Конспект занятия для детей младшей группы по развитию восприятия с элементами исследовательской деятельности у детей на тему "Лимон. Какой он?"


Программное содержание:
-совершенствование восприятия;
-тренировка ощущений;
-закрепление навыков обследования предметов с помощью всех органов чувств.

Материалы:
-аудиозаписи музыки природы;
Волшебный мешочек» с лимоном; блюдце с семечками лимона, пиала с половинкой лимона, накрытые салфетками;
-лист ватмана, на котором нарисован контур  лимона;
-четыре чашки с водой: простой, подсоленной, подслащенной, подкисленной; пипетка.
-отдельные полоски желтой бумаги для обрывной аппликации, клей,
-игрушка медвежонок.

Ход занятия:

Воспитатель:
-Здравствуйте! Я рада вас видеть! Начнем занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, я рада тебя видеть». Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: «Катя, я рад тебя видеть» и так далее.
Дети садятся.

Воспитатель:
-К нам пришел в гости пришел медвежонок. Сегодня  у него день рождения. Медвежонок ужасный сладкоежка.                        
Почтальон (ребенок старшей группы):
Телеграмма! Телеграмма!
Из Африки, от гиппопотама.

Воспитатель (открывая посылку):
-Медвежонку его друг из Африки прислал подарок ко дню рождения, чтобы он с этим лакомством попил чай и угостил своих друзей. А вот для того, чтобы узнать, что это за подарок, нам надо пройти испытания и угадать, что там в посылке.

Воспитатель:
-Первая подсказка.
У меня в руках блюдце, покрытое салфеткой. Сейчас вы будете передавать его по кругу, ощупывать пальчиками через салфетку и отгадывать, что там находится,но вслух не говорить. Это будет вашим секретом до тех пор, пока блюдце не вернется ко мне. Владик, бери блюдечко, ощупай пальчиками, что там лежит, подумай, что это может быть? Теперь передай блюдечко Кате…(дети по очереди передают блюдце друг другу). Итак, блюдце вернулось ко мне, Ия ставлю его в центр круга, но салфетку пока не снимаю.  Как вы думаете, что лежит на блюдечке?

Предположительные ответы детей: ( Конфетки, орешки, камушки, горох, крупа, семечки.)
Воспитатель  цветными фломастерами записывает ответы детей на отдельном листочке.

Воспитатель:
-Жаль, что вы не смогли точно отгадать, что лежит в блюдечке. Вам нужна еще подсказка.

Вторая подсказка.
Воспитатель берет пиалу, накрытую салфеткой, в которой лежит половина лимона:
- Вам будут помогать носики. Я подойду к каждому из вас и дам понюхать, а вы закроете глаза. Глеб, понюхай, но никому не говори, что это, храни свой секрет. Глазки никто не открывает. Теперь Оля нюхает и думает, что это может быть…Открывайте глаза. Я ставлю пиалу, накрытую салфеткой, в цент круга, но пока не показываю вам ее содержимое. Угадали по запаху, что это?

Предположительные ответы детей
- Конфетка, апельсин, пряник, мандарин, лимон, пирог.
(Воспитатель цветными фломастерами записывает ответы детей на отдельном листочке и кладет его рядом с пиалой.)
И опять вы все не смогли точно сказать, что написано на листе бумаги.

Третья подсказка. Это волшебный мешочек. Вы будете опускать в него руки, ощупывать то, что там лежит, и стараться отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет, пока я вас не спрошу. Наташа первая начинает обследование…И волшебный мешочек я кладу в середину круга. Что удалось вам в нем обнаружить?

Предположительные ответы детей: (Игрушка, лимон, апельсин.). Записывает ответы детей.
-Давайте проверим ваши предположения. Теперь глазки будут вам помогать. Я достаю из мешочка…лимон, в пиале лежит половинка лимона, а в блюдечке – его семечки. Теперь мы знаем отгадку – это лимон.
Но у нас есть еще одно подтверждение, что это лимон. Перед вами 4 чашечки. Надо найти ту, в которой находится лимонная вода. Какого она вкуса? Правильно, кислая. Сразу скажу вам, что в одной из чашек простая вода, в другой соленая, а еще сладкая и кислая, лимонная  вода. Что поможет вам определить? Конечно, язык. Я возьму первую чашку, наберу в нее  пипеткой водичку и капну вам ее на язычок, а вы определите ее вкус. Совпадет он со вкусом лимона или нет? (Воспитатель капает сначала простую воду, потом – соленую, кислую и сладкую.)

Динамическая пауза.

-Вы отлично справились с заданием. Медвежонок  доволен.  А теперь сделаем обрывную аппликацию все вместе. У меня есть на большом листе нарисованный контур лимона. Возьмите ленточки желтой бумаги. Оторвите кусочки, и каждый из вас свои кусочки наклеит на лист с силуэтом лимона.
(Дети делают коллективную обрывную аппликацию лимона под музыку.)
Вот какой у нас получился Лимон!
Вы поработали очень хорошо! Молодцы!