Конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир. Природное окружение": "Камни – цветы земли"


Конспект занятия «Камницветы земли» составлен в соответствии с требованиями, задачами и рекомендациями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой для детей подготовительной группы и имеет четкую структуру. На каждом из этапов занятия использовались соответствующие им методы и приемы:
Организационный этап включает эвристическую беседу, показ иллюстраций, создание мотивации на занятии с использованием роли ученых, направленной на формирование познавательных интересов детей.

На этапе изучения нового материала используются методы и приемы, соответствующие структурной части занятия, содержанию материала, возрастным особенностям детей: наглядные, опора на опыт детей, экспериментирование, дидактическая игра «Хорошо плохо», основанная на противоречиях. Использование символов (цветные ладошки, цепочка превращений) для формирования знаковой функции мышления, знакомству детей с причинно-следственными связями, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира, активизации детей.

Учитывая, что дети подготовительной к школе группы – «завтрашние» школьники, на этом занятии у них воспитываются навыки самоконтроля (следование инструкции при выполнении экспериментов, работе со схемой), составления рассказа с опорой на схему, умения анализировать свою работу на занятии, выделяя положительные и отрицательные стороны.

В середине занятия используется динамическая пауза для снижения умственного напряжения через речеслуховую двигательно-релаксационную игру, соответствующую теме занятия.

Закрепление новых знаний проводится с использованием цепочки превращений.

В заключительной части используется показ коллекции камней, красота которых соответствует теме занятия «Камни – цветы земли», закладывается основа для создания детьми своей коллекции для группового «Музея камней».

Программное содержание:

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире неживой природы.
  • Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами.
  • Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов.
  • Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
  • Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.
  • Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.

Развивающая среда:

«Гора Самоцветов» с образцами драгоценных камней, палочка с кристаллами соли, книга «Малахитовая шкатулка», портрет Хозяйки Медной Горы, пейзаж – «Гора, море, песок», картинки с изображением каменных домов, мостов, дорог, памятников и т.д.; карточки для цепочки «Превращения соли» – демонстрационный материал; увеличительные стёкла, наборы для опытов и исследований песка и соли, красные и синие ладошки для дидактического упражнения «Хорошо – плохо» на каждого ребёнка и бубен.

Методы:

Рассматривание пейзажа и коллекции драгоценных камней, проведение опытов с песком, дидактическое упражнение «Хорошо – плохо», проведение опыта с водой и солью по выращиванию кристаллов соли, дидактическое упражнение «Превращения соли», привлечение детей к созданию групповой коллекции камней.

Словарь: песчинки, разрушается, восстанавливается, рассыпается, сыпучий, влажный, сырой, растворяется, измельчают.

Межпредметные связи с методикой развития речи.

1. Вводная часть.(5 мин.)

Воспитатель:

– Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Хозяйке Медной Горы. Я вам читала книгу «Малахитовая шкатулка» П.Бажова, мы рассматривали иллюстрации в этой книге и сейчас я предлагаю вам еще раз полюбоваться Хозяйкой Медной Горы (воспитатель показывает детям иллюстрацию). Она владеет несметными подземными богатствами.

– Кто такая Хозяйка Медной Горы? Расскажите, какая она?
– Какие подземные сокровища она хранит?
– Вы сказали, что она хранит камни. А для чего нужны камни? (Где можно встретить камни?)

Дети: Cтроить дома, мосты, дороги, украшать клумбы и т.д.

На доску выставляются иллюстрации, с изображением каменных домов, памятников и т.д.



Воспитатель:

– А сейчас я приглашаю вас в «Царство камней» Хозяйки Медной Горы. Камни бывают разные: большие и маленькие, красивые и обычные. На одни мы любуемся, а без других не смогли бы жить, но все они называются «Цветы Земли», потому что какие бы они разные не были, все нужные людям и добываются или глубоко под землёй, или на поверхности земли. И сегодня на нашем занятии мы, как настоящие ученые будем исследовать камни и их некоторые свойства, для того чтобы узнать, где и как их можно использовать. А в конце занятия Хозяйка Медной Горы покажет вам свои сокровища.

2. Основная часть (20 мин.)

На доску вывешивается иллюстрация «Гора, камни, песок».

img5.jpg (16913 bytes)

Воспитатель:

– Камень прочный, жизнь его долгая, но не вечная. Камень может появиться на свет огромной горой. Но вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем во всё более маленькие камни и камушки, и, наконец, в песок. Что же такое песок? Давайте познакомимся с ним поближе.
– На столах у вас подносы, на них стоят тарелочки с песком и зелёные кружки с водой. Пододвиньте аккуратно к себе эти подносы. Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите песчинки. Что вы о них можете сказать?

Дети:

– Песчинки – маленькие, круглые, овальные, жёлтые, белые, коричневые, прозрачные и т.п.

Воспитатель:

– Отложите увеличительные стёкла в сторону. Теперь возьмите немного песка пальчиками и высыпьте его обратно в тарелочку. Что происходит с песком?

Дети:

Песок сыплется, высыпается из пальцев.

Воспитатель:

– Попробуйте из этого песка что-нибудь слепить. Получается у вас?
– Почему ничего не получается? Песок какой?

Дети:

– Песок сухой, рассыпается, сыпучий, поэтому из него не получается ничего слепить.

Воспитатель:

– Правильно. Сухой, сыпучий – это одно из свойств песка. Но и сухой песок используется людьми, как вы думаете где?

Дети:

– Зимой песком посыпают лед на дороге, чтобы не было скользко, в песочнице, на пляже на огороде, в песочных часах и т.д.

Воспитатель:

– А теперь возьмите кружку с водой и аккуратно вылейте воду в мисочку с песком. Поставьте кружку обратно на поднос.
– Каким стал песок?

Дети:

– Песок стал мокрым, влажным, сырым.

Воспитатель:

Возьмите пальчиками щепотку песка и высыпьте её обратно в тарелочку, как вы это делали с сухим песком. Что происходит с песком?

Дети:

– Песок не сыплется, а падает слипшимися кусочками.

Воспитатель:

– Попробуйте что-нибудь слепить из сырого песка.
(Воспитатель спрашивает у нескольких детей, что они слепили.)
– У вас на подносах лежат влажные салфетки, возьмите их и вытрите руки, использованные салфетки положите на поднос, где стоит мисочка с песком.
– Как вы думаете, почему из этого песка у вас получилось слепить разные фигурки?

Дети:

– В песок налили воды, и он стал сырым, липким, песчинки прилипают друг к другу.

Воспитатель:

– Правильно, это ещё одно свойство песка. А где можно встретить сырой песок?

Дети:

– В море, реке, в аквариуме, в песочнице, на стройке и т.д.
– В результате этого исследования, с какими свойствами песка вы познакомились?

Дети:

– Песок бывает сухим, рассыпчатым, сыпучим и из него нельзя ничего построить, и сырым, влажным, мокрым, липким, из такого песка можно слепить разные фигурки и постройки.

Воспитатель:

– Вы всё правильно отвечаете. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо».
– Как вы думаете, то, что камни разрушаются и превращаются в песок – это хорошо или плохо? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, используйте цветные ладошки, которые лежат у вас на столах. Кто считает, что разрушение камня и превращение его в песок – хорошо, поднимите вверх красную ладошку. А кто считает, что плохо – поднимите синюю ладошку. (Воспитатель спрашивает выборочно мнение нескольких детей).

Дети:

– Хорошо: в песок можно играть детям, удобно лежать, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, мостов, дорог и т.д.
– Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, пропадает природная красота и т.д.

Воспитатель:

– Хорошо! Молодцы!
– Отодвиньте подносы с песком обратно на край стола.
– А теперь давайте отдохнём. Выходите все на середину группы.

Игра (физминутка)

Игра демонстрирует процесс разрушения горы.

Дети стоят около воспитателя, изображая гору.

Стоит гора-старушка, (Поднимают руки вверх)
До небес макушка. (Тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (Встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает. (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся (По сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).
Камешки прочь.
Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И с той самой поры
Ничего не осталось (Двумя руками показывают на опустевшее место).
От нашей горы!

Дети садятся на свои места.

Воспитатель:

– Отдохнули, теперь продолжаем дальше.
– А ещё есть такие камни, которые можно есть. Посмотрите на этот камень, что он вам напоминает? Как вы думаете, что это?

Дети:

– Это соль. (Если дети затрудняются, воспитатель называет сам).

Воспитатель:

– Да, это соль, каменная соль.
– Что вы можете сказать про этот камень? Какой он? (Если есть возможность, воспитатель предлагает детям потрогать каменную соль).

Дети:

– Этот камень твёрдый, блестящий, не рассыпается и т.д.

Воспитатель:

– Правильно. И на доску мы ставим карточку с изображением каменной соли.

У вас на подносах тоже лежит соль. Расскажите, а какая у вас соль?

Дети:

– Соль рассыпчатая, белая, сыпучая, солёная, мелкая и т.п.

Воспитатель:

– Правильно. Такую соль как у вас на подносах, получили, измельчив вот такую каменную соль. А для чего людям нужна соль?

Дети:

– Соль добавляют в разные блюда, чтобы было вкусно.

Воспитатель:

– И мы ставим на доску карточку с изображением мелкой соли.

– Вот вы узнали и ещё одно свойство камней – их можно есть, но не все конечно, а только соль.
– Но знаете, у соли есть ещё одно свойство, она может не только разрушаться, но и восстанавливаться. Сейчас вы узнаете как. Я для вас приготовила сюрприз – сказочную палочку. Полюбуйтесь её. Она вся блестит на свету, потому что покрыта кристалликами соли. Я могу вас научить сделать такую – же сказочную палочку.

ОПЫТ:

Воспитатель:

– Для этого сейчас мы с вами проведём опыт, как настоящие учёные. Нам понадобятся стакан с водой, соль, которая лежит у вас в тарелочках и палочки. Пододвинь к себе другой поднос высыпьте аккуратно соль из тарелочки в стакан.
– Что вы видите в стакане? (Соль).
– И мы ставим карточку с изображением стакана с водой и солью.

img8.jpg (8305 bytes)

– Помешайте палочкой воду в стакане.
– Что случилось с солью? Куда она исчезла?

Дети:

– Соль пропала, растаяла, растворилась.

Воспитатель:

– Правильно. Как вы думаете, какой вода стала на вкус?

Дети:

– Вода стала солёной.

Воспитатель:

– Посмотрите в стакан – у всех соль полностью растворилась? Это важно для хорошего результата в нашем опыте. Опустите палочки в стакан и мы их поставим в тёплое место. Это тоже очень важно, в тепле вода быстрее испаряется.
И мы ставим на доску карточку с изображением стакана с солёной водой и солнышка, солнышко – это тепло.

Теперь вам придётся набраться терпения. Вы уже большие дети и вполне можете потерпеть несколько дней до получения результата. Но вы будете не просто так сидеть, и ждать, а будете наблюдать и каждый день отмечать, сколько воды в стакане испарилось. Когда вода испариться полностью, то на стенках стакана и на палочке останутся вот такие красивые, сверкающие кристаллы соли. И мы ставим на доску карточку с изображением палочки с кристаллами соли.

Эти палочки вы покажите друг другу, полюбуетесь ими и возьмёте домой, чтобы подарить родителям и даже можете научить их делать вот такие красивые палочки.
Вот так получится превращение соли из воды обратно в камень.

Воспитатель:

– С какими свойствами камней, на примере соли вы ещё познакомились?

Дети:

– Соль можно есть, соль растворяется в воде и может появиться вновь, когда вода испарится.

Воспитатель:

– Посмотрите на доску, у нас получилась цепочка превращений соли.
– Что было вначале? (Каменная соль)
– Что дальше произошло с солью? (каменную соль размельчили и стала мелкая соль)
– Что мы сделали с мелкой солью? (Насыпали в стакан с водой и размешали)
– Что в стакане с водой произошло с солью? (Соль растворилась)
– Что мы сделаем дальше? (Поставим стакан с соляным раствором в тёплое место)
– Что получим, когда вода испариться? (На стенках стакана и на палочке останутся кристаллики соли)
– По этой цепочке видно, что соль может не только пропадать в воде, растворяться, но и появляться опять, когда вода испариться.
– Молодцы! У нас с вами получился целый рассказ о превращениях соли.

3. Заключительная часть (5 мин.)

Воспитатель:

– Вам понравилось на занятии? Что вам понравилось больше всего? А что было трудно? Мне тоже было с вами приятно и интересно. И Хозяйке Медной Горы тоже очень понравилось, как вы занимались, и она приглашает вас к «Горе Самоцветов». Полюбуйтесь этими сверкающими камнями – это тоже «Цветы Земли». И нет в природе более чистых и сверкающих красок.

(На нижней полке: аметист и горный хрусталь в горной породе; на средней полке: гранат и горный хрусталь в горной породе; на верхней полке: брошь из янтаря и скульптура малой формы из сердолика)

– Скажите, а камни это живая или неживая природа? (Неживая – камни не дышат, не разговаривают, не питаются и холодные на ощупь). А хотите создать свою коллекцию камней и разместить ее в нашем «Музеи камня»? Тогда Хозяйка Медной Горы дарит нам вот такой красивый камушек. С него и начнется наша коллекция, ведь собирать коллекции очень интересно и увлекательно.

– Спасибо. Занятие окончено.