Вода и её свойства


Цель: Формирование представления о различных состояниях воды. Познакомить со свойствами воды.  Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Материал: цветные полоски (по 4 на каждого ребенка), стаканы разовые (по 4 шт. на каждого ребенка), соль, сахар, мел, краска (по 4 на каждого ребенка), воронка, промокательная бумага, толстая картонка, тазик маленький, 2 пустых стакана, 4 стакана с водой, крышка, верхняя часть пластиковой бутылки с крышкой, вата (для опыта воспитателя).

Игра: «Для чего нужна вода?»

Дети стоят в кругу, воспитатель в середине круга. Бросает каждому мяч, спрашивает: «Для чего нужна водаДети по очереди: для питья, стирать, готовить, купаться, для омовения, поливать цветы, деревья, для птиц, для рыб и т. д.

Воспитатель: Дети, какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А что входит в живую природу?

Ребенок: В живую природу входит - люди, птицы, животные, деревья, цветы, трава.

Воспитатель: Молодец! Кто мне назовет неживую природу?

Ребенок: Камни, песок, глина, облака, солнце, вода.

Воспитатель: Правильно, молодец. А кто скажет, какое полезное ископаемое самое ценное на Земле?

Ребенок: Это вода, без воды не может прожить ни человек, ни животное, ни растение.

Воспитатель: Да, правильно, это вода. вода нам всем хорошо знакома. А что такое вода? вода – это жидкость. Жидкую воду мы пьем. В природе мы наблюдали за туманом. Из чего он состоит?

Ребенок: Из маленьких капелек воды.

Воспитатель: Ранним утром на траве лежат круглые бисеринки. А что это за бисеринки?

Ребенок: Это роса, роса – это вода.

Воспитатель: Да, это вода, вода в жидком состоянии. Вода еще бывает и в твердом состоянии.

Ребенок: Это снег и лед.

Воспитатель: Вода, как и любое полезное ископаемое, обладает свойствами. Их вы можете установить сами. В этом вам помогут опыты, которые выполнили по плану.

Форма воды.

Опыт . Наливаем воду в стакан, чашку, блюдце. Обратите внимание: в стакане вода какую форму имеет?

Ребенок: В стакане вода имеет форму стакана.

Воспитатель: Молодец, в чашке, в блюдце.

Ребенок: В чашке форму чашки, в блюдце форму блюдца.

Воспитатель: Правильно, молодец. Сделаем вывод. Проверим: вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Опыт. Прозрачность воды.

Для изучения прозрачности воды опустим в стакан воды крышку от бутылки. Что можно сказать о прозрачности воды?

Ребенок: Мы видим крышку в воде, значит, вода – прозрачная.

Воспитатель: Да, вода – прозрачная. Но в природе вода не всегда бывает прозрачной, потому, что она нередко загрязнена различными отходами.

Цвет воды.

Перед вами полоски цветной бумаги: синей, желтой, зеленой, красной. Сравним цвет воды с цветом бумажных полосок. Вода имеет какой-нибудь цвет этих красивых полосок. И можно ли назвать ее зеленой, красной, синей, желтой?

Ребенок: Нет, вода не похожа ни на одну цветную полоску.

Воспитатель: Молодец, как мы видим, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода?

Ребенок: Вода не имеет цвета.

Воспитатель: Правильно, вода не имеет цвета. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет. Перед вами стаканы и краски желтого, зеленого, красного и синего цвета. Выберите любой цвет и смешайте с водой.

Когда мы окрасим воду, тогда она меняет цвет.

Вкус воды.

Каков вкус соли, сахара, лимона.

Ребенок: Соль – соленая, сахар – сладкий. Лимон – кислый, лук – горький.

Воспитатель: Хорошо знаком нам вкус молока, хлеба, вареной тыквы. Попробуем воду на вкус. Можно ли ее назвать сладкой, соленой, кислой, горькой?

Ребенок: Нет, нельзя, вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Умница, совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Запах воды.

Мама готовит борщ, печет пирог, а его аппетитный запах вы почувствуете уже за дверями вашей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхайте её.

Ребенок: Вода ничем не пахнет. Она без запаха.

Воспитатель: Правильно, вода без запаха. Это еще одно свойство воды.

Текучесть воды.

Опыт. Это толстая картонка. Нальём немного воды. Что вы заметили?

Ребенок: Вода растекается в разные стороны.

Воспитатель: Умница, правильно. По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной - стекает под углом. Возьмем один стакан пустой, другой с водой. Перельем воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Во всех этих случаях проявляется еще одно свойство воды. Какое же это свойство?

Ребенок: Вода течет.

Воспитатель: Правильно, это свойство называется текучестью. Вода текуча.

Вода растворитель.

Опыт . Перед вами по три стакана с питьевой водой. В один стакан положите немного соли, в другой – сахара, в третий – измельченного мела. Хорошо помешайте воду в стаканах. Наблюдаем, что произошло с солью, сахаром, медом. Попробуем на вкус воду в первом и втором стаканах. Изменилась ли вода?

Воспитатель: Вода в первом стакане стала соленой, во втором стакане сладкой. Теперь обратите внимание на соль, сахар, мел, который мы опускали в воду. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой. Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Теперь проверим прозрачность воды во всех трех стаканах, как мы это делали в опыте 2. Какая стала вода в 3-х стаканах?

Ребенок: Вода в стаканах, куда бросали соль, и сахар осталась прозрачной. А вода с мелом мутная.

Воспитатель: Молодец, почему не видно соли и сахара?

Ребенок: Соль и сахар растворились в воде.

Воспитатель: Правильно, умница. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. А теперь представьте, что вы в лесу. Вам хочется пить. Питьевая вода, которую вы взяли с собой закончилась. А в лужах вода мутная. Мутную воду пить вредно для организма. Можно ли очистить ее так, чтобы она стала чистой и прозрачной. Чтобы ответить на этот вопрос проделаем опыт.

Очистка воды.

Опыт . Берем верхнюю часть бутылки с крышкой. На крышке что вы видите?

Дети: Дырки.

Воспитатель: Кладем туда вату и ставим ее в пустой стакан дном вверх. Наливаем туда мутную от мела воду. Понаблюдаем, как очищается вода.

После сильных дождей и оттепели вода становится мутной. Люди изобрели такие препараты для очистки воды. У кого нет таких возможностей, можно самим очистить воду. Кто попробует?

Ребенок: Можно я?

Воспитатель: Можно. Возьми пустой стакан, воронку, промокательную бумагу. Согни бумагу вчетверо, сделаем из нее бумажную воронку, вставим в воронку, а воронку в пустой стакан. Осторожно налей воду в воронку. Наблюдаем за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверим ее на прозрачность, сделаем вывод. Так можно очистить воду. Такая очистка получила название – фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

Детям предлагается встать и походить как водяные, затем все вновь возвращаются на свои места.

Так, о чем мы говорили на занятии?

Ребенок: О воде и ее свойствах.

Воспитатель: А какими свойствами обладает вода?

Ребенок: Не имеет своей формы, вода - прозрачная.

Ребенок: Вода не имеет цвета, вкуса, запаха.

Ребенок: Вода – текучая и растворяет некоторые вещества.

Воспитатель: Вот сколько разных свойств воды узнали мы сегодня.

Ребята, послушайте, что я еще вам расскажу про воду. Несмотря на то, что на Земле очень много воды, не всю ее можно использовать, не вся она пригодна для питья. Из 100 литров воды пресной только – 2 литра. После их очистки на человека остается только 1,5 стакана. Без воды человек может обойтись всего 2-3 дня, а после наступает обезвоживание организма. Без еды человек может жить 2-3 недели, а без воды – намного меньше, так что питьевой воды мало и достается она нелегко.

Давайте научимся экономить и беречь воду!

Давайте будем помнить об этом и старшие и младшие!

И конечно, никогда не оставляйте ненароком краны открытыми!

Анализ занятия дети проводят сами.