Влияние разных форм методической работы на формирование творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ


Одной из задач в методической деятельности является создание такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Этому во многом способствует работа коллектива по одному из направлений Госстандарта, приоритету ДОУ, новой интересной теме по работе с детьми.

При правильном выборе направления эта работа делает целостным все формы работы по повышению мастерства воспитателей и если, способна увлечь, захватить всех педагогов, то выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников.

Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему:

  1. Она должна быть актуальной и важной для ДОУ, учитывать интересы и запросы педагогов
  2. Педагоги должны прогнозировать результаты работы, применение их.
  3. Тема должна подкрепляться конкретными научно-педагогическими исследованиями, изучением педагогического опыта по данной теме, чтобы исключить изобретение уже созданного и наработать лучшее.

Работа по единой методической теме может длиться несколько лет, определяться индивидуально, исходя из возможностей коллектива и вестись по нескольким этапам, которые могут соприкасаться. В ходе работы могут появляться изменения и дополнения.

В нашем детском саду работа велась по таким направлениям: “Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми” “Ознакомление дошкольников с городом Котласом и Архангельской областью.

Хочется более подробно остановиться на этапах работы по последнему из перечисленных направлений.

1 этап – Информационный

Цель: Изучение научно-методического материала, опыта работы других ДОУ, который осуществляется через:

  • консультации
  • встречи по обмену опытом с коллегами других ДОУ. Это могут быть встречи со всем коллективом, а может быть индивидуальные с целью изучения практического опыта
  • обсуждением критических статей, которые появляются по теме в журналах, по Интернету
  • фотопанорама - организация выставок, фотографий, которые собирают педагоги. Например: фотопанорама знакомства с творчеством мастерицы кукол из г.Красавино Насоновской Н.И., фотопанорама из семейного архива педагогов детского сада “Интересные места северного края”
  • книжная лавка - включает обзор новинок литературы по теме. Старший воспитатель должен помочь выступающему составить обоснованный план по статье, который позволит представить, какие рекомендации в работе получат воспитатели.
  • рассказ-эстафета - знакомит с общими направлениями, развивает кругозор педагогов.

Эта форма может проходить в течение одного - двух месяцев.

Например: тема “Наш город” (тема должна быть конкретной)

Старший воспитатель при подготовке определяет направления сбора материала по теме и с учётом желания педагогов закрепляет ответственных по каждому направлению, ставит задачи, определяет длительность мероприятия, место проведения (методический кабинет, музей), обговаривает конечный результат.

Например: тема: “Наш город”

Определяются направления:

  • история возникновения города
  • природа моей маленькой Родины
  • улицы нашего города
  • земляки, прославившие город
  • предприятия города
  • сказительница В. Логачёва
  • поэты города
  • художники города
  • музыкальная культура города
  • народные промыслы

Педагогам было предложено изучить, отобрать, систематизировать, оформить материал, который можно было бы использовать в работе с детьми, отчитаться перед коллегами о проделанной работе

Игротеки - подбор новых интересных игр по теме и разучивание их с коллегами

Необходимо продумать место проведения, это может быть: физкультурный зал, спортивная площадка, участок детского сада, спортивная база.

Пример: игротека “Когда говорят предметы”

Цель: формирование языковой культуры, закрепление правильных названий и назначения предметов. Знакомство с историко-этнографическими традициями.

Место проведения: турбаза “Вершина” Время 13.ч. 15 мин.

В ходе игротеки сначала давалось слово (батог), затем объяснение его назначения, а затем разучивалась игра с батогом “петушком запрячься”

На такой же основе проходило знакомство с другими народными словами, предметами быта. Закончилась игротека обменом мнениями за чашкой чая.

Было приятно видеть, что разученные игры использовались воспитателями при проведении развлечений, совместных праздниках с родителями (см. Приложение №1)

Индивидуальная работа с педагогами по темам, которые подбирает старший воспитатель и которые пересекаются в работе по выбранному направлению. Необходимо учитывать следующие требования: темы должны быть мало изучены и по ним не было обобщения опыта в коллективе и педагог желает работать по выбранной теме. Например: по направлению “Ознакомление дошкольников с городом Котласом и Архангельской областью по программе “Школа 2100” было предложено несколько тем, педагоги выбрали следующие:

  • “Создание игрушки на основе творчества В.Логачёвой”
  • “Ознакомление детей с улицами родного города”
  • “Воспитание ребёнка на основе семейных традиций”
  • “Значение народных праздников для ознакомления с родным краем”

Необходимо искать методы индивидуальной работы с каждым педагогом, учитывать его интересы и увлечения, зону ближайшего и актуального развития, совершенствование мастерства Старший воспитатель должен порекомендовать для работы интересные статьи, книги, предложить изучить опыт других педагогов, оказать помощь в оформлении докладов, дневниковых записей. У разных воспитателей уровень педагогического мастерства различен. У каждого педагога свой уровень и своя шкала роста. Не нужно форсировать события, необходимо дать время, нужное для работы по теме.

В ходе работы на первом этапе формируется банк данных о новых исследованиях по данному направлению и старший воспитатель совместно с педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива

2 этап – Практический

Цель: наработать практический материал по направлению для включения его в систему работы коллектива.

Этот этап осуществляется через работу с детьми, родителями и педагогами

В работе с педагогами используются следующие формы работы:

  • взаимопосещение занятий - в разных возрастных группах педагоги наблюдают занятия по теме, использование разных приёмов работы, прослеживают систему усложнений задач, усвоение их детьми.
  • выставки пособий, предлагаемых различной литературой
  • придумывание и изготовление своих пособий по теме.
  • творческие задания - когда педагоги включают в работу накопленный материал, разрабатывают конспекты, перспективные планы Необходимо дать возможность педагогам проявить инициативу в выборе и проведении мероприятия.
  • детский микрофон - берётся интервью у детей разного возраста. Цель данной формы работы – узнать, какие знания у ребёнка по теме. Результаты интервью помогут спланировать и скорректировать работу. По итогам опроса может быть выпущен информационный лист. Интересные ответы зачитаны на педсовете
  • педсовет - может быть проведен в разной форме и позволит подвести итог практической работы

форма “Ярмарка”, тема “Ознакомление детей с народной игрушкой” педагоги на торговых рядах должны представить игрушки из чурочек, палочек, соломы и других материалов, немного рассказать об истории создания куклы, приёмы для использования и применения их в работе.

Форма “игра-пробег”, тема “Воспитание любви к родному городу”, когда педагоги сначала выполняют теоретические задания по теме, предложенные на каждом этапе. А затем идёт представление пособий для работы по ознакомлению с городом.

Для эффективной работы на этом этапе старшему воспитателю необходимо оказать помощь в разработке конспектов, планов. Работа на данном этапе помогла накопить и сосредоточить в методическом кабинете богатый и необходимый для работы с детьми материал по направлению.

3 этап - Итоговый

Цель: подведение итога работы по выбранному направлению.

Итог работы коллектива за несколько лет подвели на педсовете, на котором педагоги выступили с обобщением опыта работы, поделились интересными находками,

Организовали выставку, собранного за несколько лет материала и изготовленных пособий.

На основе всего этого творческой группе было дано задание составить план-программу, которая бы включила разработанное направление в работу по программе “Школа 2100”.

Таким образом, организация разнообразных форм методической работы по выбранному направлению помогла повысить общую культуру педагогов, их профессиональную компетентность, освоить культуру получения, отбора и обработки необходимой информации, творческого использования её в работе с детьми, выйти с обобщением опыта на аттестацию, сколотить коллектив единомышленников, умеющих работать в творческом поисковом режиме.

Приложение