Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи


Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть в сказку, и это приносит им радость.

Взрослые, говоря о “сказочном мире детства”, ошибочно полагают, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе и радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и, зачастую, мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. что же порой помогает ему преодолеть эти трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что всё закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло – будет наказано.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы, звери и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она ТЕАТР!

Погружаясь в сказку, дети испытывают радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Часто дети, вживаясь в образ героя, испытывают такие эмоции, которые раньше были им незнакомы. Возможно, они наблюдали их со стороны, но самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в той или иной ситуации им нелегко. Вот здесь и придет на помощь театрализованная сказка.

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Во многих семьях книги ушли на 2 план, их место заняли видеокассеты, диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется родителями; компьютерные игры. У детей появляются новые герои, часто не отличающиеся душевностью и нравственной чистотой.

Почему мультфильмы про Чебурашку имели и имеют грандиозный успех в Японии? Иностранцы понимают: такого мастерства и душевного вложения в создании фильма, как в России, нигде в мире нет. Этот зверёныш обаятельный, беззащитный— и в этом секрет его успеха. Рядом с ним ребенок сам чувствует себя сильным.

Я работаю в логопедической группе, с этими детьми – третий год. Начала работать с развития интереса к театрализованным играм, обогащения знаний о театре.

Наши дети знакомы со многими русскими народными сказками. Мы отбираем для чтения тексты, имеющие воспитательную ценность, художественную выразительность языка. Предоставляем возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, оценивать поступки героев произведения. При рассматривании иллюстраций уделяем внимание анализу эмоциональных состояний персонажей (“Что с ним?”, “Почему он плачет?”, “Почему рассердился Крокодил?”)

Наши воспитанники пришли к нам из разных групп детского сада, и мы сразу столкнулись с тем, что они не умели общаться друг с другом, часто ссорились, не уступали игрушки. В процессе общения между собой некоторые дети обнаружили повышенную возбудимость, другие дети – вялость, апатию. Есть дети чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо обидчивости, требующие внимания только к ним.

Поэтому, учитывая особенности наших детей, включали в работу игры и этюды, воспитывающие сочувствие, ласку и доброту, нежность. Например, игра “Спи, Танюшка”. Цели и задачи: воспитание нежности и ласковости, развитие воображения и выразительности движений. Дети поют колыбельную песню по две строчки, сидя на стульчиках и передают куклу – малыша осторожно, “чтоб не разбудить” ребенку сидящему рядом. Во время исполнения песни ребенок с нежностью и любовью смотрит на куклу:

“Баю-баю-баю! Куколку качаю, куколка устала, целый день играла. Положи, Танюшка, щечку на подушку, вытяни ты ножки, спи скорее, крошка.”

Эмоции в дошкольном возрасте недостаточно развиты, особенно детям трудно выражать эмоциональное состояние, чувства словами, поэтому они часто обижали друг друга, толкались. Перед нами стояла цель: научить общаться, понимать чувства своих товарищей. Работали над интонационной выразительностью речи: разные слова и слоги учились произносить с различной интонацией. Игра “Повтори фразу”. Цель: развитие выразительности речи. Описание игры: воспитатель называет фразу (например: “У меня есть котенок”), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью. Или произносить слоговые сочетания (например: “Ля-ля-ля”), так же с интересом, с радостью и т.п.

Мы учим детей говорить о своих чувствах, чтобы они меньше действовали кулаками. Это один из основных приёмов, способствующих уменьшению агрессии. Например, два ребенка ведут диалог. Данил: “Ты забрал мою игрушку, а мне обидно…” Артур: “Но ведь я тоже хочу играть этим самолетом!” Данил: “А давай играть вместе!” Артур: “Давай”. Дети стали более сдержанными, научились договариваться друг с другом, стало меньше конфликтов между ними.

Мы стараемся у каждого ребенка найти что-то хорошее, необычное, что значительно поднимет его в глазах детского коллектива. Например, Сёма пришел к нам скрытным, неразговорчивым, держался в сторонке и дети относились к нему как к малышу. В индивидуальной работе над интонационной выразительностью речи, движениями стало понятно, что ребенку очень нравится театрализованные игры, этюды. Провели индивидуальную работу в семье. Мальчик настолько ярко стал проявлять себя в театрализованной деятельности, что отношение детей к нему значительно изменилось. Они приняли мальчика в свой коллектив как равного. Он научился с помощью выразительных движений, жестов, мимики показывать разное настроение: удовольствие, отвращение. Например, этюд “Кошка”. В основе этюда – стихотворение Г.Сапгира “Кошка”:

- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в товарищи – щенка?
- Фрр!

Чтобы детям было интереснее, используем игры, упражнения, связанные с познавательной деятельностью. Например, игра – драматизация стихотворения “Грибы”: “Я мухомор красный! Гриб опасный”. (Грозит пальцем, шагает, заносчиво подняв голову). “А я – лисичка, рыжая косичка”. (Пробегает на носочках). “Я – волнушка, розовое ушко”. (Кружится, показывает на ухо рукой, наклонив голову). “А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок”. (Идет, согнувшись, как будто опирается на палочку). “Пятый гриб – белый, ешь его смело”. (Выступает вперед, широко разводит руки в стороны, улыбается). Все дети вместе танцуют. Здесь идет работа над выразительными движениями и жестами.

Театрализованные игры помогают нам в решении программных задач: развитие речевого дыхания и голоса. Например, упражнение “Разговор овощей”, где дети говорят о своих чувствах: один хвастается, а другой обижается. Ребенок произносит слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обижено). Красный и красивый Помидор хвастается перед Огурцом: “Па- пу, пы-по!”. Огурец обижается: “Пы-бы, по-бо”.

С помощью мимики учим детей выражать эмоциональное состояние. А развитие эмоционального мира детей способствует формированию межличностных отношений.

Учим образно перевоплощаться с помощью пластических этюдов.

Вот какой дуб.

А я — капуста.

Родители наших воспитанников – активные участники педагогического процесса. Они помогают в изготовлении различных видов театра, шьют костюмы для спектаклей, рисуют вместе с детьми иллюстрации к сказкам, по которым интереснее рассказывать сказки, чем по купленным в магазине книгам.

Подготовка спектакля способствует развитию памяти, формированию произвольного поведения, сплочению детского коллектива, улучшению детско-родительских отношений.

Премьеру спектакля “Золотой ключик”, “Заюшкина избушка” высоко оценили все воспитанники детского сада.

Родители с удовольствием участвуют в совместных постановках спектаклей, в заседаниях родительского клуба “Театральная гостиная”.

Дети научились выражать эмоции с помощью мимики, жестов; речь стала более выразительная, а это способствует развитию коммуникативных качеств. При решении конфликтных ситуаций дети могут подобрать правильную интонацию, слова, говорят о своих чувствах, радуются успехам товарищей. Наши воспитанники стали более отзывчивыми. Овладели выразительными средствами: интонацией, мимикой, пантомимикой; это помогает детям глубже осознать переживания сверстника. Формируется детский коллектив, а это говорит об эффективности использования театрализованных игр в формировании доброжелательных межличностных отношений между детьми.

Результаты работы по формированию доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста

Умение договариваться при распределении ролей

Качественный показатель на начало года составил 30 %, на конец 70%, положительная динамика составляет 40 %.

Умение выражать словами свои чувства

Качественный показатель на начало года составил 20 %, на конец 50%, положительная динамика составляет 30 %.

Список используемой литературы:

  1. И. П. Кошманская. Театр в детском саду. Ростов-на-Дону “Феникс” 2004.
  2. Е. А. Пожиленко. КАРО Санкт-Петербург 2004.

Приложение.