Конспект интегрированного занятия "Откуда хлеб пришел"


Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу;
Познакомить детей со значением хлеба для всех людей;
Познакомить с различными профессиями, трудом людей;
Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
Координация речи с движением;
Развитие мелкой моторики;
Обогащение словаря;
Работа над темпом и ритмом речи;
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
Развитие слухового внимания и памяти;
Учить выбирать родственные слова из текста;
Учить составлять предложения с предлогами, уточняя пространственные отношения;
Закреплять навыки выкладывания схем слов, развивать фонематический слух, анализ и синтез;

Предварительная работа:

Экскурсия на кухню в день выпечки булок;
Лепка из соленого теста и раскрашивание сушек;
Разучивание физкультурной минутки;
Разучивание пословиц и поговорок о хлебе;
Рассматривание иллюстраций “хлебное поле”, “золотая рожь”;
Работа с однокоренными словами;
Работа со схемой слова.

Словарная работа:

Хлебороб, хлебоуборочный, хлебобулочные, нахлебник, пекарня.

Материал и оборудование:

Иллюстрации с хлебобулочными изделиями;
Палочки для выкладывания детьми колоска;
Схематическое изображение колоска.

Ход занятия

Ребенок читает стихотворение:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель. Ребята, как вы поняли, сегодня мы с вами поговорим о хлебе и о людях, которые растят хлеб, хлеборобах и пекут хлеб для нас с вами. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто и печь хлеб. Такой хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня . Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Сейчас у нас в магазинах большой выбор разных хлебобулочных изделий, но такое разнообразие было не всегда. Вы должны знать, что хлеб еще в старину считался самым главным продуктом. Без хлеба не обходилось не одно застолье. Хлеб всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя встречали на Руси хлебом и солью. Люди даже пословицы сложили о хлебе.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о хлебе!

– “Хлеб всему голова”.
– “Хлеб, дар божий, отец, кормилец”.
– “Хлеб-батюшка, отец – матушка”.
– “Береги хлеб для еды”.
– “Хлеба ни куска, так и в горнице тоска”.
– “Худой обед если хлеба нет” и т.д.

Воспитатель. Ребята, молодцы, много знаете пословиц, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, травы и лебеды. Такой хлеб давали по маленькому кусочку, как нам с вами дают на обед. Люди понимали, что хлеб это их жизнь.

Воспитатель. Ребята, помните надо с уважением относиться к каждому кусочку хлеба, не выбрасывать его и не покупать лишнего. Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине. Хлеб не игрушка, им не сори, хлеба к обеду в меру бери.

Воспитатель. Ребята, а кто занимается выращиванием зерна на полях?

– Хлеборобы.

Воспитатель. Да, на бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна с помощью которого можно накормить хлебом всю страну.

Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте мы с вами поиграем в игру, я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечайте на них:

Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.

Воспитатель. Молодцы. Мы сейчас с вами поиграли в игру и поняли какой нелегкий путь должен пройти хлеб, чтобы мы с вами его увидели на столе.

А теперь давайте с вами разгадывать загадки:

Маленькое сдобное колесо съедобное,
Колесо съедобное, я одна его не съем
Разделю ребятам всем. (Баранка.)

В долг зерно возьмет, каравай вернет. (Хлебное поле.)

Отгадать легко и быстро, мягкий пышный и душистый
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)

Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня посадите в печь меня. (Тесто.)

Без чего хлеба не испечешь? (Мука.)

Весь из золота отлит на соломинке стоит. (Колос.)

Воспитатель. А сейчас вы по образцу сделаете фигуру из счетных палочек, что это?

– Колос.

Воспитатель. Сколько палочек мы выкладываем вверх?

– Четыре.

Воспитатель. Сколько палочек наискось вправо?

– Три.

Воспитатель. Сколько палочек мы выкладываем наискось влево?

– Три.

Воспитатель. Молодцы, все справились, соберем все колосья в сноп.

Физкультминутка.

(Выполняется стоя на ковре.)

Из пшеничной из муки,
Испекли мы пироги,
Плюшки, пряники, печенье,
Кексы, торты, калачи,
Булки, бублики, баранки
И достали из печи.
Вот румяный каравай
Приходите к нам на чай. .

Дети ритмично лепят “куличи”, загиба-
ют по одному пальцу, перечисляя то,
что испекли из муки.

Медленно произносят текст дети
Одновременно протягивают обе руки
Соединяют руки в “каравай”,
кланяются с движением руки от груди.

Логопед: Ребята, прохлопайте слова “баранка”, “торт”, “сушка”, “пирог”. Определите самое длинное слово (баранка), короткое слово(торт).

Логопед: Назовите гласные звуки в слове “баранка”, “торт”.

Дети: В слове “баранка” – гласный звук А, в слове “торт” – О.

Логопед приглашает детей сесть за столы

Логопед: Прослушайте внимательно текст стихотворение и назовите слова – родственники, слова – звучащие одинаково.

Х Л Е Б.

Я у мамы не нахлебник,
В магазин схожу за хлебом,
Захвачу и хлебный квас,
Два пакета про запас.
В хлебницу весь хлеб сложу,
Затем маму подожду,
Хлебушка кусок отрежу,
Маму чаем угощу.

Ответы детей: “хлеб”, “хлебный”, “хлебница”, “нахлебник”, “хлебушек”.

Логопед. Какие еще слова-родственники вы слышали к слову хлеб?

Ответы детей: “хлебороб”, “хлебоуборочный”, “хлебобулочные”.

Логопед. У вас на столе лежат схемы “маленьких” слов-предлогов. Назовите их.

Ответы детей (в, на, над, под, из).

Логопед. С любым названием хлебобулочных изделий и “маленьким” словом составьте предложения.

Ответы детей.

Логопед. Ребята, квадраты какого цвета лежат у вас на столе? Что мы ими обозначаем?

Ответы детей: красный квадрат – гласные звуки, синий – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные.

Логопед. Верно. Прошу вас выложить схему слова “сушка”, “хлеб”.

Дети с проговариванием выкладывают на столах звуковые схемы заданных слов.

Логопед. Молодцы! Приглашаю вас собрать сделанные вами сушки из соленого теста на связку и подарить гостям. Будьте внимательными, одевая сушку на шпагат, вспомните и назовите слово, которое начинается на слог -су-.

Ответы детей: “сухарь”, “суша”, “сумма”, “суши”, “суша”, “сумка”, “суфле”, “сухо”.

Дети дарят сушки гостям.