Конспект занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Гласные звуки А, У, О, Ы, И, Э"


Цели:

  1. коррекционно-образовательные:
  2. коррекционно-развивающие:
  3. коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование: картинки, в названии которых есть эти гласные звуки, карандаши, карточки-схемы, картина с изображением дикого животного (слона) и корабля (на каждого ребенка), герои путешествияпопугай Гоша, черепаха Тортилла, маленький слоненок, Робинзон Крузо.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправляемся в гости к Робинзону Крузо. Путешествие далекое, интересное, но опасное, т.к. на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

Дать характеристику гласным звукам.

Каким цветом мы их обозначаем?

2. Развитие общей, артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания голоса.

* Общее расслабление. «Рыбка».

Глаза есть, но не мигает,

 

 

 

Мигают глазами.

Крылья есть, но не летает,

 

 

 

Взмахи руками, разведенными в стороны.

Плавает под мостиком,

 

 

 

Руки сложены ладошкой к ладошке.

Хвостиком виляет,

 

 

 

Плавные, волнообразные движения.

Ночью тихо засыпает.

 

 

 

«Засыпают».

* Развитие общей моторики.

Рыбка плавает в водице,

 

 

 

Дети стоят в кругу.

Рыбке весело играть.

 

 

 

Волнообразные движения руками.

Рыбка,Рыбка,озорница,

 

 

 

Бегут друг за другом.

Мы хотим тебя поймать.

 

 

 

 

Рыбка спинку изогнула,

 

 

 

Далее по тексту.

Крошку хлебную взяла;

 

 

 

 

Рыбка хвостиком махнула,

 

 

 

 

Рыбка быстро уплыла.

 

 

 

 

 

 

 

 

(М. Клюкова).

*Развитие мимических мышц:

  • нахмурить брови;
  • подмигнуть;
  • втянуть щеки в рот.

*Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

  • для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта;
  • для губ: губы-«художники» (беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у-ы ).
  • для языка: язык «лопаткой», «иголочкой», «чашечкой»;
  • выполнение действий по тексту

Посмотри направо,
Посмотри налево,
Посмотри на небо – нет ли туч,
Погляди вниз на дорожку – нет ли луж.
Ничего не нашел, домой пришел.

* Работа по развитию дыхания и голоса.

Чтение звукокомплексов:

громко

 

 

 

ауиоыэ,

тихо

 

 

 

ауыи,

шепотом

 

 

 

иоуы.

Дети должны определить, сколько букв в каждом звукокомплексе.

– Молодцы, ребята! Все вы хорошо справились с заданием, и мы можем смело отправляться в путешествие. И так, в путь!

3. Наш корабль плывет к острову попугаев.

Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, можете ли вы определить последний звук в словах: калина, коты, весло, кегли и первый звук в словах: утка, ива, поэт (с опорой на предметные картинки).

– Умнички, доказали.

4. Мы снова отправляемся в путь. Перед нами – остров черепах.

Хозяйка острова мудрая черепаха Тортилла приготовила для путешественников необычное задание: «Доскажи словечко».

Д/и «Один – много»

На берегу растет сосна,
А рядом с нею …
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею…
Стал красным-красным помидор,
А рядом …
Вот гном один, вот гном второй,
А вместе это.

Какой звук вы слышите в конце слов, называющих много предметов?

И с этим заданием справились.

5. Нас ждет остров слонов и маленький слоненок, который учится в школе зверей и никак не может справиться с заданием. Давайте поможем ему.

Прослушать и пересказать текст «Слон».

Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как бревна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.

Вопросы:

  • С чем сравнивает автор слона?
  • На что похожи ноги, уши?
  • Какие клыки у слона?
  • Что сделал слон хоботом?

6. Физкультминутка.

Изображение гласных букв с помощью движений, поз.

7. Что это? Необитаемый остров?

Смотрите, на нашем корабле дикари. Если мы не дадим ответ на их задание, они нас не выпустят, могут даже потопить ко рабль. Быстрее, ребята, за работу.
* Подобрать к схемам слова-картинки. (гласный звук стоит в середине слова: сыр, дым; кот, дом, сом; рак, лак, мак )

– Ура! Молодцы! Скорее на корабль. Нас ждет Робинзон Крузо! Но что это? На корабле – вода? Кто-то из дикарей все-таки успел пробить наш корабль. Скорее ищите пробоины!

Задание: В какую схему слова упадет каждая капля? (В каждой капельке гласная буква. Ее необходимо вставить в соответствующую схему данной картинки).

Пробоины найдены.

– А вот и сам Робинзон Крузо! Встречайте его, ребята. Покажем свою смекалку. Да!

Задание: Выполнить штриховку по образцу кораблика. (Штриховка выполняется слева-направо, снизу-вверх).

– Молодцы, ребята!

8. Итог занятия.

Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.

Всем детям вручаются медальки.