Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи по теме "Гласные звуки [А], [У], [И]"


Цели занятия:

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: звуковички, карта, осенние листья, корзинки, грибы-картинки, сухие веточки, дидактическое пособие "звуковая мозаика" (поле 3х3, квадраты красного, желтого и коричневого цвета), карточки буквенных сочетаний, карточки с предложениями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент.

Психогимнастика

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!

Ориентировка в пространстве

Но у нас еще есть гости. Они маленькие и очень любят играть. И сейчас Они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. Один наш гость спрятался НА полке, второй - В корзине с конструктором, а третий - ПОД столом.

II.

Как вы думаете, кто это? (это звуковички, символы гласных звуков).

Угадайте, как их зовут.

По артикуляции дети угадывают имена Звуковичков.

Пропевание звуков с движениями рук

Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).

Давайте споем песенки этих звуков.

А - Поднять руки вверх. Произнося гласный [а-а-а-а:], плавно опускаем руки через стороны вниз, описывая большой круг.

У - Пальцы правой руки собраны в щепотку и находятся возле губ. Произносим гласный [у-у-у-у:], вытягиваем губы трубочкой и "тянем ниточку" правой рукой от губ вправо-вверх и "отпускаем" (раскрываем пальчики).

И - Руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч, пальчики собраны в щепотки около уголков рта. Произносим гласный [и-и-и-и:], растягиваем губы в улыбку и плавно разводим Руки в стороны ("тянем ниточки"), раскрываем пальчики ладонями вверх.

(Данные упражнения особенно эффективны при дизартрических нарушениях артикуляционной моторики).

Дыхательное упражнение:

Ребята, Звуковички приглашают нас к себе в гости, в королевство гласных звуков. Идем? А не заблудиться нам поможет карта. Но:

Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Опавшие листья закрыли карту. Какие это листья? (березовые, дубовые, кленовые)

Давайте представим, что мы "ветерок" и подуем на листочки. Вот наша карта. Так, давайте посмотрим, что мы встретим на пути. Мы должны пройти через лес, по волшебной тропинке дойти до реки, по мостику перейти реку и мы придем в замок гласных звуков.

Прежде, чем мы отправимся с вами в путь, давайте сделаем красивые коврики из осенних листочков.

Дети проходят к столам.

Раз, два - выше голова.
Три, четыре - плечи шире.
Пять, шесть - тихо сесть.

"Звуковая мозаика"

Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем красным квадратом, [У] - желтым, [И] - коричневым.

Логопед произносит слова: утка, автобус, индюк, игла, улитка, астра, альбом, игрушки, уши.

Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат.

Замечательно. А теперь в путь.

Физкультминутка.

    Осенью в лесу.
Заходи в осенний лес! Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.
Много здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот березки золотые стоят, Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки на нас глядят - Приседают и выполняют упражнение

"Грибок".

В корзинку прыгнуть хотят. Встают и выполняют упражнение "Корзинка".

Упражнение "Грибок". На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка". Пальцы переплести "замочком". Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).

Дифференциация картинок.

Вот мы и в лесу. Кто это у нас под деревом? Гномы. Они согласны пропустить нас через лес, если мы поможем им собрать грибы и разложить по корзинкам. В первую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [А], во вторую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [У] и в третью - картинки, названия которых начинаются со звука [И]

На обратной стороне изображений грибов - картинки. Каждый ребенок берет гриб, называет картинку, определяет 1-й звук и кладет в соответствующую корзинку.

Выкладывание букв из палочек.

Ребята, гномы благодарят нас за помощь. Давайте мы им на память выложим из сухих веточек буквы А, У, И.

"Волшебная тропинка".

По волшебной тропинке пройдет только тот, кто сможет прочитать буквенные сочетания.

АУИ ИУА УИА АИУ ИАУ УАИ

Мост через речку.

Через речку перебраться можно по волшебному мосту. Он появится, если вы сможете прочитать предложения.

Самомассаж лица.

Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков.

Наш путь был такой долгий, надо немного отдохнуть.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

III. Итог занятия.

Принцесса гласных благодарит вас за то, что вы помогли Звуковичкам добраться до ее замка и дарит вам изображения звуковичков.