Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников


Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. [8]

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений.

Решая проблему применения биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

- обобщить рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, развитию артикуляционной и мелкой моторики в единую систему,

- адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со стертой формой дизартрии,

- проанализировать результативность работы.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

I этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Дети, поступившие в речевую группу, имели фонетико-фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие речи III уровня. У каждого ребенка определялась стертая форма дизартрии легкой или средней степени тяжести. Выраженная либо рассеянная неврологическая симптоматика проявилась прежде всего в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети были неуклюжи, раскоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкинезии. Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей, атетозные движения, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.

С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Справиться со всеми проблемами помогала биоэнергопластика.

II Этап – подготовительный. Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствовали игровые персонажи – Девчушка-говорушка, доктор Звуков. Они подбадривали ребенка, наблюдали за его успехами, давали ненавязчивые советы и рекомендации, просили поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.

III Этап – основной.

Начинали с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Общие упражнения выносились во фронтальные формы работы. Проводились они ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включал в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым. Так осуществлялась преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике давали хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. Индивидуально, перед зеркалом можно предварительно познакомить с упражнением детей, которым в силу различных причин трудно распределять внимание и контролировать выполнение. Хороший эффект у таких детей дает упражнение “Горизонтальная восьмерка” [5]:

1-2-я неделя. Упритесь языком в зубы, стараясь их “вытолкнуть наружу”. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз.

3-6-я неделя. Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности.

7-8-я неделя. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Специальные подготовительные упражнения дети отрабатывали подгруппами из 2–3 человек и индивидуально с воспитателем, логопедом, родителями. Наш опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

IV Этап - Автоматизация полученных навыков.

Знакомые упражнения дети закрепляли в речевом уголке самостоятельно. Для этого использовали магнитофон – плеер с наушниками. На кассету были записаны указания по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Ребята очень любят самостоятельно работать с техникой. Повышали интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

Большую помощь на этом этапе оказывали родители. Правильно организовать домашнюю работу им помогала рубрика родительского уголка – "Мама, папа, поиграй со мной".

Сравнительный анализ динамики развития детей с речевой патологией подтверждает эффективность использования технологии биоэнергопластики.

Влияние биоэнергопластики на коррекцию мелкой и артикуляционной моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Положительная динамика в развитии психических процессов у детей под влиянием коррекционно - развивающих занятий

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями речи.

Литература.

1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.

7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.