Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Царевна-лягушка"


Программное содержание:

Словарная работа: активизировать в речи слова: первоцветы, подснежник, ледоход, бесстрашный, мужественный, отважный, храбрый.

Индивидуальная работа: упражнять Сашу, Катю, Ладу - в согласовании слов в предложении, Алешу - в правильном произношении звуков в словах и фразовой речи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, наблюдения беседы, чтение сказок, заучивание стихотворений, экскурсии в парк, библиотеку.

Демонстрационный материал: звуковые модели слов, картины диких животных, значки для звукового анализа слов, иллюстрации с изображением предметов к составлению слова ромашка, наборное полотно.

Раздаточный материал: карточки с изображением вида транспорта, набор разрезных картинок из 6-8 частей о временах года, цветные карандаши, кружки разного цвета по количеству детей.

 Методические приемы: мотивация «Путешествие по сказке», дидактические упражнения «Подбери слово», «Выложи картинку», «Придумай предложение», рассказ отрывка из сказки «Царевна Лягушка», вопросы поискового характера, составление рассказа-загадки по иллюстрациям, самооценка детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке.
Чтение отрывка из сказки «Царевна Лягушка»
Воспитатель: Скажите, из какой сказки этот отрывок? (ответы детей).
Мы все знаем, что есть добрые, интересные книги. О чем пишут в книгах? (ответы детей). В книгах происходят разные приключения. Вы хотите попасть в волшебную книгу сказок? (ответы детей).
1. Для этого я предлагаю вам угадать в каком из этих 2-х звуковых домиков живет слово «книга».

Почему вы так думаете? (Во 2 домике согласный звук нъ мягкий, а в 1 домике звук н твердый).
Прочитайте 1 и второе слово (кныга, книга). Молодцы!
Звучит музыка. Вот и попали мы в добрую книгу сказок, но в нее пробрался Кощей Бессмертный и похитил невесту Ивана Царевича. Поможем Ивану Царевичу выручить свою невесту?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Приготовьтесь к тому, что путешествие будет нелегким.

 2. Представьте себе, что Иван-Царевич очутился в нашем времени. На чем бы он быстрее добрался до царства Кощея? (На ракете, самолете...). К какому виду транспорта относится ракета? (Воздушному).
Послушайте внимательно задание: Подойдите к столам, возьмите карточки и обведите воздушный транспорт синим цветом, водный - красным, наземный - зеленым.
Работа детей.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что Иван Царевич сказочный герой, а на чем обычно летают сказочные герои? (На ковре-самолете, ступе, метле).
Воспитатель: Сел Иван Царевич на ковер-самолет и полетел в царство Кощея.
Узнал об этом Кощей, рассердился, нагнал тучи черные, ударил по ковру огненной молнией. Упал Иван Царевич и очутился в заколдованном весеннем лесу. А там все времена года перепутались. Поможем временам года вернуться на свои места?
3.   Дети делятся на подгруппы из 3-х человек, подходят к столам. Дидактическое упражнение «Кто быстрее соберет разрезные картинки».
Воспитатель: Какое время года вы выложили? Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение.

Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И подснежник появился,
И сверкают лужи льдом,
Солнце дразнит днем.
И повсюду тишина.

Воспитатель: О каком времени года мое стихотворение?
— Какие слова из стихотворения подтверждают, что оно про весну? Почему набухают почки? Как называется действие, когда лед плывет? Почему весенние цветы называют первоцветами? Почему подснежник не может появиться зимой? Какие изменения происходят весной в жизни животных?

4. Физминутка. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Добрый (злой); сильный (слабый); храбрый (трусливый); большой (маленький); широкий (узкий); горячий (холодный); тяжелый (легкий) и т.д. Воспитатель: Какие вы сообразительные, Молодцы!
Воспитатель: Садитесь поудобнее на свои места и продолжим наше путешествие по сказке. В лесу видимо-невидимо животных и зверей.

5.  Как вы думаете, какие животные могли повстречаться Ивану Царевичу в весеннем лесу? (ответы детей)
(Выставляю картинки). А теперь придумайте рассказ про любое животное, но не называйте его, а мы с ребятами отгадаем про кого рассказ. Почему не могут жить в весеннем лесу лев, зебра, слон, жираф?
(Рассказы детей).

Воспитатель: Мы знаем, что животные в сказках всегда добрые, готовы придти на помощь. Они подсказали Ивану Царевичу, что как только он выйдет из леса, попадет на остров. Так и случилось. Но перед ним раскинулась широкая река.

6.   А как может перебраться Иван Царевич через реку? (Перелететь, переплыть, перепрыгнуть...).
Воспитатель: Мы построим мост, но не простой, а волшебный, из слов со звуками с - ш. Первое слово готово, а дальше кто? (Делим слова на части). (Сколько гласных звуков, сколько согласных). Воспитатель: Какой получился у нас мост? Дети: Разноцветный. Воспитатель: Из каких бревнышек? (Длинных и коротких). Молодцы! Помогли Ивану Царевичу перебраться через речку. Воспитатель: А на острове вырос цветок невиданной красоты. Если мы расшифруем название этого цветка, Иван Царевич встретится со своей невестой.

7.   Ребята, посмотрите внимательно на доску, в каждой картинке спрятан звук, который есть в названии нашего цветка.
Дети называют, что нарисовано на карточке, находят первый звук, воспитатель переворачивает карточку и составляет слово «ромашка».
Воспитатель: Составляем предложение со словом «ромашка». Разбираем предложение по составу, называем 1, 2, 3 слово.
Воспитатель: Какой Иван Царевич в сказке? (смелый). А какими другими словами можно заменить слово «смелый»? (Бесстрашный, мужественный, отважный, храбрый).
Воспитатель: Ребята, вы у меня сегодня тоже были смелые, отважные, старательные. А сейчас оцените свою работу. Перед вами фишки трех цветов.
Красная означает, что вы очень хорошо занимались, зеленая - хорошо, желтая - еще нужно поработать. А теперь каждый подумайте, как вы сегодня поработали и возьмите себе фишку.

Самооценка детей.
Воспитатель: Я, ребята, думаю, что вы сегодня хорошо занимались и готовы идти в школу.