Конспект познавательно-речевого занятия по теме "Экскурсия в музей рыб"


Материал:

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии:

Программное содержание занятия:

  1. Продолжить работу по обучению детей составлять описательные рассказы по модели
  2. Закрепить знания детей о названиях некоторых рыб наших водоёмов (карась, осётр, ёрш, щука, налим, сом, плотва, лещ, окунь), внешнем виде, питании, месте обитания, способах передвижения); рыбах озера Байкал (хариус, осётр, голомянка, омуль).
  3. Развивать умение употреблять в речи сложные предложения, обогащать словарь (слова-экспонаты, экспозиция)
  4. Развивать внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, анализировать)
  5. Воспитывать навыки позитивной коммуникации (договариваться о совместной работе, быть доброжелательным, слушать товарища, не перебивая его.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Приглашаю детей поиграть:

Пальчиковая игра “По музею мы ходили..”

- Ребята, а кто из вас был в музее?

- В каком музее вы были?

/предположительные ответы детей/

-Сегодня я тоже хочу вас пригласить в “музей”. Этот музей не простой.

Это музей рыб.

- Хотите пойти?

-Хранитель этого музея – Премудрый Пескарь. Вот он какой (плоскостное изображение)

-Мудрый Пескарь принёс нам пригласительные билеты, но не простые, а с заданиями. Билет получит тот, кто ответит на вопрос.

-Вы согласны? Тогда слушайте внимательно.

2. Активизация словаря, закрепление знаний.

1.О ком говорится в этой загадке: “У родителей и деток вся одежда из монеток?

2.Как мы называем рыб, которые живут в реке, море, аквариуме?

3.Для чего рыбе хвост? Плавники?

4.Как вы думаете, для чего рыбе чешуя?

5. Для чего рыбе жабры?

6.Из чего появляются рыбы?

-Молодцы! Все справились с заданиями. И все получили билеты.

-Ребята, посмотрите, а Мудрый Пескарь почему-то грустный. Что с ним случилось?

(рассуждения детей)

- Премудрый Пескарь сказал мне, что когда он ждал нас в гости, готовил экспонаты, то открыл окно, чтобы проветрить помещение. Но налетел ветер, и картинки разлетелись. Что же ему теперь делать?

(предположительные ответы детей)

- Уважаемый Пескарь, мы с ребятами тебе поможем и расставим все картинки по своим местам.

- Поможем, ребята?

(Дети собирают картинки с изображением рыб)

- Ребята, а как же мы узнаем, где какая картинка находилась?

(ответы детей)

-Правильно, ребята, возле каждой картинки есть описание. Я сейчас прочитаю, а вы расставляйте.

(читаю описание “экспонатов”)

- У кого такая рыба? Как она называется?

-Ребята, Мудрый Пескарь говорит, что в “музей”, для пополнения экспозиции прислали новые “экспонаты”, и он просит вас помочь ему разместить их на выставке. Но не знает, справитесь вы или нет?

-Как вы думаете, справимся?

(ответы детей)

-Посмотрите, вам знакомы эти рыбы? Где водятся эти рыбы? А вы знаете, как они называются?

(Осётр, голомянка, омуль, хариус; водятся в озере Байкал)

-Чтобы разместить их на выставке, что нужно сделать? Как посетители могут догадаться, что это за рыба? Что нужно сделать?

(предположительные ответы детей).

-Правильно, нужно составить рассказ.

-А для того, чтобы работа шла быстрее, объединимся в пары. Посмотрите на цвет своих билетиков и найдите свою пару. Нашли свою пару? Хорошо.

3. Составление описательного рассказа по предметной картинке

-Ребята, выберите себе понравившуюся картинку. Рассаживайтесь как вам удобно, посовещайтесь и составьте рассказ о вашей рыбе.

(обращаю внимание на план-схему составления описательного рассказа)

Если кто затрудняется, поможет вот эта модель.

- Вы не забыли, что означают эти знаки?

(опрос по знакам: что означает каждый знак, дети отвечают)

- Я вижу, что вы всё помните. Я даю вам время на подготовку. Кто будет готов, поднимет флажок.

А я ваши рассказы буду записывать.

(Дать время на подготовку)

- Кто готов?

-Кто из вас будет рассказывать первым?

-Кто дополнит?

(дети рассказывают по схеме)

4. Анализ рассказа

- Витя, как ты считаешь, Настя всё рассказала, ничего не пропустила, у тебя есть что дополнить.

-Ребята, чей рассказ вам понравился больше? Почему?

- А тебе, Мудрый Пескарь, чей рассказ понравился больше?

(Пескарь “говорит”, что ему все рассказы понравились, и благодарит за помощь).

Предлагаю детям поиграть.

5. Физкультминутка. Игра “Рыбак”

-Я буду рыбаком, это моя удочка (скакалка), а вы рыбками.

Дети приговаривают: “Рыбак рыбачек, ты поймай нас на крючок”.

(Тот, кого задели скакалкой, выходит, а дети говорят, что с этой рыбой сделают: сварят уху, зажарят, засолят ит.д.)

Много рыбы наловили, ребята, а какая форма тела у рыб? Как вы думаете, почему природа создала их такими?

6.Опыт

Наливаем воду в таз и по очереди проводим рукой, поставленной на ребро сомкнутыми пальцами в воде. Тоже самое - открытой ладошкой. В каком случае рука легче идёт сквозь воду? Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму.

7. Окончание занятия. Мудрый Пескарь хвалит детей, благодарит и дарит аквариумную рыбку (меченосец).

8. Перспектива: наблюдение за меченосцем. Пополнение знаний об аквариумных рыбках, составление описательных рассказов.