Влияние индивидуально-психологических особенностей и деловых качеств личности на профессионально-управленческое становление современного руководителя дошкольного образовательного учреждения


Образовательная политика России, рассматривая структурные изменения в сфере занятости взрослого населения, определяет значимость профессиональной квалификации и проблему компетентностного подхода к профессиональной реализации человека на протяжении его жизнедеятельности. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года указывает на стратегическую важность решения проблемы "кадрового голода". В российских условиях формирования рыночной экономики, напрямую затрагивающей систему образования, в том числе и дошкольного, появляется заказ на руководителя дошкольного образовательного учреждения как управленца нового типа.

Одновременно с этим неудовлетворенность существующей действительностью вызывают отбор, подготовка и рациональное использование специалистов-управленцев дошкольного образования при условии психолого-педагогической поддержки совершенствования профессионально-управленческого становления руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Утверждение, что руководитель образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, не только должность, но и профессия, получает в нашем обществе все большее признание. Достаточно сложная, ответственная и, вместе с тем, терминологически слабо прописанная с психологической точки зрения, профессия управленца требует выявления и рационального использования психологических составляющих личности взрослого человека, работающего или только претендующего на руководящую должность в дошкольном образовательном учреждении.

В действующем на сегодня «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» основные функции дошкольного учреждения обуславливают содержание функциональных обязанностей руководителя учреждения с позиции современного управленца одного из видов российских образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. От индивидуально-психологических особенностей специалиста-руководителя, от степени его предрасположенности к специфической управленческой деятельности в дошкольном учреждении, умения строить межличностные отношения со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, его саморазвития и постоянного профессионально-личностного роста зависит судьба дошкольного образовательного учреждения в целом, его сотрудников и успешность управленческой деятельности.

Тем не менее, в рамках занимаемой должности деятельность руководителя регламентируется должностной инструкцией заведующего дошкольным образовательным учреждением, а действующие тарифно-квалификационные характеристики (требования) должностей руководящих работников детских дошкольных учреждений Российской Федерации 1995г. в основном сохраняют требования ранее действующих нормативных документов по должностям работников учреждений образования. Наяву же - усложнение характера управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, расширение круга административной и личной ответственности специалиста-руководителя.

Это противоречие привело к тому, что даже заведующие детскими садами со стажем обнаруживают собственную несостоятельность в качестве руководителей современных дошкольных образовательных учреждений. Сказывается тот факт, что ранее устойчивые и зарекомендовавшие себя традиционные техники управленческой деятельности в сегодняшней ситуации существования дошкольных образовательных учреждений не всегда эффективны или совсем не применимы. Большая же часть действующих руководителей дошкольных учреждений (и Это нельзя сбрасывать со счетов!) приобрела свою квалификацию в совершенно других условиях, на сформировавшихся эталонах предшествующего социального опыта.

Анализ профессиональных затруднений руководителей дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о причинах их возникновения. Необходимо подчеркнуть, что среди прочих неудач действующие руководители дошкольных образовательных учреждений крайне редко связывают профессиональные провалы с собственной профессионально-управленческой некомпетентностью или личностным несовершенством.

Острая потребность в профессионализации деятельности управленческих кадров системы дошкольного образования диктует формирование вариативной модели их подготовки. При чем, мы предлагаем использовать понимание вариативности как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личности жизненного пути и самоопределения (А.Г. Асмолов), относящееся к личностному развитию и наиболее бесконфликтной реализации себя в мире непрерывного образования, как ребенка, так и педагога, управленца образовательного учреждения.

Что касается профессиональной подготовки к управлению дошкольным образовательным учреждением, то следует отметить, что в педагогических вузах нет специализации "Руководитель дошкольного образовательного учреждения". Для студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам педагогических специальностей дошкольных факультетов, предусмотрены учебные часы для изучения дисциплины "Управление дошкольным образованием".

Поэтому в условиях модернизации российского образования проблема эффективности подготовки и переподготовки управленческих кадров образовательных учреждений постоянно находится в центре системы повышения квалификации, которой принадлежит ведущая организационно-деятельностная роль. Иллюстрацией к быстрому реагированию на профессиональные запросы переподготовки руководящих и педагогических кадров системы образования является реализация образовательной программы "Менеджмент в образовании". Ее цель - совершенствование образования для получения права на новый вид профессиональной деятельности – менеджер образования в сфере дошкольного, общего и муниципального образования.

Руководителями дошкольных образовательных учреждений становятся по разным основаниям: возможностью продвижения по служебной лестнице, в связи с интересом к профессии, пониманием ее содержания и желанием совершенствовать ее, материальной заинтересованностью, необходимостью находиться среди людей, иметь над ними некоторую власть, принятием определенного социального статуса в обществе и т.д.

Тем не менее, в управленческой «биографии» каждого руководителя для осуществления профессиональной управленческой деятельности в дошкольном учреждении одного желания мало. Существенное значение имеет готовность самого человека к данному виду работы как специалиста. Профессионально-функциональная готовность определяется имеющимся образованием и соответствием профессионально-личностных составляющих квалификационным требованиям к занимаемой должности. Психологическая готовность на личностном уровне ставит человека, занявшего руководящую должность в позицию эмоционально-положительного отношения к профессиональной деятельности, владению приемами саморазвития и самосовершенствования.

Следовательно, успешность профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения зависит, прежде всего, от определенного набора индивидуально-психологических особенностей и профессионально-деловых качеств его личности, т.е. следует иметь в виду личностную предрасположенность к данному виду деятельности. Ведь сегодняшний руководитель дошкольного образовательного учреждения – взрослый человек – рассматривается на рынке труда как обладатель полноценного интеллекта, производитель мысли, слова, действия как реального факта преобразования внешнего мира и активного строителя собственного жизненного пути.

Основная проблема в деятельности управленческих кадров системы дошкольного образования в настоящее время – несоответствие имеющихся ресурсов и поставленных целей перед дошкольными учреждениями и их руководителями.

Безусловно, вопрос об изменении деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения должен рассматриваться после вопроса о способе организации профессионального обучения, методического и психолого-педагогического сопровождения профессионально-управленческого становления руководителя и повышения его квалификации.

Правительственные постановления и многочисленные ведомственные документы уже определили пути реализации качественного обновления профессионального образования, цель которого – "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования" [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 16].

Особое внимание предполагается уделить "развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня" ... по реализации "ряда мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования" [Там же, 13].

На сегодняшний день недостаточно практико-ориентированных исследований становления профессионально-управленческой деятельности и личностно-деловых качеств управленцев дошкольных образовательных учреждений. Профессионально-образовательное развитие взрослого человека как специалиста включает в себя профессиональный выбор (карьерный рост), профессиональную подготовку (переподготовку), профессиональную адаптацию, рост и совершенствование профессионально-управленческого мастерства в системе непрерывного образования. Необходимой составляющей профессионализации руководителя ДОУ является ориентация на новые тенденции развития системы образования в целом и системы дошкольного образования в частности в изменяющихся социально-экономических условиях нашей страны.

Следовательно, в условиях формирования рыночной экономики в нашей стране увеличивается значение человеческого фактора, в связи с чем особое значение приобретает профессионально-личностный потенциал управленческих кадров дошкольных образовательных учреждений. В содержании профессионально-управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения решение социально-психологических проблем являются залогом реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Подводя итог вышесказанного, можно утверждать о потребности в квалифицированных управленческих кадрах системы дошкольного образования. Очевидна важность определения механизма поиска внутренних резервов профессионально-личностного совершенствования руководителя, от которого во многом зависит осмысление, осознание и реализация умелого управления образовательным учреждением в сегодняшних условиях.

Среди основных задач психолого-педагогических исследований в области профессионализации современного руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования можно выделить следующие:

- психолого-педагогический анализ профессионально-управленческой деятельности специалистов;

- изучение закономерностей взаимосвязи и взаимовлияния личностных особенностей управленцев и характеристик управленческой деятельности;

- изучение процессов формирования и становления личности профессионала-управленца;

- разработка психологических методов и средств определения профессионально-управленческих способностей руководителя дошкольного образовательного учреждения;

- разработка психолого-педагогических рекомендаций по использованию методов и средств кадрового отбора, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в системе непрерывного образования.

В новых условиях резкого изменения характеристик социальной среды проблема совершенствования процесса профессионального становления современного управленца дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации является актуальной и своевременной. Мы предположили, что в процессе повышения квалификации могут совершенствоваться индивидуально-психологические особенности и деловые качества личности руководителя дошкольного образовательного учреждения, необходимые для его профессионально-управленческого становления. Успешность профессиональной деятельности управленца дошкольного образовательного учреждения зависит, прежде всего, от определенного набора индивидуально-психологических особенностей его личности, от способности адаптироваться к изменяющимся социально-психологическим требованиям управленческой деятельности, с одной стороны, и, с другой - от умения активно действовать, самосовершенствоваться в управленческой действительности и преобразовывать ее.

На базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области и Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого проводилось научное исследование проблемы развития взрослой личности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения в его профессионально-управленческой деятельности. Научно-практическую значимость нашего исследования определяет изучение психолого-педагогических особенностей процесса совершенствования профессионально-управленческого становления руководителя дошкольного образовательного учреждения (подготовлена кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук).

В исследовании приняли участие студенты 5 курса дневного отделения факультета педагогики и психологии развития ребенка ТГПУ им. Л.Н. Толстого, обучающиеся по специальности дошкольная педагогика и психология; педагоги дошкольных образовательных учреждений, относящиеся к группе управленческого резерва при муниципальных комитетах по образованию и слушатели курсов повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений. Среди последних были руководители дошкольных образовательных учреждений г. Тула и Тульской области с разным стажем управленческой деятельности.

На первом этапе изучались особенности профессионально-управленческой деятельности, определяющие требования к профессионально-личностным особенностям современного руководителя дошкольного образовательного учреждения на основе теоретического анализа литературы и анализа разработанности проблемы профессионально-управленческого становления в практике дополнительного образования взрослых в системе повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений.

На втором этапе проводилось пилотажное исследование с использованием специальной системы психодиагностического инструментария получения информации об индивидуально-психологических особенностях руководителя дошкольного образовательного учреждения. Разрабатывалась оптимальная и реальная модели современного управленца для данного вида деятельности в конкретных условиях Тульского региона. Обрабатывались и анализировались полученные результаты экспериментальных данных.

На третьем этапе разрабатывалось содержание программы обучения управленцев дошкольных образовательных учреждений с психолого-педагогическими рекомендациями по совершенствованию процесса их профессионально-управленческого становления в системе повышения квалификации.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рассматривать эффективность профессионального управленческого становления руководителя дошкольного образовательного учреждения через совершенствование психокоррекционного воздействия на него в процессе обучения в системе повышения квалификации. Одновременно с этим, предлагаются разработанные и апробированные нами методы изучения и совершенствования профессионально-управленческого становления современных руководителей дошкольных образовательных учреждений, как претендентов, так и находящихся на разных стадиях профессионального управленческого становления.

Поэтому научно-практическая значимость нашего исследования определяется тем, что решаемые в нем вопросы непосредственно связаны с актуальными задачами модернизации российского образования в системе непрерывного образования: профессиональной переподготовкой и профессиональным становлением управленцев дошкольных образовательных учреждений в системе дополнительного образования. Личность управленца сегодня необходимо рассматривать с точки зрения его способностей, предрасположенностей, умений и навыков с ощущением их желания и собственных сил для достижения поставленных целей, что порождает вполне естественный мотив власти, компетентно реализуемый в конкретной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Использование психологических методов и средств определения профессионально-управленческой пригодности руководителя дошкольного образовательного учреждения, а именно внедрение способов прогнозирования успешности его профессионально-управленческой деятельности, оценка перспективности и рационального использования конкретной личности как занимающего или претендующего на управленческую должность на более ранних этапах профессионального управленческого самоопределения, окажет значимую помощь в решении кадровых проблем и эффективности деятельности системы дошкольного образования в целом.

Результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки (переподготовки) и повышении квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений других вузов системы дополнительного профессионального образования; подготовке и проведении аттестации руководителей дошкольных образовательных учреждений; в работе муниципальных органов управления по отбору специалистов в области управления дошкольным образованием; повышения их адаптационных возможностей, как целостная система мер региональных программ развития дошкольного образования.