Конспект консультации с элементами тренинга "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"


Цель:

Материалы: Клубок ниток (или мяч), волшебный мешочек с конфетами, карточки с заданиями, бумага для записей, шариковые ручки, доска, маркеры, памятки для родителей.

Ход урока

Приветствие (Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу):

  1. Передавая по кругу клубок ниток, родители называют собственное имя и имя своего ребенка.
  2. Родители меняются местами, рассаживаясь в алфавитном порядке по первой букве своего имени.
  3. Из волшебного мешочка родители по очереди достают конфеты (возможно, другие предметы) трех разных видов, например, «Лимончик», «Клубника со сливками», «Дюшес» (каждого вида конфет должно быть: число присутствующих родителей деленное на 3) – такая жеребьевка поможет в дальнейшем при обсуждении вопросов.

Я рада видеть Вас. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей.

Предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка:

Предлагается обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Лимончик».

Слышали ли Вы когда-нибудь словосочетания; «Ребенок (не)готов к школе», «Готовность к школе», «Школьная зрелость»… Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, Что в них входит, какого ребенка можно назвать готовым к обучению в школе?

По очереди высказывают свое мнение все родители, получившие конфету «Клубника со сливками». все ответы записываются на доске. (Цель: активизация имеющихся знаний, выявление деструктивных установок родителей)

Родителям предлагается прочесть записанные на доске «факторы успешной подготовки к школе», выбрать на свое усмотрение 3 самых важных пункта, пронумеровать их по степени значимости, обосновать свой выбор.

По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Дюшес».

Спасибо за обсуждение! Что же включают специалисты в понятие «готовность ребенка к обучению в школе»? Родителям раздаются памятки (см. Приложение 1).

Теоретический блок.

Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детям до школы чтение и письмо в лучшем случае не вредят, цифры и буквы воспринимаются ими как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.

А для чего же школа, как не для того чтобы научить ребенка читать, писать, считать? Что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть? (3)

Занятия в различных кружках по подготовке к школе, конечно, расширяет кругозор и общую осведомленность но только «сильных», развитых, способных детей, детям «слабым» такое обучение до школы чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно будет переучить! (3)

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут и школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности - учебной. (3)

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитее любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому па этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы. (3)

Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство. выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др. (3)

Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем. (3)

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.

Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза. (3)

Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, т.е. готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту.

Содержательная сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно: школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.

Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях:

  1. Ребенок в дошкольном детстве был не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;
  2. Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»)
  3. Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Родителям предлагается ответить, из каких источников ребенок может получить информацию о школе? (Цель: помощь в осознании родителями собственного воспитательного влияния; профилактика деструктивных родительских установок.)

  • Информация, получаемая из СМИ, фильмов, мультфильмов, литературы;
  • Информация, получаемая от различных взрослых, других детей;
  • Информация, получаемая от значимых взрослых, от их отношения к школе, веры в успех своего ребенка (Мама: «Даже не знаю, как она будет учиться!»)

Родителям предлагается рассказ мамы, ребенок, которой уже ходит в школу. (1)

«Может быть, мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он пошел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. К пятеркам сын уже не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят – всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя… Заговори с ним о школе – тускнеет…» (3)

Каждой группе родителей раздаются карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. (см. Приложение 2) Предлагается предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

  1. Вот пойдешь в школу, там тебе…
  2. Ты, наверное, будешь двоечником?! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу).
  3. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
  4. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка. Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
  5. Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Постановка перед ребенком невыполнимых целей, толчок его на путь заведомого обмана).
  6. Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе! (Ребенок под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость», могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности)

Родителям, передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложение «Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я…»

После чего все получают памятки «Создание положительного отношения к школе и обучению у ребенка дошкольника» (см. Приложение 3)

Спасибо всем за активную работу!

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: 2001.- 264с.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. Для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2001.-256с.
  3. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы в
  4. рамках проекта "Скоро в школу" (из опыта работы Альметьевского ДОУ №48 Октябрь 2006 г.)
  5. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-160с.
  6. Широкова И.Б. Ваша любимая «проблема». Как помочь себе и ребенку. – СПб.: Речь, 2006.-144с.