Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и обучению элементам грамоты для детей подготовительной группы с нарушениями речи


Цели:

Коррекционные:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование: Листочек с загадкой, игрушка «Колобок», схемы предложений, муляжи продуктов питания, натуральные продукты, посуда, рабочие тетради, карандаши простые, картинный материал по теме: «продукты питания».

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Под музыку дети проходят по дорожке в группу. На дорожке находят листик.

- Посмотрите, ребята, к нам залетел последний осенний листочек, а на нем загадка написана. Отгадайте загадку и узнаете, кто к нам спешит в гости.

На сметане я мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Прикатился …..(Колобок)
  1. А пока колобок к нам спешит, предлагаю сделать вам мимическую гимнастику (щечки надули, сдули, перекатываем шарик, улыбнулись, нахмурились, ещё раз улыбнулись).
Появляется колобок.
  1. - Здравствуйте, ребята!
    - Здравствуй, Колобок, почему ты, такой грустный?
    - У меня есть друзья. Я хочу их порадовать, но не знаю как, вы поможете мне?
    - Не грусти, оставайся с нами, мы тебе поможем.
  1. Друзья, вы любите комплементы получать? Желаете ли подарить комплемент нашему гостю? Подарите красивое слово Колобку. Какой он?
Дети называют качественные прилагательные.
  • Румяный
  • Аппетитный
  • Веселый
  • Милый
  • Красивый
  • Кругленький
  • Дружелюбный
  1. Ребята, а вы любите путешествовать? Я приглашаю вас и Колобка в путешествие на веселую полянку. Аудиозапись «волшебной» музыки.

На полянку чтоб попасть
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть.

Дети рассаживаются на ковре.
  1. Беседа о продуктах питания.

- Вспомните, из какой сказки наш герой? «Колобок»
- Из чего сделан Колобок? (Из теста).
- А тесто из чего готовят?

  • Из яиц.
  • Из муки.
  • Из сахара.
  • Из соли.
  • Из молока.
  • Из масла.

- Назовите одним словом все, что перечислили. (Продукты питания).

- Перечислите известные вам молочные продукты.
  • Молоко.
  • Сметана.
  • Сыр.
  • Ряженка.
  • Кефир.
  • Творог.
- Перечислите известные вам мясные продукты.
  • Колбаса.
  • Окорок.
  • Сосиски.
- Перечислите известные вам кондитерские изделия
  • Конфеты.
  • Торт.
  • Пирожное.
  • Зефир.
  • Мармелад.
  • Вафли.
  1.  Игра на классификацию «Четвертый лишний».
Посмотрите, ребята, какой продукт на верхней полочке лишний?

Дети рассматривают картинки с изображением сосиски, колбасы, окорока, хлеба. И выбирают лишний продукт.

А теперь догадайтесь, какой продукт лишний на нижней полочке?

Дети рассматривают картинки с изображением кефира, сметаны, молока, конфет. И выбирают лишний продукт на нижней полочке.

  1. Составление предложения по схеме.

У вас под подушечкой спрятана картинка со схемой. Достаньте её и рассмотрите.

  • Сколько слов в предложении?
  • Что обозначает первое слово в предложении?
  • Что обозначает второе слово в предложении?
  • Что обозначает третье слово в предложении?
  • Придумайте предложение о продуктах питания.

  • Мама купила торт.
  • Катя ест сосиски.
  • Бабушка варит борщ. И т.д.
  1. Физминутка.

Если внутрь кладут творог,
Получается пирог.
Если поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо,
Так и эдак вкусно!
Приходи, сосед, к соседу
На веселую беседу.
Где друзья, там и я,
А где я, там и друзья!

  1. Д/и «Угадай на вкус».

Я приглашаю вас подойти к столу. Вы хотите с закрытыми глазами попробовать и отгадать продукт питания?

Логопед приглашает детей к столу. На нем под салфеткой лежат продукты питания. Логопед предлагает: «Закройте глаза и попробуйте узнать, какой продукт я дала вам попробовать. Один ребенок закрывает и пробует, а все остальные контролируют.

  • Сахар.
  • Лимон.
  • Колбаса.
  • Сыр.
  • Яйцо.
  • Хлеб.
  • Творог.
  1. «Найди предмет на ощупь». Логопед предлагает найти муляж продукта питания, который ребенок попробовал на вкус.
  2. «Что приготовим?»

А теперь посоветуйте Колобку, что можно приготовить для друзей. Логопед дает образец: «Я приготовила салат и положила его в салатницу».
Дети раскладывают в посуду и расставляют на столе.

  1.  «Подарки для Колобка».

Вы любите получать подарки? А дарить подарки? Вы хотите сделать и подарить подарок нашему гостю? (Выкладывают рамку из гороха, фасоли и семечек)

  1. Итог занятия.

Оцените каждый себя, как вы сегодня позанимались и поставьте свою звезду на «Гору Успеха».

Колобок прощается и благодарит детей за подарки, и оставляет детям угощение.