Конспект занятия по экологии "Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!"


Цель: Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать некоторые знания об обитателях леса; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; формировать логическое мышление, разнообразное представление о природе; учить детей видеть красоту леса и радоваться ею; воспитывать бережное отношение к обитателям леса и стремление принять активное участие в их охране.

Подготовка к занятию: ознакомление с обитателями леса и растениями; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок; изготовление кормушек и скворечников для птиц; наблюдение на участке д/с; заучивание стихотворений о природе.

Словарная работа: активизация: санитар леса, обогащение: пернатые, плоды, крона, аптечка, лесной оркестр.

Ход занятия

“Полны весенней музыки края –
И сад, и лес, и степь невообразимая.
У каждой птицы песенка своя,
Своя родная и неповторимая
Поют пернатыевесь белый свет внимает,
Весна на дудочке серебряной играет.”

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне)

Какое же сейчас время года? (Весна)

Давайте вспомним как пришла весна? (Стало ярко светить солнышко, снег стал таять, потекли ручьи, набухли почки, из почек появились листочки, выросла трава, распустились весенние цветы)

– А почему так много стало птиц? (Прилетели из тёплых краёв)

Чем же так озабочены птицы неся в клювах солому, пушок? (Вьют гнёзда)

– Что ещё нам подарила весна? (Цветы – одуванчики, подснежники, зелёную траву, проснулись бабочки, жучки)

– Да, всё оживает вокруг. (Рассказ воспитателя “Весна пришла” Скрябицкого)

Весна-красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки, овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки.”

Хотите, ребята, побывать в таком чудесном, сказочном лесу?

– Тогда давайте отправимся на поезде в лес, доедем до станции “Лесная”, где и совершим свою прогулку. (Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колёс, поют песню)

– Станция “Лесная”.

– Ребята, прежде, чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:

– Не срывать в лесу цветы.

– Не ломать ветки.

– Не ловить птиц.

– Не топтать траву, цветы.

– Не оставлять мусор в лесу.

– Ребята, необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться в лесу, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что-то случится с лесными жильцами – необходимо оказать помощь. Поэтому мы взяли с собой аптечку.

Звучит фонограмма “Шум леса”.

– На горе, как поясок,
Молодой блестит лесок
Редкий, низкорослый,
А шумит, как взрослый.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
А на маленькой берёзке
Распускаются серёжки.

Дети подходят к берёзке.

– Что это за дерево? (Берёзка)

– Что вы на ней видите? (Серёжки, почки)

– Почки очень нежные и трогать их нельзя.

– Давайте рассмотрим берёзку, из каких частей она состоит? (Ствол, ветки)

Дети двигаются дальше.

– Что же это за девица?
Не швея, не мастерица?
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)

– Как вы узнали, что это ёлка? (У ёлки ветки растут снизу, веточки тянутся к солнцу, на ветках растут иголки)

– Листочки у ёлки в виде иголочек, а шишки – плоды, они служат кормом для лесных жителей. Да, нельзя себе представить землю без деревьев. А какие деревья знаете вы? (Берёза, ёлка, сосна, рябина и т.д.)

– У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Не все деревья красивые, но их нужно беречь и охранять.

– А кого же можно встретить в лесу на деревьях? (Птиц)

Звучит фонограмма “Пение птиц”.

– Слышите пение птиц – это лесной оркестр. Ранним утром все лесные жители поют и играют кто на чём и кто как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса синичек “тинь-тинь”. Как поёт синичка? (Дети повторяют) Можно услышать и барабанную дробь дятла “тр-р-р, тр-р-р”. Как барабанит дятел? (Повтор детьми)

Показ иллюстрации с изображением дятла.

– Здравствуй дятел, наш приятель! Дятел, это лесная птица. А как можно о нём ещё сказать? (Дятел – санитар леса)

– А почему его называют санитаром леса? (Он долбит больные деревья и достаёт своим длинным язычком жучков и червячков)

– А если в лесу живёт много дятлов, какая будет польза лесу? (Деревья будут здоровыми)

– Побывал дятел на дереве, подолбил ствол и перелетел на другое дерево. Отгадайте, кто летает за дятлом?

“Сияет в золоте лучей
Зелёная косичка
У кладовщицы на плече
Сидит, поёт, кто?” (Синичка)

Показ иллюстрации с изображением синицы

– Посмотрите, какие красивые синички. Перья у синичек жёлтые, чёрные, белые. Крылья и хвост покрыты перьями синего цвета, поэтому их и назвали синичками. У синички клюв очень маленький, слабый, поэтому и летают они за дятлами, достают после них жучков и червячков.

– Скажите, какую пользу приносят синички. (Они тоже санитары леса)

– Что же происходит в жизни птиц весной? (Они откладывают яйца, высиживают птенцов)

– Каких птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

– Ребята, послушайте, какую историю я вам расскажу: “Однажды мальчик с мамой пошёл в лес. “Смотри мама – птичка летает низко”, я её поймаю, пусть она поживёт у нас”. “Нет, этого делать нельзя”, - сказала мама”

– Почему мама так ответила сыну? (Птиц лесных ловить нельзя, потому, что в неволе они погибнут)

– Поэтому, ребята, гнёзда вы не разоряйте, птичьих гнёзд не трогайте, яичек тёплых не берите, птиц друзья, вы берегите!

Ребята:

Нет, мы не будем разорять
Вам слово всех ребят
Пусть птичьи песенки опять
В лесу у нас звенят.

Звучит фонограмма “Шум леса”

– Давайте поговорим с лесом:

Физкультминутка

В: Что ты делаешь мой лес?

Д: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).

В: На кого похож ты лес?

Д: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).

В: Почему ты зелен лес?

Д: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).

В: Сколько лет тебе, мой лес?

Д: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).

В: Сколько птиц ты знаешь лес?

Д: Сколько листьев, трав и ряски (попеременно размахивают руками).

В: А когда запел ты лес?

Д: В миг, когда возникли сказки.

– Мы продолжаем нашу прогулку. Лесные обитатели живут не только на деревьях, но и на земле. Присмотритесь внимательно:

“С ветки на кочку, быстрый, как мяч

Прыгает по лесу полосатый ловкач”

– Кто это?

Показ иллюстрации бурундука.

– Бурундучок – житель тайги – это земляная белка. Хвост у него пушистый, на спинке 5 чёрных полосочек. Бурундучок очень любит орехи. Сам он добрый, трудолюбивый, доверчивый.

– Ой, посмотрите, кто это осторожно крадётся? Хвост пушистый, мех золотистый.

Показ иллюстрации лисы.

– Что можно сказать про лису? (Хитрая, хищная, рыжая, лукавая, обманщица, плутовка и т.д.)

– Каких лесных зверей ещё вы знаете? (Ответы детей)

Дети выходят на опушку леса.

– В лесу, где стоят высокие деревья – прохлада и тень, а в местах, где ярко светит солнце растёт много разных цветов и трав.

– На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

– Пройдите, покажите на полянке одуванчики.

– А кто знает стихотворение про одуванчик?

Чтение стихотворения одним из детей.

– Ребята, я сейчас познакомлю вас с новым растением. Его называют багульник. У багульника белые густые зонтики цветов. Листья у него кожистые, темно-зелёные. Его цветки сверкают белизной даже в темноте.

– Так как называется этот цветок? (Багульник)

– Я хочу рассказать вам одну историю.

“Однажды девочка гуляла с мамой в лесу. Там было много-много красивых цветов, пели птицы. Девочка увидела большой красивый цветок, и хотела его сорвать, но мама ей сказала: “Не трогай цветочек руками, не рви его””.

– Почему мама не разрешила дочке сорвать цветок? (Цветы – это красота леса. Если их рвать – не будет красиво в лесу)

– Ребята, а почему ещё нельзя рвать цветы? (В цветках, в их серединках прячутся на ночь насекомые. Если мы сорвём цветы, то насекомые останутся без домиков.)

– Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства не бесконечны, поэтому её нужно беречь и охранять.

“Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина”

– Охранять природу – значит охранять Родину!

– Посмотрите, нужна ли наша помощь в лесу? (Дети ходят по лесу и делают добрые дела: лечат веточки, вешают по деревьям кормушки и скворечники для птиц)

– Ой ребята, посмотрите, под ёлкой я нашла корзинку с подарками. Я думаю, что лес и его лесные жители благодарят нас за помощь.

– Мы гуляли долго, каждый очень рад,

Но пора вернуться нам к обеду в детский сад.

Мы за все подарки лес благодарим

Снова днём погожим, ярким будет встреча с ним.

Дети занимают места в поезде и уезжают.

- Ребята, кому понравилось занятие, кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет “Красный листочек”.

- А кто считает, что занятие было неинтересное и знания полученные на занятии уме не пригодятся, возьмите “Зеленый листочек”.