Конспект занятия по валеологии на тему "Носы нужны не только для красы"


Термин «валеология» означает «наука о здоровье». Несколько лет назад это слово быстро вошло в моду и широко распространилось в образовательной системе.

Сейчас считается возможным использовать данное слово как собирательный термин, объединяющий такие традиционные науки, как анатомия, физиология, медицина, гигиена, профилактика болезней, пропедевтика и др. Он отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни, поскольку в детском саду неприемлемо дробление педагогического процесса. В нашем детском саду мною разработана и внедряется программа «Здоровейка», цель которой – приобщение детей к здоровому образу жизни. Предлагаю вашему вниманию несколько конспектов занятий из программы.

Конспект занятия по валеологии «Носы нужны не только для красы»

Цель: Познакомить детей с устройством органа обоняния, дать представление о большой его значимости в жизни человека. Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать внимание и милосердие к людям, умение и желание помочь.

Методические приемы: Рассказ воспитателя, чтение стихов, загадывание загадки, рассматривание таблицы с изображением носа; дидактические игры «Узнай по голосу», «Узнай по запаху», знакомство с поговорками о носе.

Словарная работа: Носоглотка, обоняние, нерв.

Оборудование: Таблица с изображением носа, различные сильно пахнущие предметы и продукты (по возможности), картинки с носами различных животных.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня нашу встречу мы начнем с загадки:

«Посреди двух озер — горушка». (нос)
У всех людей у всех зверей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.

Дидактическая игра «Где чей нос». Воспитатель показывает картинки с носами различных животных. Дети их угадывают. (Последним показать нос человека).

Воспитатель: А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? Похожие, но все-таки у всех разные. Ученые подсчитали, что бывает 15 разновидностей носов. Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие, плоские, прямые.

Как вы думаете, для чего нужен нам нос? (Ответы детей) Конечно, в первую очередь - для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно для этого приспособлен.

Воспитатель показывает схему носа (в разрезе). — Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся, как трава на ветру. К ним прилипают пылинки, попавшие в нос вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если же в нос попадает что-то стишком тяжелое - мы чихаем. Пройдя через 3 носовые раковины, очищенный и увлажненный воздух, плавно опускается «готовеньким» в носоглотку.

Какой бы трескучий мороз не стоял на улице, прежде чем попасть в легкие, воздух всего за секунду непременно согреется до температуры тела. А если человек находится в сауне или в знойной Африке, какой воздух поступает внутрь? Горячий и сухой? Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.

Вы наверное удивитесь, но от носа зависит также и ваш голос. Нос вместе с носоглоткой позволяет сделать ваш голос неповторимым (мягким и тихим, или громким, звонким). Зажмите свой нос рукой и скажите что-нибудь. Видите, как сразу изменился ваш голос. Он стал низким и неприятным.

Проводится игра «Узнай по голосу».

Несколько детей по очереди зовут по имени водящего. Водящий с закрытыми глазами по голосу угадывает, кто его позвал. (Игра может повторяться в свободное время вне занятий.)

Воспитатель: Послушайте еще стихотворение про нос:

Я ничего не знал и вдруг
Мой нос мне говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю,
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсин
И во-о-он туда положил!

- Как мы узнаем, что чем-то пахнет? Часть воздуха, которая проходит через носовую раковину, обязательно «провалится» в обонятельную ямку. В ней более 10 миллионов специальных обонятельных клеток своими длинными волосками вылавливают из воздушного потока пахучие частички и «допросив» их, немедленно передают информацию по обонятельному нерву в головной мозг. А там память хранит все известные нам запахи. Сейчас мы узнаем, много ли запахов хранится в вашей памяти.

Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что им дали понюхать (можно предложить мыло, духи, апельсин, хлеб, яблоко, лук, чеснок, лекарство и т.п.)

Воспитатель: Что еще вы можете узнать по запаху? (елка, мандарины, еда — суп, компот,..).

А что нам может мешать чувствовать запахи и дышать носом? Насморк! Кто лечит нам больной нос? ЛОР! Что еще лечит ЛОР? Уши и горло.

ВЫВОД: Видите, какой чудесный орган есть у человека. Он нужен нам, чтобы мы могли дышать чистым воздухом, чтобы могли ощущать разные запахи, он помогает нам говорить.

Мы растем, и он растет вместе с нами. Как же мы можем беречь наш носик? Очень просто:

  1. Дышать надо носом, а не ртом. Читать и говорить чаще вслух для укрепления мышц носа и рта.
  2. Делать дыхательную гимнастику: 5-6 медленных вдохов и выдохов через нос (Дети встают и делают).
  3. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)
  4. Нос нужно чаще мыть и не ковырять носу пальцем. (Объяснить, почему)

Вы знаете, что нужно делать, если пойдет кровь из носа?

Предложить детям помочь «больному»; вспомнить, что делали взрослые:

  • а) промыть лицо;
  • б) не сморкаться!
  • в) вставить ватные тампончики в ноздри;
  • г) на лоб и на переносицу положить холодное мокрое полотенце;
  • д) подбородок приподнять;
  • е) усадить или уложить человека;
  • ж) успокоить его и поговорить с ним.

Если у вашего друга пошла из носа кровь, и вы не можете ему помочь, не бойтесь и быстро позовите кого-нибудь из взрослых. Запомнили?

- А слышали ли вы выражение: «Не суй нос не е свое дело»? Как вы его понимаете? Какой другой поговоркой можно заменить? («Любопытной Варваре нос на базаре оторвали»)

Можно ли по настоящему оторвать нос? Да. А сломать? Очень просто — при ударе, в драке, при падении. Но наши врачи научились пришивать оторванные носы и «складывать» сломанные. Есть еще поговорка: «Берегите нос в большой мороз». Почему так говорят? Что делать, если нос замерз? (Ответы детей) Молодцы!

Итак, нос нам нужен для красоты? А зачем? Что он для нас делает? (Ответы детей) Как мы должны ухаживать за ним? Молодцы!

Конспект занятия по валеологии «Береги глаза»

Конспект занятия по валеологии «Держи ушки на макушке»