Конспект непосредственной образовательной деятельности "Как мы дышим" (социализация, познание) с детьми старшего дошкольного возраста


Программное содержание: Познакомить детей с дыхательной системой человека. Дать детям понятие о значении и свойствах воздуха, о правилах экологической безопасности. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Закрепить представления о правильном дыхании. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: стаканы, ароматизатор лимона, схема: «нос, « бронхи -лёгкие», доска магнитная, магниты, шарик воздушный, стаканы с водой, соломки, 2 картины с изображением Карлсона, фрукты, разнос, телевизор, предметы- настроение: солнышко, тучка, цветочек.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть

- Послушайте загадку:

- Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным. Заправляю сам кроватку, быстро делаю …(зарядку).

О чём эта загадка? (эта загадка про зарядку)

Как вы думаете нужно ли делать зарядку? (Да.)

для чего мы каждое утро делаем зарядку? (Чтобы быть здоровым и крепким.)

-Правильно ребята, тот кто занимается спортом, каждый день делает зарядку, у того всегда хорошее настроение.

-Ребята а у вас сегодня какое настроение, радостное или грустное?

-Перед вами лежат предметы, вы выберите на что похоже ваше настроение и возьмите этот предмет.( на столе лежат солнышко, тучка, цветок).

-Алина , на что похоже твоё настроение? (На цветок)

-А твоё Данила? (На тучку.)

почему у тебя сегодня грустное настроение?

какое настроение у всей нашей группы? (Хорошее, радостное. )

(дети садятся)

-Сегодня мы с вами познакомимся с органом обоняния и дыхания это – нос.

-Давайте посмотрим друг на друга, и скажем одинаковые ли у вас носы? (Да.)

чем они похожи? (Они маленькие , длинненькие, курносенькие.)

каждого человека свой неповторимый нос, и каждый нос по-своему хорош.

-Давайте ребята потрогаем свой носик.

-Что внизу носика есть? (Внизу носика есть дырочки.)

-Это носовые отверстия.

-А как они называются?(ноздри)

-Правильно, это ноздри.

-Сейчас ребята мы с вами будем дышать ароматом, а каким вы мне скажите сами. ( на столах стоят стаканы с ароматизатором лимона)

-Запах, какого фрукта вы сейчас почувствовали? (Лимона.)

-Правильно , именно лимон повышает умственную работоспособность.

-Ребята, а вы знаете, как устроен нос? (Нет.)

Давайте посмотрим вот на эту схему, на которой изображён нос.

2. Работа по схеме «Нос».

-Некоторые люди считают, что нос это только украшение на лице, на самом деле, даже самый маленький носик это очень важная часть тела. Когда мы делаем вдох, мы втягиваем ноздрями воздух, он попадает внутрь носа и пробегает вот по этим каналам.

Посмотрите, поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек, к этим ресничкам прилипают пылинки, которые летают в воздухе , т.е. эти реснички очищают воздух от пыли.

Давайте втянем воздух носом, что вы почувствовали?

Очень важно ребята дышать носом, а не ртом, потому - что воздух , который попадает через нос, очищается и согревается, особенно это важно в холодное время года.

-Давайте, ребята вместе проведём гимнастику для нашего носика.

Дыхательная гимнастика (приоткрытое окно)

  1. Дыхание через одну ноздрю, зажав другую, затем тоже с другой ноздрёй.
  2. Дыхание носом – выдох через рот.
  3. Дыхание ртом – выдох через нос.

-Молодцы ребята, как ваше самочувствие, голова ни у кого не закружилась?

3. Работа по схеме «бронхи-лёгкие»

-Нос это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Все люди, животные, птицы, насекомые постоянно нуждаются в воздухе. И когда мы делаем вдох, воздух устремляется сначала в дыхательное горло – трахея, а трахея разветвляется на 2 широкие трубки, по ним воздух пробегает в правое и левое лёгкое. При вдохе наша грудь поднимается, а при выдохе опускается.

Давайте глубоко, глубоко вдохнём, внутри нас лёгкие надуваются, выдохнем - сдуваются ( дети встают в кружок)

-Посмотрите на шарик, что внутри шарика? (воздух.)

-Правильно внутри шарика находится воздух.

Ребята, можно ли увидеть воздух? (Нет.)

4. Физминутка «Раздувайся пузырь»

-Значит, какой воздух раз его нельзя увидеть? (Лёгкий невидимый.)

-Тот воздух, который нам нужен для дыхания, называется кислород.

-Давайте все вместе скажем, как называется этот воздух? (Кислород.)

-И вот сейчас ребята мы проведём опыт, перед вами стоят стаканы с водой, опустите в стакан соломку и подуйте в него.

-Что появляется в воде? (Пузыри.)

-А что внутри пузырьков? (Внутри находится воздух)

-Правильно, это воздух, который был в лёгких, он попал в стакан.

5. Рассматривание и сравнение 2 картин с изображением Карлсона.

-Все вы ребята знаете такого мультипликационного героя по имени Карлсон. Перед вами висит картина с его изображением, давайте внимательно рассмотрим эту картину и скажем, где летит Карлсон и что он делает? (На этой картине Карлсон летит над лесом, и он улыбается.)

-А на 2 картине, где летит Карлсон? (Он летит над городом, где дымят трубы, и он недовольный, закрывает нос платком.)

-Скажите ребята, где воздух чище, в городе или в лесу?

-Как вы думаете? ( В лесу воздух чище, потому что там больше зелени, а в городе воздух загрязнён дымом, газами от машин)

-А что ребята нужно делать, чтобы очистить воздух? ( Нужно больше садить зелени, деревьев и кустарников.)

-Правильно ребята, все взрослые люди, о чистоте воздуха, стараются в тёплое время года как можно больше посадить кустарников , цветов.

-Ребята, а с помощью чего мы определяем запахи? (С помощью носа.)

-Да, если где-то дымом, мы сразу можем определить, где и что загорелось, а если из духовки доносится вкусный запах пирога, то хозяйка сразу понимает, что пирог готов, пора его вынимать.

-И сейчас мы с вами будем определять запахи.

Дети по 1 выходят вперёд к столу и с закрытыми глазами определяют запах взятого фрукта.

-А когда мы не можем определять запахи? (Когда носик заложен)

-И вот для того, чтобы у нас были здоровые носики, за ними нужно следить и ухаживать.

6. Рекомендации медицинской сестры (использование ТСО)

-Послушайте рекомендации нашей медсестры о том, как нужно ухаживать за носиками.

  1. Каждый день чистить нос.
  2. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
  3. Нельзя толкать в нос острые и мелкие предметы.
  4. Вы должны беречь свои носики, не ударять друг друга.

-Послушайте стихотворения Э.Мошковской «Мой замечательный нос».

Я ничего не знаю, и вдруг мой нос говорит.
Что где-то и у кого-то что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю, это мой нос доложил,
кто-то купил апельсины и во-о-он туда положил.

7. Игра-аттракцион «Чей нос»

Ребятам необходимо найти хозяина носа (слон, комар, лиса и т.д.)