Внедрение эффективных методов и приёмов слухового восприятия и их влияние на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения в школе


С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные, яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушками. Младенцы хватали игрушки руками, ощупывали их, но помимо этого они прислушивались к звукам, которые эти игрушки издавали.

Дети росли и продолжали экспериментировать с предметами окружающего их мира. Подрастая, Дети сами мастерили себе сопелки из стручков акации, дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева в виде птиц. Иногда взрослые лепили свистульки из глины и обжигали их в печи. Все музыкальные игрушки, сделанные взрослыми и детьми, использовались в народных играх. И, конечно, эти игры решали главную задачу – развивать у ребенка слуховое восприятие.

К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки используются родителями до сих пор, но только для игры с младенцами. С детьми же старшего дошкольного возраста взрослые редко играют в игры, развивающие умение слушать и экспериментировать со звуками.

Музыкальные игрушки, которые мы видим на прилавках магазинов, имеют часто не «естественный» звук. К большому сожалению, родители мало внимания уделяют музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание: барабанам, дудочкам, гармошкам, трещоткам, ложкам, свистулькам и т.д. Эти Музыкальные игрушки имеют разнообразные тембры «голоса», в процессе игры с ними у детей старшего дошкольного возраста развивается слуховое восприятие.

Действительно, сейчас очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольного возраста.

Анализ программ по музыкальному воспитанию в ДОУ показывает, что на сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у воспитанников слухового восприятия. Это одно из основных умений, которое будет востребовано, когда ребенок пойдет в школу.

Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Обучая ребенка слушать звуки мира, звуки жизни, я, как педагог так или иначе буду развивать у него умение воспринимать музыку. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни.

Авторы программ по музыкальному воспитанию, по которым я сейчас работаю («Гармония» автор К.В. Тарасова, «Раз – ступенька, два – ступенька…» автор Е. А. Дубровская) часто предлагают для восприятия, в разделе слушания музыки, как небольшие детские пьесы, так и фрагменты более крупных музыкальных произведений.

Работа по проекту проводилась в группе детей с нарушением зрения. Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве и движении. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей. У детей с нарушением зрения слуховое восприятие необходимо всячески развивать и оберегать.

Диагностическое обследование музыкальных способностей, проведенное в начале учебного года, показало, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито восприятие музыкально – художественного образа: умение слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, высказывать свое суждение о прослушанном, так при обследовании 10 человек старшей группы для детей с нарушением зрения, 3 человека (30 %) не узнает и не различает характер музыкальных произведений, 4 человека (40 %) проявляет эмоциональное отношение к некоторым музыкальным произведениям и различает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь и только 3 человека (30 %) из 10 могут узнать знакомые музыкальные произведения по вступлению, мелодии и могут высказать свое суждение о нем.

Анкетирование родителей группы показало, что 6 человек (60 %) слушают детскую и эстрадную музыку, 2 человека (20 %) слушают классическую музыку, но только лишь у половины семей есть дома детские музыкальные инструменты – игрушки, а у 5 человек (50 %) нет таких игрушек вообще.

В результате анализа ситуации возникло противоречие между необходимостью более углубленного развития слухового восприятия и его роли в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе с одной стороны и

недостаточностью внимания к этой стороне развития с другой.

Это противоречие делает одну из актуальных проблему: внедрения эффективных методов и приемов для развития слухового восприятия (Приложение 1) и их влияние на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Все вышесказанное определило выбор темы.

Объект: Образовательный процесс в дошкольном учреждении.

Предмет: Эффективные методы и приемы для развития слухового восприятия.

Цель: Развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умение слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные звуки.

Задачи:

  1. Выделить эффективные методы и приемы для развития у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия.
  2. Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с музыкальной культурой, музыкальными инструментами.
  3. Вовлечь дошкольников в разные виды детской деятельности:
    • Художественно – эстетическую;
    • Познавательно – речевую;
    • Музыкально – театрализованную;
    • Игровую;
    • Продуктивные виды деятельности;
  4. Уметь импровизировать со звуком при игре на самодельных игрушках – инструментах.
  5. Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

Гипотеза:

Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать:

  • У детей – развитию слухового восприятия, что влияет на развитие музыкальных способностей, которые необходимы для успешного обучения в школе.
  • У родителей – обогащению приемов взаимодействия с детьми при организации совместной деятельности, формированию детско – родительских отношений.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.

 Длительность проекта: 2 месяца

Проектная часть.

Содержание музыкальной деятельности.

Тема, включенная в один из разделов музык. занятия Задачи

Вид деятельности

Репертуар
  Где живут звуки?      
1. Звуки улицы. Познакомить детей со звуками окружающего мира: дома, улицы. Музыкально- ритмические движения.

Пение

игра – танец «Машина»

/из передачи «Улица Сезам»/

«Часы» Фроловой

2. Звуки дома.
3. Звуки природы. Лето. Познакомить детей со звуками окружающей нас природы; звуками лета: насекомые, птицы, дождь, ливень и т.д. Слушание

Пение

Оркестр

«Песня жаворонка» муз. П. Чайковского

«Никого не обижай» муз. Н. Тимофеевой

«Дождик» рус. нар. мел.

«Зонтик» К. Макаровой

«Дождь» (звуки природы)

4. Гром, дождь, ливень.
  Звук живет в любом предмете.      
5. Деревянные и металлические. Знакомство детей с немузы- кальными звуками.

Знакомство детей со свойст-вом различных звуков. Умение их распознавать в окружающем мире.

Слушание

Пение.

Оркестр

«Марш деревянных солдатиков» Чайковского

Звукоподражание

«Повтори звук»

/игры с инструментами/

6. Стеклянные звуки.
7. Звук- волшебник. Познакомить с музыкальными звуками, отличие их от шумов

Закрепить названия музыкаль- ных инструментов, вспомнить способы игры на них. Познакомить с новыми.

Слушание

Музыкально – дидактические игры

«Танец феи Драже» муз. П. Чайковского

«Сыграй имя»,

«Спой и сыграй свою любимую песню»,

озвучивание рус. нар. сказки «Теремок»

8. Инструментов много знаем и сейчас на них сыграем…
9. Инструменты разных стран. Россия. Познакомить с музыкальными инструментами России: шар- кун, рубель, деревянные па- лочки, коробочка, гусли, коло-тушка, бубен, бубенцы, треугольник, молоточек. Изготовление их из бросового материала. Слушание

Музыкально – ритмические движения

Оркестр

«Камаринская» муз. П.

Чайковского

рус. нар. игра «Катя – Катерина»

«Светит месяц, светит ясный»

10. В звуках мир наш отражен. Уметь озвучивать стихи и сказки с помощью самодель- ных музыкальных инструмен- тов Музыкально – ритмические движения рус. нар. хороводная игра «Теремок»
11. Радуга звуков Повторить названия музыкальных инструментов и способы игры на них.

Закрепить знания о звуках шумовых и музыкальных. Исполнять муз. произведения, озвучивать стихи и сказки с помощью самодельных музы- кальных инструментов, вместе с родителями.

Музыкально – ритмические движения

Все виды музыкальной деятельности:

пение, слушание, движение, игра на ДМИ, творчество

«Дружный оркестр» муз. Завалишиной

«Этюд с музыкальными инструментами» Госсека

12. Итоговое развле- чение с участием родителей:

«Повсюду музыка звучит» /праздник звуков/

Содержание совместной деятельности музыкального руководителя с педагогами, специалистами и родителями.

Работа с детьми.

Познавательная деятельность

  • Экскурсии ( в Детскую школу искусств);
  • Рассматривание фото, иллюстраций, репродукций музыкальных инструментов (полочка красоты в группе)
  • Экспериментирование, опыты:
    1. Музыка или шум
    2. Почему все звучит?
    3. Откуда берется голос?
    4. Где живет эхо?
    5. Как сделать звук громче?
    6. Коробочка с секретом.
    7. Как появляется песенка?
    8. Спичечный телефон.
    9. Почему комар пищит, а шмель жужжит?
    10. Почему мышонок не услышал щуку? (Приложение 2)
  • Составление и разгадывание ребусов и кроссвордов о ДМИ:
    1. детьми
    2. совместно детьми и педагогами
    3. совместно детьми и родителями. (Приложение 3)

    Продуктивная деятельность

  1. Рисование:
    • Звуки и шумы, окружающие нас (улица, дом, природа)
    • музыкальные инструменты
    • Иллюстрации к художественным произведениям.
  2. Изготовление панно: предметы, издающие стеклянные, металлические, деревянные звуки.
  3. Контурное вырезывание изображений музыкальных инструментов (барабан, румба и др.)
  4. Изготовление музыкальных инструментов – игрушек России из бросового материала (рубель, бубен, гусли, треугольник, коробочка, бубенцы, палочки, колотушки, молоточек)

Художественно – речевая деятельность

1. Чтение художественных произведений и их озвучивание.

Сказки:

  • Русская народная сказка «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Мороз, солнце и ветер» ( в обработке М. Булатова)
  • английская народная сказка в пересказе С. Михалкова «Три поросенка»
  • украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской
  • «Сказка о громком барабане» С. Могилевская.
  • русская народная сказка «Теремок», «Колобок»

Песни: («Лесная песенка» В. Витлина, «Кап- кап» муз. Е.Тиличеевой, «Лягушка» муз. Е. Фроловой, «Часы» муз. Е. Фроловой, «Слон и скрипочка» муз. В. Кикты, «Никого не обижай» муз. Н. Тимофеевой, различные звукоподражания)

Стихи, потешки:

(«Дождик» ст. Б. Заходера, «Лягушка» ст. Н.Некрасовой или В. Шумилина, «Мышка», «Дятел» ст. Б. Пака, «Строитель» ст. Г. Ладонщикова, «Часы» Б. Троцюка, «Вовин барабан» Пришельца) (Приложение 4)

2. Загадывание загадок :
  • Предметы дома, быта, природы, улицы.
  • Музыкальные инструменты. (Приложение 5)
3. Викторины о звуках, о музыкальных инструментах (Приложение 6)

4. Составление описательных рассказов – загадок детьми о детских музыкальных инструментах. (Приложение 7)

5. Студия «Детсад – фильм» представляет зарисовки: «Мы играем и поем!»

Игровая деятельность

  • сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «День рождения игрушки», «Концерт для мам».
  • дидактические игры и упражнения («Где живут звуки?», «Музыкальные загадки», «Чей это марш?», «Солнышко и тучка», «Определи инструмент», «Определи по ритму, по темпу», «Повтори звуки», «Наш оркестр») (Приложение 8)
  • изготовление детьми музыкально-дидактических игр «Узнай звук», «Собери картинку» (Приложение 9)

Театрально – музыкальная деятельность

  • Исполнение песен о музыкальных инструментах: «Веселый колокольчик» муз. В. Кикты ст. В. Татариновой; «Бубен» муз. М. Красева ст. Н. Френкель; «Труба», «Барабан», «Балалайка» ст. Е.Тиличеевой ст. Н. Наденовой; «Музыкальная шкатулка» муз. Ю. Чичкова;
  • изготовление костюмов «Мы – музыкальные инструменты»: барабан, колокольчик и т.д.


  • мини – пластические двигательные импровизации: «Танец капелек» муз. Е. Гомоновой, «Лошадка» муз. Е. Макшанцевой, «Дружный оркестр» муз. М. Завалишиной.
  • музыкально – театрализованное представление «Повсюду музыка звучит» с дефиле костюмов
  • Разучивание песен – инсценировок, песен – загадок о музыкальных инструментах («Труба», «Балалайка», «Гармошка», «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой, ст. Н. Найденовой;«А у меня есть флейта» ст. и муз. Э. Фриме; «Ежик и барабан» муз. В. Ефимова, ст. Г. Виеру; «Дудочка» муз. . Парцхаладзе, ст. П. Синявского; «Музыкальная шкатулка» муз. Ю. Чичкова, ст. З Петровой; песенки – загадки «Балалайка», «Гармонь», «Дудочка» муз. В. Агафонникова, ст. З. Петровой;

Музыкальные игры:

  • Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Собери картинку – звуки вокруг нас»
  • Мини – спектакли с самодельными инструментами – игрушками для малышей (озвучивание песен, стихов и сказок). Вручение игрушек - самоделок малышам в подарок.

Взаимодействие с семьей.

  1. Консультация в групповой журнал для родителей и детей «Природные и самодельные музыкальные инструменты» (Приложение 10)
  2. Конкурс по изготовлению природных и самодельных музыкальных инструментов из бросового материала (награждение лучших на празднике «Повсюду музыка звучит»)
  3. Выставка поделок из бросового материала: самодельные инструменты (на празднике)
  4. Совместные мини – постановки, инсценировки стихов (на итоговом празднике) Развлечение «Повсюду музыка звучит» (Приложение 11)
  5. Изготовление детских костюмов к дефиле «Мы – музыкальные инструменты»

Взаимодействие со специалистами ДОУ.

  • Преподаватель изодеятельности
  • Дефектолог группы
  • Педагоги группы

Итоговое мероприятие.

Праздник для детей и родителей «Повсюду музыка звучит!»

Использованная литература:

  1. Т.Н. Девятова «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Линка – пресс, Москва, 2006 год.
  2. О. П. Радынова «Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации». Москва, 1999 год.
  3. В.П. Ермаков, Г. А. Якунин «Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения», Москва, «Владос», 2000 год.
  4. Т. Э. Тютюнникова «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа» / журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1997 год/
  5. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва, 2001 год
  6. Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», Москва, 1995 год.
  7. Н. А. Ветлугина «Детский оркестр», Москва, 1976 год.
  8. В. Жилин «Орф – урок», Екатеринбург, 1995 год.
  9. Л.Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста, Москва, 1998 год.
  10. Н. Г. Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников», Москва, 1982 год.
  11. И. П. Манакова, Н. Г. Салмина «Мир звуков». Свердловск, Музыка, 1991 год.
  12. М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль, 1997 год.