Конспект занятия по развитию речи с включением детского экспериментирования на тему "К нам пришел Зайка" (младшая группа)


Задачи:

1. Познакомить со свойствами бумагами:

- узнавать и называть вещи, сделанные из бумаги;
- вычленять качества и свойства бумаги (лёгкая, гладкая, мнётся, рвётся, намокает).

2. Продолжать обучать детей навыкам экспериментирования, производя разнообразные действия с бумагой (учить рассматривать, ощупывать, гладить, обследовать предмет, материал).

3. Формировать познавательный интерес и умение разрешать проблемную ситуацию: как помочь? что сделать? что произойдет, если...?

4. Закреплять знание о воздухе и его действии на бумагу.

5. Закрепить у детей представление о диком животном- зайце, его внешнем виде, питании, образе жизни.

6. Закрепить знание о цвете (жёлтый, серый), форме (круг, круглое, кружок).

7. Развивать активную речь детей:

- отвечать на вопросы при рассматривании игрушки, по содержанию сказки;
- использовать слова – определения, слова прилагательные, синонимы (хитрый, добрый, смелый);
- активизировать употребление глаголов, называя действия;
- согласовывать существительное с прилагательным;
- образовывать уменьшительно – ласкательное название животного, используя суффиксы (-онок, -ишка, -инька и др.);
- активизировать речь детей, побуждая повторять слова за воспитателем.

8. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание:

- умение чередовать длительный, плавный, сильный и прерывистый выдохи;
- закреплять правильное произношение звуков: “ф – п”.

9.Развивать слуховое восприятие – умение определять музыкально – шумовые звуки.

10.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

11. Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

12. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира (книгам, вещам из бумаги).

Материал:

Игрушказаяц; книга “Заюшкина избушка”; книга для починки; ножницы, скотч; лист бумаги; полоски бумаги на каждого ребёнка; ёмкости для воды; музыкальное сопровождение- аудиозапись мелодии “Ветер- ветерок”; салфетки жёлтого цвета на каждого ребёнка; изображение солнышка на листе бумаги, середина на клеющей основе; коробка в виде моркови с конфетами.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. Раздаётся стук в дверь:

В-ль: Ой, ребята, слышите, кто-то стучит.

Вы сидите тихо, а я пойду, посмотрю, кто же к нам пришёл?

Воспитатель вносит зайца – игрушку с пакетом.

В-ль: Кто это?

Дети: Зайчик.

В-ль: Здравствуйте ребята, меня зовут Ушастик.

Дети: Здравствуй Ушастик.

Воспитатель подносит игрушку к уху.

В-ль: Дети, вы знаете, что мне сказал зайчик? Он очень хочет, чтобы вы рассказали о нём, какой он. Какая у него шёрстка?

Дети: Серая, пушистая, мягкая, тёплая.

В-ль: А уши, какие?

Дети: Длинные.

В-ль: А какой хвост?

Дети: Маленький, пушистый, короткий.

В-ль: Глазки?

Дети: Чёрные, блестящие, весёлые.

В-ль: Носик?

Дети: Розовый, маленький, круглый.

В-ль: Где живёт зайка?

Дети: В лесу.

В-ль: Что любит, есть?

Дети: Морковку, капусту.

В-ль: Давайте назовём его ласково: зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка.

Дети: Зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка.

В-ль: Послушайте стихотворение про зайчика:

А у кочки под кусточком
Белый заинька сидит
Хвостик у него дрожит.

Как дрожит хвостик? Давайте покажем.

Упражнение “Зайкин хвостик”, (артикуляционная гимнастика). Приготовим язычок (движение языка вправо – влево).

В-ль: Ушастику очень понравилось, как вы про него сказали. И что-то он принёс, что же это?

Дети: Книга.

В-ль: Сейчас мы угадаем, как же называется эта сказка?

Дети: Это сказка “Заюшкина избушка”.

В-ль: А кто герои этой сказки?

Дети: Лиса, петушок, собаки, медведь.

В-ль: А какая лиса в этой сказке?

Дети: Хитрая, обманщица.

В-ль: Почему она хитрая?

Дети: Она обидела, обманула зайчика, выгнала его из дома.

В-ль: А петушок, какой в сказке?

Дети: Добрый, смелый.

В-ль: Почему он смелый?

Дети: Он не побоялся, прогнал лису, помог зайчику.

В-ль: Что случилось с лисой?

Дети: Она испугалась, убежала.

В-ль: Ушастик очень любит сказки, а вы любите?

Дети: Да.

В-ль: Вот ещё одна книга, но что же с ней случилось?

Дети: Порвалась.

В-ль: Посмотрите, и зайка огорчился, стал грустный. Ребята как помочь зайке?

Дети: Надо заклеить книгу.

Воспитатель вместе с детьми заклеивает книгу.

В-ль: Ушастик обрадовался, говорит детям спасибо и хочет поиграть.

Игра “Зайка серенький сидит”

Зайка серенький сидит Дети присели на корточки,
И ушами шевелит. и шевелят кистями поднятых рук,
Зайке холодно сидеть  
Надо лапочки погреть. встают хлопают в ладоши,
Зайке холодно стоять  
Надо зайке поскакать. прыгают на месте.
Кто- то зайку испугал Убегают,
Зайка прыг и ускакал. садятся на стульчики.

В-ль: Вот мы помогли зайке и книгу его заклеили. А разве можно рвать книги?

Дети: Нельзя.

В-ль: Книги надо беречь, хранить их делают специально, чтобы читать, рассматривать картинки. Вы любите рассматривать иллюстрации (картинки) в книгах?

Дети: Да.

В-ль: Эти иллюстрации рисуют художники. А вы любите рисовать?

Дети: Да.

В-ль: А на чём вы рисуете?

Дети: На бумаге.

В-ль: Рисовать можно на специальной бумаге и рвать можно специальную бумагу. Вот посмотрите у меня полоска из бумаги, бумажная. Сейчас мы с нею поиграем, но сначала давайте сядем за столы.

Игра “Ветерок”.
(Речевое дыхание, слуховое восприятие).

Звучит запись на магнитофоне “Ветер – ветерок”.

В-ль: Послушайте, что вы слышите? Что это шумит?

Дети: Ветер.

В-ль: Давайте покажем, как дует ветер. Вот налетел сильный ветер и подул вот так: ффф (выдох глубокий длительный).

А теперь подул слабый ветерок, и дует он не ровно вот так п-п-п (выдох прерывистый).

Игра – эксперимент “Весёлая полоска”

Будем мы сейчас играть
И полоску оживлять.
Раз – два – три посмотри!

В-ль: Давайте возьмём бумажную полоску, вот так будем держать её за один конец, а затем подуем на неё.

Дети дуют на свои полоски.

В-ль: Что произошло? Почему она движется?

Дети: Она лёгкая.

В-ль: Для того чтобы бумажная полоска двигалась надо дуть на неё. А теперь положим бумагу на стол и погладим её, проведём по ней пальчиком. Какая бумага?

Дети: Гладкая.

В-ль: Бумагу можно рвать, порвём её на мелкие кусочки.

Дети: Бумага рвётся.

В-ль: А теперь бумажные кусочки опустим в воду. Что произошло с бумагой?

Дети: Бумага намокает.

Игра “Бумажный шарик”

В – ль: Что это?

Дети: Салфетка.

В-ль: Да, салфетка тоже бумажная, какая?

Дети: Бумажная.

В-ль: Для чего нам нужна салфетка?

Дети: Руки вытирать.

В-ль: Правильно. А сейчас мы её помнём и сделаем бумажный шарик.

Дети: Салфетка мнется.

В-ль: Какого цвета шарик?

Дети: Желтого.

В-ль: Что еще бывает желтое, круглое как шарик?

Дети: Солнышко.

Игра “Солнышко”

Смотрит солнышко в окошко (дети подымают руки, показывая солнышко.)
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку. (Хлопают в ладоши.)

Изготовление бумажной мозаики.

В-ль: Посмотрите, Ушастик нарисовал солнышко, но не закрасил его, давайте украсим его, приклеим жёлтые шарики.

Дети приклеивают.

В-ль: Какие вы молодцы, какое замечательное получилось солнышко, как оно сразу засияло, стало жёлтое, тёплое, светит нам.

Сейчас мы встанем в кружок, возьмемся дружно за руки и покажем какое у нас круглое солнышко.

Игра “Кружок”

Ой, кружок, кружок, кружок
Покатился наш кружок,
Он катился, он катился
Вдруг кружок остановился.
Раз и два, раз и два
Вот и кончилась игра.

Дети идут по кругу, проговаривая слова.

В-ль: Зайка благодарит – спасибо малыши, мне очень у вас понравилось, все дети молодцы, помогли мне, книгу мою заклеили и солнышко красивое сделали. А для вас у меня есть подарок. Что нам зайчик подарил?

Дети: Морковку.

В-ль: Морковка эта непростая, чудесная. Сейчас узнаем, почему она чудесная, но сначала вспомним, с каким материалом мы познакомились?

Дети: С бумагой.

В-ль: Какая она?

Дети: Легкая, мнется, намокает.

В-ль: Из чего мы сделали солнышко?

Дети: Из бумаги.

В-ль: На чем мы рисуем?

Дети: На бумаге.

Давайте посмотрим, что за необычную морковку подарил зайчик.

(открывает коробку в форме моркови, достает конфеты).