Конспект логопедического тренинга "Чтобы красиво говорить, надо со звуком [р] дружить"


Цель: Введение звука Р в слоги и слова.

Задачи:

Оборудование: Мягкая игрушкаБуратино”, рюкзак, картинки с изображением артикул. гимнастики, пузырьки, мячики “Су-Джок”, изображение человечка – звукавичка, игрушка (картинка) грузовика, атрибуты к п/и, миска с горохом, маленькие игрушки в названиях которых есть звук Р, картинки к чистоговоркам, картинка – значок “Компьютер”, ноутбук, презентация игры “Позиция звука в слове”, призы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л.Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)

Л. – настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем огорчаться,
Но мы любим улыбаться. (Мимическое упр.)

Сейчас мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

2. Сюрпризный момент.

Л. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришел гость. Угадайте кто это?

Загадка

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)

Л. – Как называется сказка из которой этот персонаж?

Д .– Приключение Буратино.

Л. – Назовите друзей Буратино?

Д. – Мальвина, папа Карло, Пьеро, Артемон.

Л. – Реб. Буратино пришел к нам не просто, он хочет научиться у вас правильно и красиво говорить звук Р.

Вы согласны ему помочь?

Д. – Да!

А поможет нам в этом волшебный рюкзачок.

3. Артикуляционная гимнастика.

Л.

– Давайте заглянем в рюкзачок,
Ой на картинке язычок.

– Поиграем с язычком, а помогут нам картинки.

(Логопед показывает картинки с артикул. упр. дети выполняют: “Заборчик”, “Трубочка”, “Лопаточка”, “Лошадка”, “Барабанщик”, “Маляр” и т.д..)

Л.

– Чтобы четко говорить
И звук Р произносить
Надо с язычком дружить.

 

4. Упражнение на развитие длительной направленной воздушной струи и интонационной выразительности.

Л.

– Сейчас заглянем в рюкзачок
Ой смотрите пузырек!
Будем дуть мы в пузырек.
Превратится он в свисток.

(Дети дуют до появления свиста.)

5. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Л – Ну что заглянем в рюкзачок?

Ой смотрите мячик “Су-джок”

Поиграем с мячиком.

(Дети выполняют действия с мячиком по тексту.)

– Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
Мячик буду я катать.
Мячик буду я крутить.
“Здравствуй мой любимый мячик!” –
Скажет утром каждый пальчик.

(Дети выполняют саммомасаж кистей и пальцев.)

Л.

Чтобы четко говорить
И звук Р произносить
Надо с пальцами дружить

6. Уточнение артикуляции и характеристика звука Р.

Л.

– Заглянем дальше в рюкзачок
Вот человечек “Звукавичок”.

Л. – Реб. Буратино просит нас рассказать о звуке Р. Что происходит с язычком, где он находится?

Д. – Когда произносим звук Р, рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят верхние зубы, напряжен. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка прыгает.

Л. – Реб. посмотрите на Звуковичка и скажите, какой еще этот звук?

Д. – Согласный, звонкий, твердый.

Л.

Чтобы четко говорить
Со звуком Р надо дружить
И правильно его произносить.

7. Автоматизация звука в слогах и словах.

Л.

– Опять заглянем в рюкзачок
Ой, да тут грузовичок.
Как рычит мотор машины?

П/и “Машины”.

Дети надевают шапочки с изображением машин. На полу разложены “гаражи” с буквами а, у, о, э, ы. По инструкции логопеда “Солнышко поднимается, машины в путь отправляются” дети двигаются по комнате, изображая рычание мотора: р-р-р. По инструкции “Вечер наступает машины в гараж заезжают” дети останавливаются в любом гараже с буквами, произнося получившиеся слоги. Затем логопед просит придумать свое слово, которое начинается с данного слога. Игра повторяется 2–3 раза.

Л.

– Опять заглянем в рюкзачок
Ой, да тут горох.
В миску насыпали горох
Устроим там переполох
Игрушки будем находить
Слова красиво говорить

(Дети в сухом бассейне находят игрушки и называют их, четко проговаривая звук Р.)

Л.

– Опять заглянем в рюкзачок
Ой, опять картинка
На картинку посмотрите
Чистоговорку сочините.

Д.

– Ра-ра-ра-Маше спать уже пора.
Ро-ро-ро – у Тани новое ведро.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ры-ры-ры – у нас воздушные шары.

(Логопед называет первый слог и слово, а дети по картинке добавляют слова, чтобы получилась чистоговорка.)

Л. – Реб. а какие еще стихи вы знаете со звуком Р, расскажите их Буратино.

(Дети читают стихи, четко проговаривая звук Р.)

Л.

Чтобы четко и красиво говорить
Надо звук Р правильно поизносить
Слоги и слова повторять
Стихи, чистоговорки изучать

8. Работа с ноутбуком. Игры на развитие фонематического слуха.

Л.

– Снова заглянем в рюкзачок
На картинке вот такой значок

– Реб. что это?

Д. – Компьютер.

Л. – Правильно компьютер. Поиграем с компьютером.

Презентация Д/и “Позиция звука в слове”.

Л. – Реб. перед вами предметы.

Будем предметы называть.
Позицию звука Р в начале слова искать.

(Слайд 1)

Л.

– Будем предметы называть
Позицию звука Р в середине слова искать

(Слайд 8)

Л.

– Будем предметы называть
Позицию звука Р в конце слова искать

(Слайд 14)

Л. – вот еще для вас игра

Д/и “Услышь звук, слог, слово”.

– Если услышите звук Р в слоге, слове хлопните в ладоши.

(Логопед называет слоги и слова закрыв артикуляционный аппарат экраном.)

Ра, жа, ру, мэ, пу, ро, ло, бу, са, ры, рэ, за, вы,

Рак, мороз, кошка, ежик, игра, топор, чемодан, Буратино, домик.

Л.

Чтобы четко и красиво говорить
Надо звук Р правильно произносить
Позицию в слове звука знать
В слогах, словах не пропускать

9. Итог занятия.

Л. – Вот и пуст наш рюкзачок.

Кончились картинки.

– Буратино пора возвращаться домой к своим друзьям, ему очень понравилось с вами играть и рычать. А за вашу помощь он дарит вам золотые ключики. Посмотрите, на что они похожи?

Д. – Это буква Р.

Л. – Пусть эти ключи напоминают вам о звуке Р.

А еще он дарит вам книгу в которой рассказывается о всех приключениях Буратино.

– Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили играть.

Л. – Реб. какой звук мы с вами сегодня проговаривали?

– Вспомните слова, в которых встречается звук Р?

– Что вам понравилось сегодня на занятии, и какие игры вы еще хотите поиграть?