Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)


Целиь занятия:

  1. Закрепить знания об отдельных видах народных промыслов: дымковской игрушки, матрёшках с Городецкой и хохломской росписями.
  2. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.
  3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Совершенствовать навыки работы с гуашью.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия. Дети вместе с воспитателем входят в зал, украшенный предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пришли на выставку, где представлены изделия народных мастеров: гончаров резчиков по дереву. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулки и другие предметы. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (воспитатель берёт в руки доску, расписанную Городецкой росписью). Ребята, какой росписью расписаны доски? (Городецкой).

Правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение, Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини.

Воспитатель. А, вот, ребята посмотрите и расписные ложки. А они, какой росписью расписаны?

Дети. Хохломской.

Воспитатель. Правильно. Хохломской росписью расписывают не только ложки, но и деревянные миски, вазы, солонки и даже мебель: сиденья, стулья, полочки.

Ребёнок читает стихотворение.

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.

Мальчики играют на ложках под русскую народную мелодию.

Воспитатель. Ребята, посмотрите здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, Все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. Открываем ещё, а там и того меньше. И так далее.

Ребёнок читает стихотворение.

Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Всё правильно назвали. А теперь обратите внимание на эти игрушки. Они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?

Дети. Дымковской.

Воспитатель. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Если посмотреть на узор: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…. Зато краски яркие – малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Каждый цвет соперничает с другим. И поэтому, пёстро, весело от такого хоровода красок!

Посмотрите здесь и “водоноска” и “козлик”.
Послушайте стихотворение про водоноску.

Ребёнок читает стихотворение:

Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.

В зал входит бабушка – сказительница.

Бабушка: Здравствуйте, ребятушки! Я очень спешила к вам на выставку. Пришла я к вам издалека. А зовут меня бабушкой – сказительницей, да ключей хранительницей!

Воспитатель. Каких ключей?

Бабушка. Ключей непростых, от волшебного сундука. В нём сказки, да небылицы живут.

Воспитатель. Бабушка, расскажи нам сказку из своего сундучка.

Бабушка. Ладно. Усаживайтесь по-удобнее. Только расскажу вам не сказку, а быль. Ну, слушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть её “нежно-голубое чудо”. Я думаю, что вы уже видели это чудо и может кто-нибудь расскажет стихотворение о Гжели?

Ребёнок читает стихотворение.
Синее на белом, тонкий контур цветов
Видим мы на узорах наших весёлых лугов.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

Исполнение песни “Гжель” под мелодию песни “Осенняя”.

Хоровод.

1. Что случилось? Бело вокруг.
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синий цвет и белизна…
Это Гжель к нам пришла. 2 раза.

2.Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой.
Синяя речка, берёза бела…
Ой, до чего же ты, Русь, хороша 2 раза

3. Белая глина, белый фарфор,
Синяя краска, синий узор.
Это ты, Гжель, родная моя.
Спасибо, что к нам ты пришла! 2 раза.

Воспитатель.

Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споём частушки.

Дети исполняют частушки.

1 ребенок.

Юбку белую надела,
Синю ленту заплела,
Вот какая стала я –
Полюбуйтесь на меня!

2 ребенок.

На окошке два цветочка
Синенький да беленький.
Когда, мама, подрасту,
Подарю их миленькой!

3 ребенок.

Я в окошко смотрю
На берёзку и ель
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель.

4 ребенок.

Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!

Вместе:

Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель. А, Дима, знает стихотворение про гжельских умельцев:

В тихом Подмосковье река Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше конёк.
Из чистого колодца водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому, чудо творят.

Бабушка. В этой деревне один мой знакомый умелец живёт – Федот – золотые руки. Как взмахнёт кистью, словно палочкой волшебной. И всё у него ладно, да складно получается. А вы хотите побывать у Федота в мастерской и стать его учениками?

Дети. Хотим.

Бабушка. Ну, тогда пойдёмте, я вас провожу к нему (уходят в мастерскую).

В мастерской Федот встречает гостей.

Федот. Здравствуйте, ребятушки!

Бабушка. Вот, Федот, привела к тебе учеников.

Федот. Проходите, присаживайтесь.

Бабушка. Федот, расскажи, да покажи ребятам нежно-голубое чудо!

Федот. Не только рассажу, но и научу! (Федот показывает посуду).

Посмотрите, какая красота! Не чайник, а петух расписной. А узоры-то, узоры!

И цветы синие да голубые.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе, её названье Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите нигде вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку легко перенесла.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. А бывает и так: что самой розы нет, есть только её лепестки. Все росписи между собой похожи. В гжельской, так же, используются завитки, дуги, сеточки, травинки, точки, круги. А сейчас мы с вами станем настоящими художниками. Есть у меня чайный сервиз, только он белый, не раскрашенный. Поможете мне его расписать?

У каждого находится один предмет из чайного сервиза: у кого чайник, у кого чашка или блюдце. Но чтобы сервиз получился красивым, рисунок должен быть у всех одинаковый, а я на мольберте всем покажу небольшие элементы росписи. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. (Звучит музыка. Дети рисуют. Федот помогает детям).

Федот. Я вижу, вы и, правда умелые ребята! Давайте-ка, выставим в рядочек сервиз, да посмотрим, чему вы научились! Руки у вас, хоть и маленькие, да очень умелые! Но я слышал, что вы были на выставке, какую роспись вы там видели?

Дети отвечают.

Федот. Какие молодцы! Всё знают, знатные мастера из вас вырастут! Потрудились вы на славу, так примите угощенье.

Федот угощает детей сладостями.