Конспект занятия по формированию нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста: "Я люблю моих друзей – мои друзья любят меня"


Цель: формировать ценностное отношение к категории ЛЮБОВЬ.

Задачи:

  1. Обогащать представление детей о ценности ЛЮБОВЬ; раскрыть смысл нравственной ценности ЛЮБОВЬ.
  2. Развивать ценностное отношение к категории Любовь; развитие у детей чувств: дружелюбия, заботы, жертвенности, стремление помочь тому, кто в этом нуждается.
  3. Формировать у детей навыки поведения (человеколюбия, способности принимать другого таким, какой он есть).

Материал к занятию: колокольчик, диск с музыкой Д.Христовой “Золотые капельки”, мяч.

Предшествующая работа:

1. Заучивание пословиц о ЛЮБВИ.

2. Заучивание песни “Улыбка”.

Конспект

1 этап

- Ребята, давайте встанем с вами в наш круг любви, дружбы и радости, который поможет нам оказаться в новой стране. Но что это за страна, я пока не скажу. А сейчас посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало. А теперь погладьте друг друга по голове ласково, чтобы было приятно. Ребята, скажите, что нового, интересного вы увидели друг в друге? А теперь давайте споем нашу с вами любимую песню “Улыбка” (покачиваясь, рука в руке, дети пропевают песню - один куплет).

Ребята, опустите руки и представьте, что идет теплый дождь. подставьте ладоши под дождик.

Этюд “Золотые капельки

(Эмоции удовольствия и радости)

Воспитатель: идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. дождь стал золотым. Мы подставляем лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний теплый дождь.

(Звучит музыка Д.Христовой “Золотые капельки”)

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы расслаблены, плечи опущены.

- Прошла мимо тучка, закончился дождик, подставьте лицо и руки солнышку.

И вот, ребятки, лучи теплого солнышка переносят нас (звенит колокольчик) в сказочную страну Доброландию – это добрая страна.

Воспитатель: Все откройте глазки. Посмотрите, мы попали в сказочную страну. В этой стране Все люди очень дружат и любят друг друга.

Беседа с детьми: Ребята, а как вы думаете, что такое любовь? Что значит любить кого-то? (Заботиться, помогать, уважать, делать что-то, чтобы порадовать).

- Любовь – это глубокое сердечное чувство человека к окружающим его людям. Это самая главная ценность на земле. Если любишь, то принимаешь человека таким, какой он есть и стараешься помочь ему стать лучше. Любить людей - значит думать в первую очередь о других и стараться сделать им что-то хорошее. Очень важно любить своих друзей6 помогать, уступать, утешать, сопереживать, заботиться, делать то, что может их порадовать.

2 этап

- Давайте поиграем с вами в игру: “Я знаю пять имен своих друзей”. Один из детей кидает пять раз мячом об пол со словами: “Я знаю пять имен друзей: Ваня – раз, Лена – два… и т.п.”, затем передает мяч другому ребенку. Мяч должен обойти всю группу.

“Твое имя похоже…”

Выбирается водящий, остальные дети придумывают цветок, на который похоже его имя. Ребенок, назвавший цветок, который больше всего ему понравился водящему, становится следующим водящим.

“Кто сильнее любит” Выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: “Мы любим…(имя водящего)”. Водящий определяет, какая группа кричала громче, считается, что она выиграла.

- Теперь давайте вспомним с вами пословицы о любви (дети называют заученные ранее пословицы:

1. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

2. С кем поведешься, от того и наберешься:
    От пчелки медки, от жучка навозцу.

3. От того терплю, кого больше всех люблю.

4. Ешь с голоду, а люби смолоду.

5. Сердце сердце чует.

6. Что есть вместе, чего нет пополам.

Воспитатель читает стихотворение С.Михалкова “Хорошие товарищи”.

Мальчик Миша мается
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить…
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!..
Молча с духом собирайся
И смелее говори!

- Можно ли детей назвать доброжелательными? Можно ли сказать, что дети любили Мишутку?

- В чем это проявляется? (Дети поддерживают, подбадривают Мишу. Они не дразнят его, не смеются над мальчиком)

В ходе беседы педагог обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

Воспитатель утверждает, что все дети любят своих друзей, стараются делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.

3 этап

Воспитатель:

Нет жизни без любви,
Любви – без ласки,
И детства нет,
Когда оно - без сказки.

О.Рыженкова

Воспитатель объясняет детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает.

Воспитатель читает отрывок из рассказа З.Ежиковой “Крот и его друзья”.

Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность.

Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она-то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ее ветку…

Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.

Птенец, а пищал конечно же, он,- обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители- орлы- улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался…

- Не плачь, - утешил малыша Кротик.

- Я тебя не брошу.

Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

- Ну-ка, открывай рот! - командовал он.- Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусна? Тот, кто хочет вырасти, должен хорошо кушать!

По дороге они освободили он цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!

Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

- Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

Вопросы воспитателя:

- Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь)

- Какие еще добрые поступки делали герои сказки? (Кротик заботился о птенце, учил его есть. Кротик и птенчик освободили собаку)

- Как собака отблагодарила Кротика?

- Вы радовались вместе с героями их добрым делам?

- А давайте все вместе попробуем придумать продолжение этой сказки. (Кротик, птенчик и собака стали добрыми друзьями, заботились друг о друге, помогали, всегда защищали друг друга. Кротик очень любил своих друзей, а друзья, в свою очередь очень любили Кротика за его доброе сердце.

В свободное время воспитатель помогает детям организовать игру по сюжету сказки.

Этюд “Встреча с другом” (выражение эмоции радости)

Воспитатель: У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а друг уехал на юг. Один раз идет мальчик по улице и видит как на остановке троллейбуса выходит его друг. Как же обрадовались они друг другу (2-3 раза).

Выразительные движения: объятия, улыбка.

Покажите, как встретились друзья (по парам).

Итог занятия:

Сегодня на нашем занятии мы с вами говорили о любви к своим друзьям, о том, что если ты любишь своих друзей, всегда готов прийти им на помощь, заботишься о них, способен принимать своих друзей такими, какие они есть, то и твои друзья будут тебя любить, во всем тебе помогать и всегда придут тебе на помощь.

А сейчас мы с вами возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу свою любовь, от самого сердца.

Открывайте глаза. Мы с вами вернулись из доброй страны, и я надеюсь, что каждый из вас, ребята, взял из нее для своего сердца чуточку любви, доброты, дружелюбия и милосердия.

Библиографический список

  1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. - Изд. 2-у перераб., доп. -М.: ТЦ Сфера, 2009. - 160 с.
  2. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб-метод. Пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 80 с.
  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст]: занятия, игры, упражнения/ Р.Р.Калинина. - СПб.: Речь, 2002. - 160 с.; ил.
  4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей и методистов. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.
  5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Воспитание дошкольника, 2004. - 208 с.
  7. Хухлаева О.В. и др. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2005. – 175 с.
  8. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”. 2003. – 112 с.