Средства для организации среды для театрализованной деятельности самые разные: домашние игрушки, оригинальный занавес в «Уголке сказки», вывески и картинки на стенах, фотографии взрослых и детей, коллажи, детские работы и т.п.

Каждый ребёнок может найти в группе свой «личный» уголок (любимое место), свою территорию.

Планировка и оборудование «уголков» часто меняется в течение года вслед за изменениями интересов детей и уровня развития каждого ребёнка. Организация помещения для театрализованной деятельности рассматривается как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.

Самостоятельное использование детьми материалов по театрализованной деятельности определяет соответствующую меру ответственности за их использование и хранение: дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться. Воспитатели помогают детям удобно хранить оборудование, игрушки логически группировать их. Дети принимают активное участие в оборудовании, планировке и оформлении «уголков». Воспитатели же учитывают изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование.

Пространственно-предметная среда по театрализованной деятельности управляема как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого, она носит развивающий характер, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном становлении личности ребёнка.

Литература:

  1. Журнал «Воспитатель ДОУ»,  №5/2008 – 34с.
  2. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»,  №3/2008 – 59с.