"Влияние арттерапии на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"


Конечно, высшие выражения творчества до сих пор
доступны только немногим избранным гениям человечества,
но в каждодневной окружающей нас жизни творчество
есть необходимое условие существования. Если так понимать
творчество, то легко заметить, что творческие процессы
обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем возрасте.

Л.С.. Выготский

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца.

Поэтому очень важно и необходимо формировать творческие качества личности с детского возраста. По мнению психологов и педагогов детей, следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психологического процесса, который лежит в основе любого вида творчества.

Один из признаков музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

Именно музыкальное занятие является той первой ступенькой в жизни маленького человечка, встав на которую он с уверенностью пойдет в тот удивительный мир музыки и творчества. И нам педагогам очень важно не упустить и не пропустить тот удивительный миг в жизни ребенка, когда он с удовольствием и радостью доверяет нам самое ценное, что у него есть, свою душу.

По своей природе, детское творчество синтетично, часто носит импровизированный характер, и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять.

На музыкальных занятиях мы применяем следующие виды детского творчества это:

  1. Песенное творчество
  2. Игровое творчество.
  3. Танцевальное творчество.
  4. Творчество при игре на детских музыкальных инструментах.

Дети приобщаются к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образов и действий.

Творческое проявление музыкальности позволяет активно развивать фантазию, воображение ребенка, оно выражается в начальных формах музыкального творчества - песенного, игрового, танцевального и т.д.

Творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека, и чем раньше мы бросим ребенка в творчество, тем устойчивее будет его психика. Использование в едином блоке музыки, литературы, драматургии, изобразительного искусства, танца способствует творческой направленности ребенка.

Е. Л. Яковлева утверждает, «что человек, в данном случае ребенок - существо общественное, его уникальная индивидуальность должна быть проявлена, представлена другим людям. Творческость, есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности».

Высокие требования к организации обучения и воспитания определили поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к творческому и эстетическому воспитанию детей. Этим определен поиск новых путей решения проблем формирования творческих основ личности ребенка.

Создать творческую атмосферу в детском саду, раскрыть особенности и возможности детей, научить верить в себя, выработать стремление познавать, экспериментировать - над этими основными вопросами приходится нам работать на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

В «пестром» коктейле форм музыкального воспитания, нужно выбрать именно те, которые самые важные сделать на них акцент и не ошибиться в своем выборе. С помощью современных технологий развивать творческие и музыкальные способности и так же суметь выявить раннюю одаренность детей, которые посещают наш детский сад.

Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:

  1. Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  2. Апробировать программы, авторские методики направление на развитие песенного, театрального, танцевального творчества детей, развивать музыкальную одаренность.
  3. Развивать способность творить, созидать в различных областях искусства и свободной деятельности.
  4. Создавать условия для проявления музыкальной активности через творчество для личностного самоутверждения ребенка.
  5. Формировать авторскую позицию.

Развитию этих индивидуальных качеств ребенка способствует арттерапия.

Арттерапия (дословно) - лечение видами искусства, нашла применение в системе творческих занятий, используемых у нас в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, которые характеризуются.

  1. Отсутствие заданного образца
  2. Коллективным способом работы и создания музыкально-художественного изобразительного произведения (продукта)
  3. Коммуникативным характером деятельности и восприятием психологического комфорта, приподнятости и катарсиса от совместно выполненной работы в общении.

У арттерапии многовековая история ее «крестным отцом». Считается французский мыслитель XVIII века Жан Жак Руссо. Он подметил, для того, чтобы понять ребенка, надо понаблюдать за его игрой.

Однако, игру как, метод психотерапии начали применять лишь в 20-х годах XIX столетия - психоаналитики Мелани Клейн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, наблюдая за детскими играми и танцами, анализируя рисунки, они заметили, что в игре ребенок не только выражает свои переживания. Они явились одной из форм самотерапии.

В 30-х годах прошлого столетия значительно расширил возможности арттерапии психолог Фредерик Ален. В своих исследованиях, он сделал акцент на доверительных и теплых отношениях между взрослыми и детьми, относится к ребенку как к личности. Его терапия так и называется - терапия отношений.

Говоря об истории арттерапии, невозможно не упомянуть Дэвида Леви, который развил идеи «психотерапии от реагирования» - игровой терапии для детей, переживших психотравмирующие ситуации. В игротерапии ребенок воспроизводит психотравмирующую ситуацию и управляет игрой, перемещаясь из роли пострадавшего в активную роль.

Отечественные психологи тоже используют арттерапию и разрабатывают оригинальные методики. Детские психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова, лечат детские нев­розы с помощью кукольного театра: в их книгах «Книга для трудных родителей» и «Разноцветные белые вороны» они дают рекомендации родителям как вести себя с детьми.

Игра дает возможность воспроизвести не осознавшие конфликты и темы самым снять эмоциональное напряжение. Это является самотерапией при невротических расстройствах, уменьшает агрессивность и поведение, снижает тревогу. Приносит облегчение малышу при психосоматических заболеваниях, бронхиальной астме, нейродермите, язвенной болезни, го­ловных болях.

Арттерапия хороша еще и тем, что необходимые «материалы» у вас под рукой, все возможные плюшевые игрушки, посудка, машинки, куклы, пластилин, глина. Остается только применять их на практике.

Музыка в арттерапии на занятиях старших дошкольников играет огромную и важную роль, она создает атмосферу происходящих событий, если по замыслу занятия отправляешься в ночь, то мелодия погружает нас в ее таинство полное предчувствий и самых неожиданных встреч.

По Н. Басиной и О.Сусловой «музыка - видима и невидима. Это ее парадокс «провоцирует» фантазию ребенка. Он постигает окружающий мир через действия и, рисуя на листе, действует. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от живописи и архитектуры)».

Ткань музыкального произведения предельна, абстрактна, невидима, но чрезвычайно чувственна. Музыка будто стремится преодолеть свою нематериальность, обрести плоть, стать видимой - работая с музыкальным произведением, мы создаем такую атмосферу, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он как бы «берет» ее в руки «рассматривает, какая она, тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, таинственная или магическая».

Исследователи разработали три пакета программ воздействия музыки на человека, которые успешно применяются в работе с детьми.

Музыку можно использовать по-разному (наигрывать, когда дети рисуют или лепят). Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействия, позволяют повысить внимание ребенка и увеличивают его устойчивость к стрессам. Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств к рождению настроения и образов. Особым терапевтическим эффектом обладают цветные шифоновые шарфы, которые используются нами на музыкальных занятиях при движении под музыку в танцевальных импровизациях.

Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. Созданная на занятии благоприятная творческая атмосфера - выключенный свет, зажженная свеча, включенный торшер, плавающая в цветной воде свеча, звуки льющейся музыки и благоухающий запах - настраивают детей на индивидуальный воображаемый образ.

Еще пример: Громко включенная музыка «Поющие барабаны» - это зажигающая своими ритмами и темпераментом музыка. Детям предлагается взять музыкальные инструменты и дополнить новыми звуками мелодию «уловив» ее темперамент. Среди «инструментов» банки с водой, бутылки с горохом, металлическая и наждачная бумага, деревянные и металлические ложки, бубны и колокольчики, стиральные доски, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы, бумага разной структуры.

Музыка настолько поглощает детей, что они начинают активно двигаться по комнате, выбивая такт и ритм импровизационных инструментов. Находясь в своеобразном творческом трансе, дети начинают рисовать огромными кистями и гуашью. Бумага везде: на полу, на столах, на стульях, на стене. Художественная ценность полученного произведения не столь важна - дети получают эмоционально-чувственный заряд и выплескивают свои эмоции. В группе появляется звуковой лидер. Он задает темп, и ритм музыки остальные их подхватывают, чувствуя поддержку группы, лидер пускает в ход всю свою изобретательность и воображение, даже не будучи музыкантом.

Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мелодия обретают новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линии на листе бумаги дышат и звучат.

В своей работе по развитию танцевального творчества у детей мы активно используем кинезитерапию - это вид арттеерапии, где музыка и движение используются в лечебных или коррекционных целях. «И взрослые, и дети - пишет дирижер Л. Стоковский - слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в ее ритм. Они начинают делать движения, руками, ногами, притопывать, покачивать головой - это бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмичный танец». Ребенок интуитивно испытывает потребность в движениях, поэтому важно развивать у него начальные формы проявления. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. С древних пор музыка и танец использовались как лечебный фактор. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально прописывали своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов, Интерес к музыкотерапии и танцетерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтиче­скую ценность музыки, постоянно растет. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления, в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка - развивает экспрессию человека - двигательную, речевую, мимическую.

Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во все областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной и воспитательной работе с детьми.

Танцетерапия с дошкольниками предполагает использованием различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец, танец - импровизация, пластика тела, танец рук, коррекционная ритмика, данстерапия, танцевальный стренчинг, современный детский или народный танец.

Кинезитерапия с детьми на музыкальных занятиях в нашем детском саду проводится в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. («Путешествие за Синей птицей», «В гостях у морского царя», «Бал насекомых» и т.д.).

В работе по развитию эмоциональной сферы для детей используем комплексы упражнений с использованием кинезитерапии, игры, этюды, целью которых коррекция его психоэмоциональных нарушений. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Детям даем возможность проявить себя, свою индивидуальность в выражении эмоций и подборе танцевальных движений, которые помогут создать соответствующий образ, к каждому такому танцевальному этюду подбирается конкретная по характеру музыка.

Большое значение в ходе таких занятий придается коррекции коммуникабельных нарушений, трудностей в общении со сверстниками, нежелательных личностных особенностей. Формированию танцевально-игровой культуры помогает специально подобранная музыка классическая, народная, современная к циклам тематических танцевально импровизацион­ных упражнений. «Танец бабочек», «волшебник», «Танец прекрасного цветка», «На балу у морского царя», «Дискотека кузнечиков», «Танец огня», «Танец морских волн» и т.д. ­

Систематически занимаясь с детьми по данным методикам, проанализировав и поведя мониторинговое обследование детей по результатам первого полугодия 2009- 2010 года. Хочется отметить, что уровень развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста повысился по всем разделам: это и способность восприятия музыки - на 22%, эмоциональна отзывчивость – на 30%, ладовисотный слух и чувство ритма - на 28%, музыкальная память - на 13%, воображение, музыкальное мышление - на 12%, координация слуха и голоса - на 18%, координация движений - на 25% и самое главное, заметно улучшились музыкально-творческие способности детей, они стали открытыми, активными, готовыми к совместной творческой работе с педагогом.

Хотелось бы обратиться к педагогам и родителям: главное заключается в том, что способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь, двигаться, заниматься музыкальным творчеством, также к понятию - музыкальность. И так, постарайтесь запомнить главное.

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее желаннее новые встречи с ней.