Конспект игры "Умницы и умники"


Программное содержание:

Предшествующая работа:

Ход игры

Учитель. Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости! Я рада всех приветствовать на нашей игре «Умники и умницы».

Сегодня в игре принимают участие воспитанники подготовительной группы детского сада № 64.

Игру буду вести я, зовут меня Стародубова Любовь Александровна. Я хочу вас познакомить с моей помощницей в игре Еленой Александровной Дружининой.

А теперь представляю вам жюри:

  • завуч гимназии № 1 Сержантова Татьяна Петровна,
  • заведующая МДОУ «Детский сад № 64» Маркина Галина Михайловна
  • ученица 7 класса гимназии № 1 Горина Ольга.

Тема игры – «Искусство»:

Искусством люди называют творческую деятельность человека в той области, которую люди считают прекрасной. В искусство включается музыка, поэзия, изобразительное искусство, танцевальное и театральное искусство. Но мы сегодня будем беседовать о театре, изоискусстве и музыке. Если кто-то из участников соревнования не сможет ответить на вопрос, не надо расстраиваться – вам помогут зрители, вернее те дети, которые будут болельщиками. Всем болельщикам за правильный ответ на вопрос вручается «орден умника». А нашему жюри предстоит не только справедливо судить игру участников, но и внимательно наблюдать: кто же из болельщиков первым поднял руку для ответа.

Остается добавить, что в этот поставленный отдельно стул для победителя игры. Помимо права сесть на это почетное мест. Победитель получит еще и подарок.

Итак, наш первый тур – отборочный. Дети, сейчас я вам задам вопрос, вы внимательно слушайте.

– Скажите, пожалуйста, для чего нам нужны произведения искусства: картины, памятники, архитектурные сооружения, музыка, литература и т. д.

(Выслушиваются ответы детей.) Оценка жюри и отбор 3-х детей с мотивацией для игры.

– Итак, в отборочном туре выиграли 3 участника …, …, ….

Теперь посмотрите, перед вами три дорожки: красная, желтая и зеленая. Прежде, чем начнем игру, я вам объясню свойства трех дорожек. Каждая дорожка состоит из трех квадратов. Если участник игры ответил правильно на вопрос, то он переходит на следующую клетку.

В случае неверного ответа, игрок остается на прежней клетке, а болельщики получают право на ответ.

Игра заканчивается, как только участнику зададут по три вопроса.

Теперь посмотрите: перед вами три дорожки: красная, желтая и зеленая. По какой из них вы пойдете, мы решим с помощью следующего вопроса.

Внимание! Сейчас прозвучит музыка. Для вас играет бывшая воспитанница нашего детского сада, а теперь ученица 2-го класса гимназии № 1 Малахова Инна. Она сыграет музыкальное произведение, а вы внимательно послушайте и представьте, как можно подвигаться под эту музыку. А сейчас каждый из вас покажет, как можно двигаться под эту музыку.

Слова жюри:

Для вас звучало произведение композитора П.И. Чайковского, называется «Подснежник». Вы правильно оценили характер музыки и двигались в соответствии с ним. Лучше других двигалась …, ее движения более разнообразные, поэтому она подходит к зеленой дорожке, тема этой дорожки – изобразительное искусство. …, тоже молодец, старалась, но поменьше движений показала, твоя дорожка – желтая, тема этой дорожки – музыка. … – нам понравилось, как ты двигалась, старалась, но надо чуть-чуть побыстрее, твоя дорожка – красная, тема этой дорожки – театр. Двигаться по клеткам, то есть передвигаться с одной клетки на другую вы сможете только при правильном ответе на вопрос.

Итак, первый вопрос о живописи. Посмотрите на эти три картины. Отражают они одну и ту же тему. Какую? Правильно, осеннюю, но написали их разные художники: эту – Шишкин, эту – Левитан. Какого цвета на картине много? Желтого! Правильно, цвета осени. Вот какие нарядные, яркие картины. Художники хотели порадовать нас красотой этого времени года, доставить нам удовольствие. Это время года в своих стихах воспевал великий поэт А.С. Пушкин. Он писал:

Унылая пора! Очей очарованье...
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса...

Этих художников, написавших такие картины, называют пейзажистами. А сейчас вопрос к нашим участникам:

Знаете ли вы, что такое пейзаж?

Ответ: Правильно, это изображение картины природы. И ты передвигаешься на вторую клетку.

А сейчас вопрос залу (болельщикам). За каждый правильный ответ будет вручен орден.

– Какие виды пейзажа вы знаете? (лесной, морской, горный, космический, городской, сельский, фантастический).

Победителям ордена.

А теперь разговор пойдет о музыке и на мои вопросы будет отвечать … .

Вход феи – музыки.

В моей музыкальной стране живут два братца : один – синьор Минор, другой – синьор Мажор. Один из них – грустный, спокойный, медлительный, тихий; другой – веселый, боевой, озорной, проворный. Вы слышали о них? (…)

Но живут они дружно, друг другу не мешают, хоть вместе, хоть порознь – играют. И они передали вам вот эти шары (с изображением грустного и веселого лица).

– Какой шар передал каждый из них?

Как вы поняли, что музыка в зависимости от настроения, переданного в ней, бывает минорной, а бывает мажорной.

А сейчас мое задание: прослушай «Сонатину» композитора Кулау в исполнении ученицы 3-го класса гимназии № 1 и скажи, какая музыка звучала: минорная или мажорная. Правильно. Ты переходишь на вторую клеточку.

А сейчас прозвучит еще одно произведение, и болельщики определят, какая эта музыка: минорная или мажорная. Но выкрикивать не надо, а поднимать руку, победителям – орден.

А теперь мы подошли к красной дорожке, и наша речь пойдет о театральном искусстве.

Славная штука, дети, театр.

Все здесь привлекает наше внимание: и богатство зрительного зала, и занавес, и сцена с декорациями. Театральное зрелище поучительно, занимательно и прекрасно. В театре работает много людей: актеры, служащие, художники, реквизиторы.

А сейчас я расскажу о работе одного человека в театре, не называя его профессии. Все внимательно слушайте, а … ответит. Кто это? В случае неправильного ответа, ответят болельщики.

Когда автор напишет пьесу, он отдает ее в руки именно этому человеку. Тот внимательно читает пьесу, изучает ее и обсуждает с актерами, тщательно проверяет хороши ли роли. Он сочиняет план постановки, подбирает декорации, освещение, темы; проводит репетиции с артистами.

И это все выполняет – ….. (режиссер). И ты уже на второй клетке красной дорожки.

А теперь мы снова беседуем об изобразительном искусстве. И сразу вопрос: «Что такое книжная графика?». Ответ …..

Вопрос к болельщикам: «Каких художников – иллюстраторов вы знаете?»

Ответы. За правильные ответы вручаются медали.

Вопрос второй – и снова о музыке. Прослушайте, пожалуйста, вступление к музыкальному произведению …., перед тобой задача: сказать название произведения и назвать автора.

«А воробьи чирикают» муз. Елисеева, сл. Степанова (инсценирование) все дети.

Второй вопрос о театре.

Театр кукол! С каким нетерпением мы ждем встречи с ним. Куклы все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, воспитывают. Кукольные театры бывают разные. Театральные куклы делятся на два основных вида. Какие? (верховые, напольные).

А какие знаете вы виды кукольных театров? (пальчиковый, теневой, настольный, конусовый, театр ложек, марионетки, би-ба-бо).

Тебя ждет третья клетка в изобразительном искусстве и третья задача.

Перед тобой игра «Андрюшины кубики». Сложить из кубиков можно: портрет художника или одно из пяти произведений этого художника. Образцы изображены вот на этой картине.

Сложи один из образцов, назови автора и название картины. (Васнецов В.М.)

А мы продолжаем двигаться по желтой дорожке и сейчас мы вместе с … приближаемся к третьей клетке в музыкальном искусстве.

… , назови части музыкального произведения (куплет, вступление, проигрыш, припев).

– А вы уважаемые болельщики, ответьте: какие ударные инструменты вы знаете? (барабан, ложки, тарелки, треугольник, бубен, палочки, трещотки, погремушки, маракасы).

А перед тобой последняя клетка в театральном искусстве.

Внимание: сейчас посмотрите отрывок из знакомой сказки в театральной постановке учащихся гимназии № 1. Узнали сказку? Какая это сказка? Правильно: «Волк и семеро козлят». Это – музыкальная сказка на новый лад, поставленная по сценарию Н. Энтина, музыка Рыбникова.

А сейчас я задаю вопрос игроку на красной дорожке: «Скажи, как называют людей, исполняющих роли в спектаклях, постановках?» Правильно, актеры.

А наше жюри сейчас подведет итоги и назовет победителя.

Слово жюри. Поздравления, вручение подарков. Подсчет орденов у умников. Итоги игры.

2 часть

Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, что нас окружает удивительный и прекрасный мир. Человеку всегда хотелось запечатлеть, изобразить прекрасное, все то, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд.

И я приглашаю вас продолжить занятие вот за этими столами. Вместе со школьниками гимназии № 1 попробуем создать свое произведение искусства – подводный мир.

Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет: оно живое. Там в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница – акула, и нарядные веселые рыбки, и необыкновенный морской конек и похожий на инопланетянина осьминог. (рассказ можно сопровождать показом иллюстраций и рисунков). Закройте глаза. Представьте картину подводного мира, (звучит музыка, передающая шум прибоя или шторм). Представили, открываем глаза. Давайте создадим ее вместе. А морем у нас будут вот эти стеклянные сосуды разнообразной формы, которые должны превратиться в стеклянные дворцы с удивительным сооружением из причудливых камешков и различных раковин и водорослей. Что вы будете лепить? (ответы)

Предлагаю детям начать работу. Дети лепят по замыслу морских обитателей и сразу «пускают» в море. (Работа сопровождается тихой, нежной музыкой).

Воспитатель говорит:

«В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять»

По окончании работы дети соединяют отдельные работы в коллективный морской фриз (на отдельном столе), делятся впечатлениями. Воспитатель поощряет детей, подводит итоги, предлагает гостям рассмотреть работы детей. Дети – школьники показывают гостям композиции, созданные дошкольниками и школьниками «В морской пучине».

А непохожи эти работы потому друг на друга, что каждый вложил в нее свою фантазию, воображение, творческие способности. Спасибо, молодцы!

Все дети выходят на середину. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие, посвященное искусству, красоте окружающего на мира.

Красота – утешенье для глаз,
Для души и сердца утеха.
Красота и в природе и в нас –
Звук и отзвук стократное эхо.
Красота не стареет. О нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется
Отгорит, как светильник,
Но свет красоты
Навсегда остается
Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил.